Народ хунзы – долгожители. Образ жизни и питание народа хунза. Племя хунза - рекордное долголетие и удивительная история Племя хунза вымысел

Долина реки Хунза находится на границе Индии и Пакистана, ее еще называют «оазисом молодости». Почему? Продолжительность жизни местных жителей - 110-120 лет. Они почти никогда не болеют и выглядят молодо.

Их долголетие до сих пор заводит в тупик исследователей. Интересно знать подробнее расскажет об жизни горного народа. Значит, существует некий образ жизни, приближающийся к идеальному, когда люди чувствуют себя здоровыми, счастливыми, не стареют, как в других странах, уже к 40-50-летнему возрасту. Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев (как и калаши, которые живут совсем рядом).

Согласно легенде, расположенное здесь карликовое горское государство основала группа воинов армии Александра Македонского во время его Индийского похода. Они, естественно, установили тут строгую боевую дисциплину - такую, что жителям с мечами и щитами пришлось и спать, и есть, и даже плясать…

При этом хунзакуты с легкой иронией относятся к тому, что кого-то еще в мире называют горцами. Ну, в самом деле, не очевидно ли, что с полным правом это имя должны носить лишь те, кто живет возле знаменитого «места горной встречи» - точки, где сходятся три высочайшие системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум. Из 14 пиков-восьмитысячников Земли пять находятся поблизости, в том числе вторая после Эвереста К2 (8 611 метров), подъем на которую в альпинистском сообществе ценится даже больше, чем покорение Джомолунгмы. А что сказать о не менее прославленной здешней «вершине-убийце» Нанга-Парбат (8 126 метров), похоронившей рекордное число восходителей? А о десятках семи- и шеститысячников, буквально «толпящихся» вокруг Хунзы?

Пройти через эти скальные массивы будет не под силу, если вы не спортсмен мирового уровня. Вы сможете лишь «просочиться» узкими перевалами, ущельями, тропами. Издревле эти редкие артерии контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Хунза считалась среди них одним из самых влиятельных.

В далекой России про этот «затерянный мир» известно немного, причем по причинам не только географическим, но и политическим: Хунза, наряду с некоторыми другими долинами Гималаев, оказалась на территории, за которую почти 60 лет ведут яростный спор Индия и Пакистан (главным его предметом остается куда более обширный Кашмир).

СССР - от греха подальше - всегда старался дистанцироваться от конфликта. К примеру, в большинстве советских словарей и энциклопедий та же К2 (другое имя - Чогори) упомянута, но без указания местности, в которой она находится. Здешние, вполне традиционные названия были стерты и с советских карт, и, соответственно, из советского новостного лексикона. Но вот что удивительно: в Хунзе про Россию как раз знают все.
Два капитана

«Замком» многие местные жители почтительно называют Балтитский форт, нависающий со скалы над Каримабадом. Ему уже около 700 лет, и в свое время он служил местному независимому правителю и дворцом мира, и крепостью. Не лишенный импозантности снаружи, изнутри Балтит кажется мрачным и сырым. Полутемные помещения и бедная обстановка - обычные горшки, ложки, гигантская печь… В одном из помещений в полу люк - под ним мир (князь) Хунзы держал своих личных пленников. Светлых и больших помещений немного, пожалуй, лишь «балконный зал» производит приятное впечатление - отсюда открывается величественный вид на долину. На одной из стен этого зала - коллекция старинных музыкальных инструментов, на другой - оружие: сабли, мечи. И шашка, подаренная русскими.

В одной из комнат висит два портрета: британского капитана Янгхазбенда и русского капитанаГромбчевского, которые решили судьбу княжества. В 1888 году на стыке Каракорума и Гималаев чуть не появилась русская станица: когда к тогдашнему миру Хунзы Сафдару Али прибыл с миссией русский офицер Бронислав Громбчевский. Тогда на границе Индостана и Средней Азии шла Большая Игра, активное противостояние двух сверхдержав XIX века - России и Великобритании. Не только военный, но и ученый, а впоследствии даже почетный член Императорского географического общества, этот человек не собирался завоевывать для своего царя земли. Да и было с ним тогда всего шестеро казаков. Но все же речь шла о скорейшем устройстве торговой фактории и политическом союзе. Россия, имевшая к тому времени влияние на всем Памире, устремила теперь свой взор к индийским товарам. Так капитан вступил в Игру.

Сафдар очень тепло принял его и охотно заключил предлагаемое соглашение - он опасался напиравших с юга англичан.

И, как оказалось, не без оснований. Миссия Громбчевского не на шутку встревожила Калькутту, где в то время находился двор вице-короля Британской Индии. И хотя специальные уполномоченные и шпионы успокаивали власти: вряд ли стоит опасаться появления русских войск на «макушке Индии» - с севера в Хунзу ведут слишком трудные перевалы, к тому же закрытые снегом большую часть года, - сюда было решено срочно отправить отряд под командованием Фрэнсиса Янгхазбенда.

Оба капитана были коллегами - «географами в погонах», они не раз встречались в памирских экспедициях. Теперь им предстояло определить будущее бесхозных «хунзакутских бандитов», как их называли в Калькутте.

В Хунзе тем временем потихоньку появлялись русские товары, оружие, а во дворце Балтит появился даже парадный портрет Александра III. Далекое горское правительство начало дипломатическую переписку с Санкт-Петербургом и предложило разместить у себя казачий гарнизон. А в 1891 году из Хунзы пришло сообщение: мир Сафдар Али официально просит о приеме его со всем народом в российское подданство. Эта весть скоро дошла и до Калькутты, в результате 1 декабря 1891 года горные стрелки Янгхазбенда захватили княжество, Сафдар Али бежал в Синьцзян. «Дверь в Индию для царя захлопнута», - написал британский оккупант вице-королю.

Так что, российской территорией Хунза считала себя всего четыре дня. Правитель хунзакутов пожелал видеть себя русским, но официального ответа так и не успел получить. А британцы закрепились и держались тут до самого 1947 года, когда в ходе распада получившей независимость Британской Индии княжество вдруг оказалось на территории, подконтрольной мусульманам.

Сегодня Хунза управляется пакистанским Министерством по делам Кашмира и Северных территорий, но теплая память о несостоявшемся исходе Большой Игры, осталась.

Более того, местные жители спрашивают у русских туристов, почему так мало туристов из России. При этом британцы, хотя и ушли почти 60 лет назад, до сих пор их хиппи наводняют территории.

Абрикосовые хиппи

Считается, что Хунзу заново для Запада открыли именно хиппи, которые бродили в 1970-е годы по Азии в поисках истины и экзотики. Причем, популяризовали это место настолько, что даже обычный урюк американцы сегодня называют Hunza Apricot. Впрочем, сюда «детей цветов» влекли не только эти две категории, но и индийская конопля.

Одна из основных достопримечательностей Хунзы - ледник, который широкой холодной рекой спускается в долину. Впрочем, на многочисленных террасные полях выращивают картофель, овощи и коноплю, которую здесь не сколько курят, как добавляют в качестве приправы к мясным блюдам и супам.

Что же касается молодых длинноволосых ребят с надписью Hippie way на майках - то ли настоящих хиппи, то ли любителей ретро, - то они в Каримабаде а в основном уплетают абрикосы. Это, несомненно, главная ценность хунзакутских садов. Весь Пакистан знает, что только здесь растут «ханские плоды», которые сочатся ароматным соком еще на деревьях.

Хунза привлекательна вовсе не только для радикальной молодежи - сюда едут и любители горных путешествий, и поклонники истории, и просто любители забраться подальше от родины. Дополняют картину, конечно, многочисленные скалолазы…

Поскольку долина находится на полдороги от Хунджерабского перевала до начала индостанских равнин, хунзакуты уверены, что контролируют путь вообще в «верхний мир». В горы, как таковые. Трудно сказать, действительно ли это княжество когда-то основали солдаты Александра Великого, или это были бактрийцы – арийские потомки когда-то единого великого русского народа, но какая-то тайна в появлении этого небольшого и самобытного в своем окружении народа, безусловно, есть. Говорит он на своем собственном языке бурушасхи (Burushaski, родство которого до сих пор не установлено ни с одним из языков мира, хотя все здесь знают и урду, а многие - английский), исповедует, конечно, как и большинство пакистанцев, ислам, но особого толка, а именно исмаилитского, одного из самых мистических и таинственных в религии, который исповедует до 95% населения. Поэтому в Хунзе вы не услышите привычных призывов на молитву, несущихся из динамиков минаретов. Все тихо, молитва - личное дело и время каждого.
Здоровье

Хунзы купаются в ледяной воде даже при 15 градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет ещё рожают детей. Летом они питаются сырыми фруктами и овощами, зимой - высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой.

Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали в рабство. И те, и другие жили в укрепленных деревнях. Интересно еще одно: у жителей есть период, когда фрукты еще не поспели - он зовется «голодной весной» и продолжается от двух до четырех месяцев. В эти месяцы они почти ничего не едят и лишь раз в день пьют напиток из сушеных абрикосов. Такой пост возведен в культ и строго соблюдается.

Шотландский врач МакКаррисон, первым описавший Счастливую долину, подчеркивал, что потребление белков там находится на низшем уровне нормы, если вообще это можно назвать нормой. Суточная калорийность хунзы составляет в среднем 1933 ккал и включает в себя 50 г белка, 36 г жира и 365 углеводов.

Шотландец жил в непосредственной близости от долины Хунза в течение 14 лет. Он пришел к выводу, что именно диета является основным фактором долголетия этого народа. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому не удивительно, что соседи хунза, живущие в тех же климатических условиях, страдают самыми различными заболеваниями. Их продолжительность жизни в два раза короче.

Мак Каррисон, вернувшись в Англию, поставил интересные эксперименты на большом количестве животных. Одни из них питались обычной пищей лондонской рабочей семьи (белый хлеб, сельдь, сахар- рафинад, консервированные и вареные овощи). В итоге в этой группе стали появляться самые разнообразные «человеческие болезни». Другие же животные находились на диете хунза и на протяжении всего опыта оставались абсолютно здоровыми.

В книге «Хунзы - народ, который не знает болезней» Р. Бирхер подчеркивает следующие очень существенные достоинства модели питания в этой стране:

Прежде всего оно вегетарианское;
- большое количество сырых продуктов;
- в ежедневном рационе преобладают овощи и фрукты;
- продукты естественные, без всякой химизации и приготовленные с сохранением всех биологически ценных веществ;
- алкоголь и лакомства потребляют исключительно редко;
- очень умеренное потребление соли; продукты, выращенные только на своей отечественной почве;
- регулярные периоды голодания.

К этому надо добавить и другие факторы, благоприятствующие здоровому долголетию. Но способ питания имеет здесь, несомненно, очень существенное, решающее значение.

В 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция. В результате проведенной ею переписи населения было выяснено, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет, что вдвое превышает этот показатель среди европейцев. В августе 1977 года в Париже не международном раковом конгрессе было сделано заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира) полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

В апреле 1984 г. одна из гонконгских газет сообщила о следующем удивительном случае. Один из хунзакутов, которого звали Саид Абдул Мобут, прибывший в лондонский аэропорт Хитроу, привел в недоумение работников эмиграционной службы, когда предъявил паспорт. В соответствии с документом, хунзакут родился в 1823 году и ему исполнилось 160 лет. Сопровождавший Мобуда мулла отметил, что его подопечный считается святым в стране Хунза, славящейся своими долгожителями. У Мобуда отличное здоровье и здравый рассудок. Он прекрасно помнит события, начиная с 1850 г.

О своем секрете долголетия местные жители говорят просто: будь вегетарианцем, трудись всегда и физически, постоянно двигайся и не меняй ритма жизни, тогда и проживешь лет до 120-150. Отличительные черты хунз как народа, обладающего «полноценным здоровьем»:

1) Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100–200 километров - все равно, что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые.

2) Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода.

3) Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна,- писал МакКарисон.- Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т. п.»

Значит, существует некий образ жизни, приближающийся к идеальному, когда люди чувствуют себя здоровыми, счастливыми, не стареют, как в других странах, уже к 40-50-летнему возрасту. Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев (как и калаши, которые живут совсем рядом).

Согласно легенде, расположенное здесь карликовое горское государство основала группа воинов армии Александра Македонского во время его Индийского похода. Они, естественно, установили тут строгую боевую дисциплину — такую, что жителям с мечами и щитами пришлось и спать, и есть, и даже плясать…

При этом хунзакуты с легкой иронией относятся к тому, что кого-то еще в мире называют горцами. Ну, в самом деле, не очевидно ли, что с полным правом это имя должны носить лишь те, кто живет возле знаменитого «места горной встречи» — точки, где сходятся три высочайшие системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум. Из 14 пиков-восьмитысячников Земли пять находятся поблизости, в том числе вторая после Эвереста К2 (8 611 метров), подъем на которую в альпинистском сообществе ценится даже больше, чем покорение Джомолунгмы. А что сказать о не менее прославленной здешней «вершине-убийце» Нанга-Парбат (8 126 метров), похоронившей рекордное число восходителей? А о десятках семи- и шеститысячников, буквально «толпящихся» вокруг Хунзы?

Пройти через эти скальные массивы будет не под силу, если вы не спортсмен мирового уровня. Вы сможете лишь «просочиться» узкими перевалами, ущельями, тропами. Издревле эти редкие артерии контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Хунза считалась среди них одним из самых влиятельных.


В далекой России про этот «затерянный мир» известно немного, причем по причинам не только географическим, но и политическим: Хунза, наряду с некоторыми другими долинами Гималаев, оказалась на территории, за которую почти 60 лет ведут яростный спор Индия и Пакистан (главным его предметом остается куда более обширный Кашмир).

СССР — от греха подальше — всегда старался дистанцироваться от конфликта. К примеру, в большинстве советских словарей и энциклопедий та же К2 (другое имя — Чогори) упомянута, но без указания местности, в которой она находится. Здешние, вполне традиционные названия были стерты и с советских карт, и, соответственно, из советского новостного лексикона. Но вот что удивительно: в Хунзе про Россию как раз знают все.
Два капитана
«Замком» многие местные жители почтительно называют Балтитский форт, нависающий со скалы над Каримабадом. Ему уже около 700 лет, и в свое время он служил местному независимому правителю и дворцом мира, и крепостью. Не лишенный импозантности снаружи, изнутри Балтит кажется мрачным и сырым. Полутемные помещения и бедная обстановка — обычные горшки, ложки, гигантская печь… В одном из помещений в полу люк — под ним мир (князь) Хунзы держал своих личных пленников. Светлых и больших помещений немного, пожалуй, лишь «балконный зал» производит приятное впечатление — отсюда открывается величественный вид на долину. На одной из стен этого зала — коллекция старинных музыкальных инструментов, на другой — оружие: сабли, мечи. И шашка, подаренная русскими.

В одной из комнат висит два портрета: британского капитана Янгхазбенда и русского капитанаГромбчевского, которые решили судьбу княжества. В 1888 году на стыке Каракорума и Гималаев чуть не появилась русская станица: когда к тогдашнему миру Хунзы Сафдару Али прибыл с миссией русский офицер Бронислав Громбчевский. Тогда на границе Индостана и Средней Азии шла Большая Игра, активное противостояние двух сверхдержав XIX века — России и Великобритании. Не только военный, но и ученый, а впоследствии даже почетный член Императорского географического общества, этот человек не собирался завоевывать для своего царя земли. Да и было с ним тогда всего шестеро казаков. Но все же речь шла о скорейшем устройстве торговой фактории и политическом союзе. Россия, имевшая к тому времени влияние на всем Памире, устремила теперь свой взор к индийским товарам. Так капитан вступил в Игру.
Сафдар очень тепло принял его и охотно заключил предлагаемое соглашение — он опасался напиравших с юга англичан.
И, как оказалось, не без оснований. Миссия Громбчевского не на шутку встревожила Калькутту, где в то время находился двор вице-короля Британской Индии. И хотя специальные уполномоченные и шпионы успокаивали власти: вряд ли стоит опасаться появления русских войск на «макушке Индии» — с севера в Хунзу ведут слишком трудные перевалы, к тому же закрытые снегом большую часть года, — сюда было решено срочно отправить отряд под командованием Фрэнсиса Янгхазбенда.

Оба капитана были коллегами — «географами в погонах», они не раз встречались в памирских экспедициях. Теперь им предстояло определить будущее бесхозных «хунзакутских бандитов», как их называли в Калькутте.

В Хунзе тем временем потихоньку появлялись русские товары, оружие, а во дворце Балтит появился даже парадный портрет Александра III. Далекое горское правительство начало дипломатическую переписку с Санкт-Петербургом и предложило разместить у себя казачий гарнизон. А в 1891 году из Хунзы пришло сообщение: мир Сафдар Али официально просит о приеме его со всем народом в российское подданство. Эта весть скоро дошла и до Калькутты, в результате 1 декабря 1891 года горные стрелки Янгхазбенда захватили княжество, Сафдар Али бежал в Синьцзян. «Дверь в Индию для царя захлопнута», — написал британский оккупант вице-королю.
Так что, российской территорией Хунза считала себя всего четыре дня. Правитель хунзакутов пожелал видеть себя русским, но официального ответа так и не успел получить. А британцы закрепились и держались тут до самого 1947 года, когда в ходе распада получившей независимость Британской Индии княжество вдруг оказалось на территории, подконтрольной мусульманам.
Сегодня Хунза управляется пакистанским Министерством по делам Кашмира и Северных территорий, но теплая память о несостоявшемся исходе Большой Игры, осталась.
Более того, местные жители спрашивают у русских туристов, почему так мало туристов из России. При этом британцы, хотя и ушли почти 60 лет назад, до сих пор их хиппи наводняют территории.
Абрикосовые хиппи


Считается, что Хунзу заново для Запада открыли именно хиппи, которые бродили в 1970-е годы по Азии в поисках истины и экзотики. Причем, популяризовали это место настолько, что даже обычный урюк американцы сегодня называют Hunza Apricot. Впрочем, сюда «детей цветов» влекли не только эти две категории, но и индийская конопля.

Одна из основных достопримечательностей Хунзы — ледник, который широкой холодной рекой спускается в долину. Впрочем, на многочисленных террасные полях выращивают картофель, овощи и коноплю, которую здесь не сколько курят, как добавляют в качестве приправы к мясным блюдам и супам.
Что же касается молодых длинноволосых ребят с надписью Hippie way на майках — то ли настоящих хиппи, то ли любителей ретро, — то они в Каримабаде а в основном уплетают абрикосы. Это, несомненно, главная ценность хунзакутских садов. Весь Пакистан знает, что только здесь растут «ханские плоды», которые сочатся ароматным соком еще на деревьях.
Хунза привлекательна вовсе не только для радикальной молодежи — сюда едут и любители горных путешествий, и поклонники истории, и просто любители забраться подальше от родины. Дополняют картину, конечно, многочисленные скалолазы…


Поскольку долина находится на полдороги от Хунджерабского перевала до начала индостанских равнин, хунзакуты уверены, что контролируют путь вообще в «верхний мир». В горы, как таковые. Трудно сказать, действительно ли это княжество когда-то основали солдаты Александра Великого, или это были бактрийцы – арийские потомки когда-то единого великого русского народа, но какая-то тайна в появлении этого небольшого и самобытного в своем окружении народа, безусловно, есть. Говорит он на своем собственном языке бурушасхи (Burushaski, родство которого до сих пор не установлено ни с одним из языков мира, хотя все здесь знают и урду, а многие — английский), исповедует, конечно, как и большинство пакистанцев, ислам, но особого толка, а именно исмаилитского, одного из самых мистических и таинственных в религии, который исповедует до 95% населения. Поэтому в Хунзе вы не услышите привычных призывов на молитву, несущихся из динамиков минаретов. Все тихо, молитва — личное дело и время каждого. Здоровье
Хунзы купаются в ледяной воде даже при 15 градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет ещё рожают детей. Летом они питаются сырыми фруктами и овощами, зимой — высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой.

Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали в рабство. И те, и другие жили в укрепленных деревнях. Интересно еще одно: у жителей есть период, когда фрукты еще не поспели — он зовется «голодной весной» и продолжается от двух до четырех месяцев. В эти месяцы они почти ничего не едят и лишь раз в день пьют напиток из сушеных абрикосов. Такой пост возведен в культ и строго соблюдается.
Шотландский врач МакКаррисон, первым описавший Счастливую долину, подчеркивал, что потребление белков там находится на низшем уровне нормы, если вообще это можно назвать нормой. Суточная калорийность хунзы составляет в среднем 1933 ккал и включает в себя 50 г белка, 36 г жира и 365 углеводов.
Шотландец жил в непосредственной близости от долины Хунза в течение 14 лет. Он пришел к выводу, что именно диета является основным фактором долголетия этого народа. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому не удивительно, что соседи хунза, живущие в тех же климатических условиях, страдают самыми различными заболеваниями. Их продолжительность жизни в два раза короче.


Мак Каррисон, вернувшись в Англию, поставил интересные эксперименты на большом количестве животных. Одни из них питались обычной пищей лондонской рабочей семьи (белый хлеб, сельдь, сахар- рафинад, консервированные и вареные овощи). В итоге в этой группе стали появляться самые разнообразные «человеческие болезни». Другие же животные находились на диете хунза и на протяжении всего опыта оставались абсолютно здоровыми.

В книге «Хунзы — народ, который не знает болезней» Р. Бирхер подчеркивает следующие очень существенные достоинства модели питания в этой стране:

— прежде всего оно вегетарианское;
— большое количество сырых продуктов;
— в ежедневном рационе преобладают овощи и фрукты;
— продукты естественные, без всякой химизации и приготовленные с сохранением всех биологически ценных веществ;
— алкоголь и лакомства потребляют исключительно редко;
— очень умеренное потребление соли; продукты, выращенные только на своей отечественной почве;
— регулярные периоды голодания.


К этому надо добавить и другие факторы, благоприятствующие здоровому долголетию. Но способ питания имеет здесь, несомненно, очень существенное, решающее значение.


В 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция. В результате проведенной ею переписи населения было выяснено, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет, что вдвое превышает этот показатель среди европейцев. В августе 1977 года в Париже не международном раковом конгрессе было сделано заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира) полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».


В апреле 1984 г. одна из гонконгских газет сообщила о следующем удивительном случае. Один из хунзакутов, которого звали Саид Абдул Мобут, прибывший в лондонский аэропорт Хитроу, привел в недоумение работников эмиграционной службы, когда предъявил паспорт. В соответствии с документом, хунзакут родился в 1823 году и ему исполнилось 160 лет. Сопровождавший Мобуда мулла отметил, что его подопечный считается святым в стране Хунза, славящейся своими долгожителями. У Мобуда отличное здоровье и здравый рассудок. Он прекрасно помнит события, начиная с 1850 г.

О своем секрете долголетия местные жители говорят просто: будь вегетарианцем, трудись всегда и физически, постоянно двигайся и не меняй ритма жизни, тогда и проживешь лет до 120-150. Отличительные черты хунз как народа, обладающего «полноценным здоровьем»:
1) Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100–200 километров — все равно, что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые.
2) Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода.
3) Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна,— писал МакКарисон.— Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т. п.»

«Оазисом молодости» называют долину реки Хунза, здесь люди живут 110-120 лет, они почти не болеют, а выглядят удивительно молодо.

Получается, что в долине присутствует какой-то образ жизни, который можно назвать идеальным. Люди чувствуют себя счастливыми, здоровыми, не стареют к 40-50 годам, как другие жители планеты. Интересно, но жители чудесной долины внешне похожи на европейцев, как и их соседи калаши.

Есть легенда о том, что карликовое государство здесь основала небольшая группа армии Александра Македонского, когда тот совершал поход на Индию. Ими была установлена строгая боевая дисциплина, такая, что жителям с щитами и мечами приходилось и есть, и спать, и плясать.

Хунзакуты с иронией воспринимают слово «горец», они считают, что такое гордое название могут носить лишь те, кто живет в месте соединения трех горных систем мира: Гималаев, Гиндукуша и Каракорума. Пять вершин-восмятысячниц из 14 по всему миру находятся рядом с долиной. В их числе находится вторая по высоте после Эвереста гора высотой 8611 метров, альпинисты считают покорить ее большим достижением, чем покорение Джомолунгмы. Стоит сказать и о Нанга-Парбат - «вершине-убийце» (8126 метров), она похоронила многих покорителей. Вокруг также много гор высотой около 6-7 тысяч метров.

Пройти сквозь скалы будет не легко, если у вас нет достаточной физической подготовки, достичь селения можно через узкие перевалы, ущелья и тропы. Давно эти проходы были под контролем княжеств, которые брали дань с путников за прохождение. Хунза было одним из самых влиятельных княжеств.

В России мало знают про маленький «затерянный мир» не только по географическим причинам, но и по политическим. Долина стала частью территории, за которую ведется уже 60 лет отчаянный бой между Пакистаном и Индией. Во времена СССР правительство старалось держаться на дистанции от зоны конфликта. В советских энциклопедиях и словарях есть упоминания о вершине К2 (Чогори), но местность, где находится гора не указано.

Два капитана

Балтитский форт местные жители почтительно называют «замком», который нависает со скалы над Каримабадом. Этому форту уже 700 лет, он был домом местного независимого правителя, а также дворцом мира и крепостью. Снаружи форт красив, но внутри он сырой и мрачный, простая обстановка, гигантская печь.

В одном помещении форта есть подземный люк, там в темнице князь Хунзы (мир) держал важных пленников. Больших и светлых помещений немного, только «балконный зал» оставляет светлое впечатление, из него открываются вид на долину. На одной стене зала можно увидеть коллекцию из старинных музыкальных инструментов, а оружие, сабли и мечи находятся на другой. Есть шашка, которую подарили русские.

В одной комнате висят 2 портрета: русского капитана Громбчевского и британского капитана Янгхазбенда, которые помогли решить судьбу княжества. В конце 19 века, там где находится стык Гималаев и Каракорума едва не появилась русская станция. Когда правил князь Хунзы Сафдару Али, то к нему прибыл с посланием русский офицер Громбчевский. В это время на границе Средней Азии и Индостана шла Большая Игра, две державы активно противостояли друг другу: Великобритания и Россия. Вместе с офицером было всего 6 казаков, тогда Россия хотела быстрее наладить торговые отношения с Индией. Князь тепло принял русского офицера и заключил с ним соглашение для того, чтобы обезопасить долину от англичан.

Миссия Громбчевского очень встревожила Калькутту, в которой в то время был двор вице-короля Британской Индии. Шпионы и спецуполномоченные успокаивали власти, что не стоит опасаться того, что русские войска появятся на «макушке Индии», ведь, чтобы попасть в Хунзу нужно преодолеть множество препятствий. Но власти направили в долину отряд Фрэнсиса Янгхазбенда.

Два капитана были знакомы, это были «географы в погонах», им предстояло определить судьбу «хунзакутских бандитов», так они назывались в Калькутте.

В долине в это время уже появились русские товары оружие, а в Балтийском форте - портрет Александра III. Горское правительство стало вести дипломатическую переписку с Петербургом, в переписке предлагалось разместить казачий гарнизон в Хунзе.

В 1891 году из долины пришло письмо, что мир Сафдар Али просит официального приема его со всем народом в подданство России. Шокирующая новость дошла до Калькутты, в декабре 1891 года отряд Янгхазбенда захватил княжество, князю Хунзы пришлось бежать в Синьцзян.

Хунза принадлежала России всего 4 дня, к сожалению, официального ответа правитель хунзакутов не дождался. Британцы держались в долине до 1947 года, до тех пор, пока Британская Индия не получила независимость, а Хунза отошла во владение мусульман. На сегодняшний день Хунза находится под управлением Министерства Пакистана по делам Северных территорий и Кашмира, однако осталась память о Большой Игре, исход которой не состоялся. Местные жители часто интересуются, почему русские не посещают их долину?

Абрикосовые хиппи

Сегодня в долине можно встретить многих представителей хиппи-движения.

Бытует мнение, что Хунза была открыта для Запада снова именно хиппи, тогда они бродили по просторам Азии, чтобы найти истину и экзотику. Место стало настолько популярным, что урюк в Америке носит название «Hunza Apricot», здесь «дети цветов» могли найти коноплю в большом изобилии.

Основной достопримечательностью Хунзы является ледник, он холодной широкой рекой спускается в долину. Здесь выращивают картофель, овощи и коноплю, которая используется не только для курения, но и как приправа для пищи. Долина привлекательна не только для радикальной молодежи, здесь можно встретить и поклонников истории, и горных путешественников.

Долина Хунза находится недалеко от Хунджерабского перевала и индостанских равнин, жители долины считают, что они «хранители» путей в «верхний мир», в горы. Сложно сказать, правда ли то, что княжество было создано воинами Александра Македонского, или бактрийцами - арийскими потомками единого русского народа, тайна появления княжества не раскрыта. Жители говорят на бурушасхи, но они могут говорить и на урду, и на английском. Вероисповедание - ислам, причем самый мистический его толк. В Хунзе не слышно призывов на молитву, каждый молится в свое время.

Здоровье

Жители долины купаются при 15-градусном морозе в ледяной воде, до ста лет они могут играть в подвижные игры, женщина в 40 лет выглядит у них как девушка. В 60 лет все женщины сохраняют стройность и рожают иногда детей в 65 лет. Питание летом составляют фрукты и овощи, зимой - сухие плоды абрикосов, овечья брынза и пророщенные зерна.

Река Хунза отделяла два средневековых княжества Нагар и Хунзу. Начиная с 17 века, княжества постоянно находились во вражде, забирали в рабство детей и женщин у друг друга. У жителей долины есть понятие «голодная весна» - это момент, когда фрукты еще не спелые, продолжается период 2-4 месяца. Жители в это время употребляют в пищу только напиток, сделанный на основе сушенных абрикосов. Это пост и он строго соблюдается.

Мак Каррисон, шотландский врач, он первым описал Долину Счастья. В своих записях он делал упор на то, что жители долины практически не употребляют белок. Средняя суточная калорийность пищи хунзакута - 1933 ккал: 365 г углеводов, 36 г жира, 50 г белка.

Врач жил рядом с долиной 14 лет, и пришел к выводу, что диета - залог долголетия хунзакутов. Соседи хунза живут в два раза меньше, хоть и проживают в таких же климатических условиях, и болеют они чаще.

Значит, существует некий образ жизни, приближающийся к идеальному, когда люди чувствуют себя здоровыми, счастливыми, не стареют, как в других странах, уже к 40-50-летнему возрасту. Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев (как и калаши, которые живут совсем рядом).

Согласно легенде, расположенное здесь карликовое горское государство основала группа воинов армии Александра Македонского во время его Индийского похода. Они, естественно, установили тут строгую боевую дисциплину - такую, что жителям с мечами и щитами пришлось и спать, и есть, и даже плясать…

При этом хунзакуты с легкой иронией относятся к тому, что кого-то еще в мире называют горцами. Ну, в самом деле, не очевидно ли, что с полным правом это имя должны носить лишь те, кто живет возле знаменитого «места горной встречи» - точки, где сходятся три высочайшие системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум. Из 14 пиков-восьмитысячников Земли пять находятся поблизости, в том числе вторая после Эвереста К2 (8 611 метров), подъем на которую в альпинистском сообществе ценится даже больше, чем покорение Джомолунгмы. А что сказать о не менее прославленной здешней «вершине-убийце» Нанга-Парбат (8 126 метров), похоронившей рекордное число восходителей? А о десятках семи- и шеститысячников, буквально «толпящихся» вокруг Хунзы?

Пройти через эти скальные массивы будет не под силу, если вы не спортсмен мирового уровня. Вы сможете лишь «просочиться» узкими перевалами, ущельями, тропами. Издревле эти редкие артерии контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Хунза считалась среди них одним из самых влиятельных.

В далекой России про этот «затерянный мир» известно немного, причем по причинам не только географическим, но и политическим: Хунза, наряду с некоторыми другими долинами Гималаев, оказалась на территории, за которую почти 60 лет ведут яростный спор Индия и Пакистан (главным его предметом остается куда более обширный Кашмир).

СССР - от греха подальше - всегда старался дистанцироваться от конфликта. К примеру, в большинстве советских словарей и энциклопедий та же К2 (другое имя - Чогори) упомянута, но без указания местности, в которой она находится. Здешние, вполне традиционные названия были стерты и с советских карт, и, соответственно, из советского новостного лексикона.
Но вот что удивительно: в Хунзе про Россию как раз знают все.

ДВА КАПИТАНА

«Замком» многие местные жители почтительно называют Балтитский форт, нависающий со скалы над Каримабадом. Ему уже около 700 лет, и в свое время он служил местному независимому правителю и дворцом мира, и крепостью. Не лишенный импозантности снаружи, изнутри Балтит кажется мрачным и сырым. Полутемные помещения и бедная обстановка - обычные горшки, ложки, гигантская печь… В одном из помещений в полу люк - под ним мир (князь) Хунзы держал своих личных пленников. Светлых и больших помещений немного, пожалуй, лишь «балконный зал» производит приятное впечатление - отсюда открывается величественный вид на долину. На одной из стен этого зала - коллекция старинных музыкальных инструментов, на другой - оружие: сабли, мечи. И шашка, подаренная русскими.

В одной из комнат висит два портрета: британского капитана Янгхазбенда и русского капитанаГромбчевского , которые решили судьбу княжества. В 1888 году на стыке Каракорума и Гималаев чуть не появилась русская станица: когда к тогдашнему миру Хунзы Сафдару Али прибыл с миссией русский офицер Бронислав Громбчевский. Тогда на границе Индостана и Средней Азии шла Большая Игра, активное противостояние двух сверхдержав XIX века - России и Великобритании. Не только военный, но и ученый, а впоследствии даже почетный член Императорского географического общества, этот человек не собирался завоевывать для своего царя земли. Да и было с ним тогда всего шестеро казаков. Но все же речь шла о скорейшем устройстве торговой фактории и политическом союзе. Россия, имевшая к тому времени влияние на всем Памире, устремила теперь свой взор к индийским товарам. Так капитан вступил в Игру.

Сафдар очень тепло принял его и охотно заключил предлагаемое соглашение - он опасался напиравших с юга англичан.

И, как оказалось, не без оснований. Миссия Громбчевского не на шутку встревожила Калькутту, где в то время находился двор вице-короля Британской Индии. И хотя специальные уполномоченные и шпионы успокаивали власти: вряд ли стоит опасаться появления русских войск на «макушке Индии» - с севера в Хунзу ведут слишком трудные перевалы, к тому же закрытые снегом большую часть года, - сюда было решено срочно отправить отряд под командованием Фрэнсиса Янгхазбенда.

Оба капитана были коллегами - «географами в погонах», они не раз встречались в памирских экспедициях. Теперь им предстояло определить будущее бесхозных «хунзакутских бандитов», как их называли в Калькутте.

В Хунзе тем временем потихоньку появлялись русские товары, оружие, а во дворце Балтит появился даже парадный портрет Александра III . Далекое горское правительство начало дипломатическую переписку с Санкт-Петербургом и предложило разместить у себя казачий гарнизон. А в 1891 году из Хунзы пришло сообщение: мир Сафдар Али официально просит о приеме его со всем народом в российское подданство. Эта весть скоро дошла и до Калькутты, в результате 1 декабря 1891 года горные стрелки Янгхазбенда захватили княжество, Сафдар Али бежал в Синьцзян. «Дверь в Индию для царя захлопнута», - написал британский оккупант вице-королю.

Так что, российской территорией Хунза считала себя всего четыре дня. Правитель хунзакутов пожелал видеть себя русским, но официального ответа так и не успел получить. А британцы закрепились и держались тут до самого 1947 года, когда в ходе распада получившей независимость Британской Индии княжество вдруг оказалось на территории, подконтрольной мусульманам.

Сегодня Хунза управляется пакистанским Министерством по делам Кашмира и Северных территорий, но теплая память о несостоявшемся исходе Большой Игры, осталась.

Более того, местные жители спрашиввают у русских туристов, почему так мало туристов из России. При этом британцы, хотя и ушли почти 60 лет назад, до сих пор их хиппи наводняют территории.

АБРИКОСОВЫЕ ХИППИ

Считается, что Хунзу заново для Запада открыли именно хиппи, которые бродили в 1970-е годы по Азии в поисках истины и экзотики. Причем, популяризовали это место настолько, что даже обычный урюк американцы сегодня называют Hunza Apricot. Впрочем, сюда «детей цветов» влекли не только эти две категории, но и индийская конопля.

Одна из основных достопримечательностей Хунзы - ледник, который широкой холодной рекой спускается в долину. Впрочем, на многочисленных террасные полях выращивают картофель, овощи и коноплю, которую здесь не сколько курят, как добавляют в качестве приправы к мясным блюдам и супам.

Что же касается молодых длинноволосых ребят с надписью Hippie way на майках - то ли настоящих хиппи, то ли любителей ретро, - то они в Каримабаде а в основном уплетают абрикосы. Это, несомненно, главная ценность хунзакутских садов. Весь Пакистан знает, что только здесь растут «ханские плоды», которые сочатся ароматным соком еще на деревьях.

Хунза привлекательна вовсе не только для радикальной молодежи - сюда едут и любители горных путешествий, и поклонники истории, и просто любители забраться подальше от родины. Дополняют картину, конечно, многочисленные скалолазы...

Поскольку долина находится на полдороги от Хунджерабского перевала до начала индостанских равнин, хунзакуты уверены, что контролируют путь вообще в «верхний мир». В горы, как таковые. Трудно сказать, действительно ли это княжество когда-то основали солдаты Александра Великого, или это были бактрийцы - арийские потомки когда-то единого великого русского народа, но какая-то тайна в появлении этого небольшого и самобытного в своем окружении народа, безусловно, есть. Говорит он на своем собственном языке бурушасхи (Burushaski, родство которого до сих пор не установлено ни с одним из языков мира, хотя все здесь знают и урду, а многие - английский), исповедует, конечно, как и большинство пакистанцев, ислам, но особого толка, а именно исмаилитского, одного из самых мистических и таинственных в религии, который исповедует до 95% населения. Поэтому в Хунзе вы не услышите привычных призывов на молитву, несущихся из динамиков минаретов. Все тихо, молитва - личное дело и время каждого.

ЗДОРОВЬЕ

Хунзы купаются в ледяной воде даже при 15 градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет ещё рожают детей. Летом они питаются сырыми фруктами и овощами, зимой - высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой.

Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали в рабство. И те, и другие жили в укрепленных деревнях. Интересно еще одно: у жителей есть период, когда фрукты еще не поспели - он зовется «голодной весной» и продолжается от двух до четырех месяцев. В эти месяцы они почти ничего не едят и лишь раз в день пьют напиток из сушеных абрикосов. Такой пост возведен в культ и строго соблюдается.

Шотландский врач МакКаррисон , первым описавший Счастливую долину, подчеркивал, что потребление белков там находится на низшем уровне нормы, если вообще это можно назвать нормой. Суточная калорийность хунзы составляет в среднем 1933 ккал и включает в себя 50 г белка, 36 г жира и 365 углеводов.

Шотландец жил в непосредственной близости от долины Хунза в течение 14 лет. Он пришел к выводу, что именно диета является основным фактором долголетия этого народа. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому не удивительно, что соседи хунза, живущие в тех же климатических условиях, страдают самыми различными заболеваниями. Их продолжительность жизни в два раза короче.

Мак Каррисон, вернувшись в Англию, поставил интересные эксперименты на большом количестве животных. Одни из них питались обычной пищей лондонской рабочей семьи (белый хлеб, сельдь, сахар- рафинад, консервированные и вареные овощи). В итоге в этой группе стали появляться самые разнообразные «человеческие болезни». Другие же животные находились на диете хунза и на протяжении всего опыта оставались абсолютно здоровыми.

В книге «Хунзы - народ, который не знает болезней» Р. Бирхер подчеркивает следующие очень существенные достоинства модели питания в этой стране:

  • - прежде всего оно вегетарианское;
  • - большое количество сырых продуктов;
  • - в ежедневном рационе преобладают овощи и фрукты;
  • - продукты естественные, без всякой химизации и приготовленные с сохранением всех биологически ценных веществ;
  • - алкоголь и лакомства потребляют исключительно редко;
  • - очень умеренное потребление соли; продукты, выращенные только на своей отечественной почве;
  • - регулярные периоды голодания.

К этому надо добавить и другие факторы, благоприятствующие здоровому долголетию. Но способ питания имеет здесь, несомненно, очень существенное, решающее значение.

В 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция. В результате проведенной ею переписи населения было выяснено, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет, что вдвое превышает этот показатель среди европейцев. В августе 1977 года в Париже не международном раковом конгрессе было сделано заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира) полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

В апреле 1984 г. одна из гонконгских газет сообщила о следующем удивительном случае. Один из хунзакутов, которого звали Саид Абдул Мобут , прибывший в лондонский аэропорт Хитроу, привел в недоумение работников эмиграционной службы, когда предъявил паспорт. В соответствии с документом, хунзакут родился в 1823 году и ему исполнилось 160 лет. Сопровождавший Мобуда мулла отметил, что его подопечный считается святым в стране Хунза, славящейся своими долгожителями. У Мобуда отличное здоровье и здравый рассудок. Он прекрасно помнит события, начиная с 1850 г.

О своем секрете долголетия местные жители говорят просто: будь вегетарианцем, трудись всегда и физически, постоянно двигайся и не меняй ритма жизни, тогда и проживешь лет до 120-150. Отличительные черты хунз как народа, обладающего «полноценным здоровьем»:

1) Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100–200 километров - все равно, что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые.

2) Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода.

3) Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна,- писал МакКарисон.- Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т. п.».

РАК - величайший обман

Это короткий переведённый на русский язык фрагмент о долгожителях хунзах, упоминаемых в фильме Г. Эдварда Гриффина: Мир без рака-история витамина B 17.

Хунзы - народ, правда, малочисленный (всего 15 000 человек), о котором можно сказать, что ему совершенно неизвестны болезни. Их средняя продолжительность жизни 110-120 лет. В течение 810 теплых месяцев хунзы живут на открытом воздухе. Они купаются в ледяной воде даже при 15 градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет ещё рожают детей. Хунзы особо почитают абрикосы и косточки от них. Витамин В-17, известный также под названиями летрил или амигдалин. Основные источники: яблочные зерна, вишни, персики, сливы. Больше всего его в абрикосовых косточках. Уже в течение 35 лет известно, что витамин В17 оказывает лечебное воздействие на многие разновидности злокачественных опухолей. Существует мнение, что если съедать не менее семи абрикосовых семечек в день, в организме никогда не разовьется раковая опухоль.

Где можно в наше время встретить людей с отменным здоровьем? Ученые уже давно сошлись на том, что «норма», или «здоровье», есть идеальное теоретическое состояние человека, которое не встречается в реальной жизни. И все же, оказывается, есть на свете такой народ, правда, малочисленный (всего 15 000 человек), о котором можно сказать, что ему совершенно неизвестны болезни. Это хунзы. Их средняя продолжительность жизни 110-120 лет.

Обнаружил этот народ талантливый военный врач Мак-Карисон в окрестностях северной границы Кашмира (Индия).

Мак-Карисон тесно общался со многими неболеющими народами и племенами, обитающими между Тибетом, Китаем, Памиром, Афганистаном и сегодняшним Пакистаном, и во время своих скитаний по этим местам однажды столкнулся с народностью хунзы. Его поразили их красивое, стройное телосложение и высокая работоспособность. Среди хунзов все были здоровы (несколько переломов костей и воспаление глаз).

Хунзы - примитивный и очень бедный народ. Они живут в гористой местности, лишенной плодородной почвы. Лесов там нет, и каждый клочок земли занят плодовыми деревьями. Лугов тоже нет, поэтому каждая пядь земли отводится под овощи и картофель. Местность отличается нехваткой воды: дожди идут редко - только в течение трех-четырех зимних месяцев, когда температура падает до нуля и ниже. А снегов там очень мало. Поэтому вода - на вес золота. Хунзы пользуются или системой каналов, скапливающих воду во время дождя, или доставляют воду издалека.

Коровы там чуть побольше сенбернаров, тощие козы и овцы пасутся на горных склонах, покрытых камнями. Коровы молока дают мало (менее двух литров в день, и то лишь сразу после отела) и еще меньше жира. Овцы и вовсе не дают молока, козы - самую малость. Мясо животных жилистое и совершенно обезжиренное.

Зимой хунзы спят в каменных домах, где нет окон (лишь одно отверстие), спят на каменных скамьях. Домашний скот «расквартирован» в прихожих. Естественно, у них нет дров для отопления. Огонь в очагах поддерживается за счет сухих веток и листьев. На таком огне варят пищу, умываются и стирают одежду только холодной водой. Нет животных жиров, нет маслин для получения растительного масла. Обходятся хунзы без бань, без горячей воды и без мыла. И, как можно понять из всего этого, у них не может быть достаточного количества продуктов питания, даже растительного происхождения. В зимние месяцы люди ведут «вегетативный» образ жизни, питаясь скудными запасами злаков (прямо в зернах) и сушеными абрикосами, а уже весной они переходят на подножный корм, употребляя травы и овощи до сбора первого урожая. Летом в основном питаются абрикосами и другими фруктами. Хунзы не знают грамоты. Только члены родовитых семей, король и его приближенные, учившиеся в религиозных мусульманских школах, умеют читать и писать. У них нет ни поэзии на своем языке, ни скульптуры, ни живописи, ни резьбы по дереву, они не знают ткацкого мастерства, которым владеют их соседи. Семьи музыкантов принадлежат к другому племени.

В течение 8–10 теплых месяцев хунзы живут на открытом воздухе. Хунзы купаются в ледяной воде даже при 15 градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет ещё рожают детей. Считается аксиомой, что браки между близкими родственниками вредны, что они отражаются на физическом и умственном здоровье каждого индивидуума. Представители же этого народа вступают в брак только с членами своей маленькой нации. Чужая кровь не течет в их жилах. Исключением является лишь царская семья, захватившая власть в этой стране 300–400 лет назад.

И все же, несмотря на все это и вопреки всему, хунзы обладают завидным здоровьем.

Согласно достоверным научным исследованиям, хунзы - это единственный здоровый и счастливый народ во всем мире.

Причина такого здоровья кроется в характере питания - полноценном, натуральном и без вредных примесей.

Хунзы питаются скудно, но правильно. В их еде очень мало калорий, но пища полностью соответствует физиологическим потребностям человеческого организма.

Итак, для отличного здоровья важны два аспекта:

    • есть мало - лишь в соответствии с истинными нуждами тела;
    • пища должна быть полноценной, доброкачественной, легкоусвояемой;
    • такой пищей могут быть только натуральные ягоды, фрукты, овощи, зелень, орехи, съедобные корни.


Что понимают под выражением «полноценное здоровье»? Его определяют три аспекта:

1) Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100–200 километров - все равно, что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые.

2) Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода.

3) Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна,- писал Мак-Карисон.- Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т. п.».

Интересен опыт Мак-Карисона, который в науке известен как «Эксперимент Конур» - по месту нахождения его лаборатории.

Исследователь разделил тысячи подопытных крыс на три группы в соответствии с тремя группами населения: «уайтчепель» (район Лондона), «хунзы» и «индусы». Все они содержались в одинаковых условиях, но группа «уайтчепель» получала пищу, которую употребляют жители Лондона (т. е. ту, что едят европейцы),- белый хлеб, изделия из белой муки, варенье, мясо, соль, консервы, яйца, сладости, вареные овощи и т. п. Крысы-"хунзы" получали ту же пищу, что и люди этого племени. Крысы-"индусы" - пищу, свойственную индусам и жителям Востока. Мак-Карисон исследовал состояние здоровья целого поколения, получавшего три разных диеты, и открыл интересную закономерность.

Животные из группы «уайтчепель» переболели всеми болезнями, которые поражают жителей Лондона, начиная от детских заболеваний и кончая хроническими и старческими недугами. Эта группа оказалась довольно нервозной и воинственной, крысы кусали друг друга и даже загрызали соотечественников до смерти.

Крысы-"индусы" по состоянию здоровья и общему поведению оказались подобными тому народу, который олицетворяли в этом эксперименте. А крысы-"хунзы" оставались здоровыми и жизнерадостными, проводили время в играх и спокойном отдыхе.

Что можно извлечь из этих наблюдений?
Прежде всего: ни климат, ни религия, ни обычаи, ни раса не оказывают заметного влияния на здоровье - имеет значение только пища.
Пища, а не что-либо другое может превратить здоровых людей в больных: достаточно изъять из рациона некоторые вещества, считающиеся, по мнению большинства людей, маловажными, т. е. ферменты, аминокислоты, витамины, микроэлементы, жирные кислоты, которые находятся лишь в растительном мире, которые приносят пользу только при их употреблении в натуральном виде.
Количество пиши и ее высокая энергетическая ценность, т. е. калорийность, не имеют к здоровью никакого отношения. Важен состав пищи.
Даже моральное состояние индивидуума может пострадать, если в рационе не хватает определенных питательных веществ.

Крысы, жившие в мире и дружбе между собой, становились агрессивными и пожирали друг друга, когда их лишали полноценной пищи, необходимой для здоровья. Это указывает на то, что любые социальные беспорядки, революции, войны зависят от неправильного питания людей.

Несоответствующая природе человека пища, а не ее недостаток, как утверждают политики, повинна в плохом состоянии общества.

Таким образом, качество, состав, количество, способ употребления и сочетания пищи влияют на сохранение здоровья, уберегают от заболеваний, сохраняют молодость.

От качества питания зависят и умственное здоровье, душевное равновесие, отсутствие неврозов и психических расстройств.

По сети ходят статьи, рассказывающие о племени Хунза, которое якобы обладает феноменальными здоровьем и долголетием. Одна из статей может быть найдена , ещё более мифологизированный вариант .

Но только это, конечно же, фикция. Журналисты, писавшие статьи, не потрудились проверить информацию и погнались за сенсацией и очередными байками про чудеса.

Племя Хунза – интереснейшее племя, но также очень примитивное. Например, у них нет чёткого понятия времени и им даже была непонятна концепция измерения вообще. У них всё было построено и сшито неточно, и они даже не видели в этом проблемы.

Годы они «меряют» не только продолжительностью, а также мудростью. И если человек считается мудрым, то это добавляет ему «годы» – и так у них и получаются люди по 120 лет. Иными словами, это ненастоящий возраст.

Разоблачает доктор Кларк и миф о том, что жители вегетарианцы. Просто подавляющее большинство путешественников приезжают в долину Хунза во время летнего сезона. Однако в другие времена года хунзы едят мясо. Другое дело, что местность эта настолько бедная, что едят они его крайне редко, потому как просто не могут себе позволить есть его чаще.

Так что, племя Хунза очень интересно своей историей и традицией и своей относительной оторванностью от современной цивилизации. Но каким-то особенным здоровьем или долголетием они, увы, не обладают. Это сказки для взрослых.

Источники:

  • Книга доктора Кларка доступна
  • Почитать базовую информацию можно в Википедии .
  • Подробный разбор с ссылками на исторические данные и на многочисленные исследовательские походы в долину Хунза .
К. Алфёров, 2-ое марта 2015

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.