Как успокоить свой ум и научиться сохранять равновесие? Спокойствие — как сохранять спокойствие, как обрести, польза спокойствия для здоровья, способы и методы достижения душевного спокойствия Способность чувствовать единение со Вселенной

Медицина и сострадание. Советы тибетского ламы всем, кто заботится о больных и умирающих людях Ринпоче Чокьи Ньима

Глава 17 Развивая спокойствие ума

Развивая спокойствие ума

Упражняясь в медитации, мы начинаем с того, что позволяем своему вниманию успокоиться. Почему? Это связано с тем, что именно в состоянии покоя мудрость и сострадание раскрываются сами собой. Подобно тому, как вода становится прозрачной, если её не взбалтывать, ум очищается, если ему не мешать. Человека в течение всей жизни преследуют надежды и страхи, волнение и беспокойство – ими наполнен каждый наш день. Мы непрестанно переживаем множество негативных эмоций, у нас не получается удовлетворять все свои ожидания и амбиции. Невоплощённое желание само по себе болезненно. Один из способов, доступных духовному практикующему, – исследование своих желаний с целью понять, какие из них реалистичны. Нам нужно ответить на вопрос, все ли амбиции мы можем удовлетворить. Хорошо быть прагматичным и придерживаться определённых границ.

Нам стоит иногда разрешать себе расслабиться, быть к себе не слишком строгими – просто спокойно и радостно проводить время. Нужно научиться быть добрыми к самим себе. Чем больше мы позволяем себе наслаждаться свободой и покоем, тем счастливее становимся. Чем больше мы подвергаем себя стрессу и зажимаемся, тем сложнее нам живётся. Это знакомо всем нам по собственному опыту.

Если мы хотим быть счастливыми, нужно узнать, что для этого требуется. Чувство удовлетворённости не зависит от внешних явлений. Они образуют декорации, не более того. Главную роль играет наш собственный ум. Если вы знаете, как отпустить свой ум и дать ему пребывать спокойным и свободным, вам будет удобно везде, где бы вы ни находились. Вам будет приятно общаться с кем угодно. С другой стороны, если вы чувствуете себя расстроенными, напряжёнными, несчастными или нереализованными, то куда бы вы ни пошли, с кем бы ни встретились, вы будете ощущать дискомфорт.

Состояние нашего ума значит для нас очень многое. То, что испытывает радость, печаль, удовольствие и боль, – это наш ум. Но он не обязан просто реагировать на происходящее вокруг нас. Умом можно управлять. Можно направлять его к чему-то хорошему, и тогда вы привыкнете к позитивному мышлению. Если направлять ум в негативную сторону, это тоже может стать привычкой. Если мы позволим себе впасть в апатию и ни о чём не беспокоиться, то потеряем восприимчивость и станем безрадостными. Определение «духовный» обозначает обращение нашего ума в сторону чего-то благородного, не более того. Одно из важных условий достижения этой цели – знание о том, как сохранять полную расслабленность.

Многие стараются оставаться физически здоровыми, придерживаясь различных диет и выполняя сложные упражнения. Мы тратим достаточно энергии, чтобы поддерживать физическое благополучие. Разве не стоит с таким же рвением заниматься тем, что подарит здоровье нашему уму? Ум важнее тела: тело лишь инструмент ума для выполнения тех или иных задач. Когда ум отдаёт команду «вставай и иди», тело встаёт и идёт. Когда ум требует «садись», тело садится.

Нам стоит иногда разрешать себе расслабиться, быть к себе не слишком строгими – просто спокойно и радостно проводить время. Нужно научиться быть добрыми к самим себе.

Большинство из нас живут очень насыщенной жизнью. Задачи, решением которых мы так заняты в течение дня, обычно имеют определённую цель. Можно сказать, что смысл наших усилий – убедиться в том, что их результат будет нас устраивать. Иными словами, мы тратим всю жизнь на приготовления к тому, что случится потом. Этот процесс окрашен внутренним беспокойством, поскольку мы нацелены на определённый результат. Желание убедиться в том, что всё будет идти именно так, как мы планировали, неизбежно порождает надежды и страхи. Даже едва заметное беспокойство о том, будет ли в дальнейшем всё в порядке, всегда немного болезненно. Если цель всей нашей деятельности в том, чтобы достигнуть благополучия в этой жизни, но подготовка к счастливому исходу рождает бесконечную обеспокоенность, когда, по-вашему, мы сможем достичь своей цели?

На самом деле совсем не обязательно постоянно беспокоиться о том, чтобы всё было хорошо и мы были счастливы. Можно расслабиться. Разумеется, стоит следить за тем, куда всё движется. Нельзя полностью игнорировать свои обязанности, но при этом не нужно становиться одержимым ими. Время от времени можно просто не напрягаться. Если бы для достижения целей нужно было обязательно непрестанно волноваться, тогда это имело бы смысл. Но это не так, и мы просто портим себе жизнь. Я не говорю, что не стоит обращать внимание на то, в каком направлении всё развивается. Просто не нужно слишком сильно переживать по этому поводу.

Если мы хотим открыть естественные и ненадуманные сострадание и мудрость, нам нужно понимать, что проявиться они могут только из спокойного состояния ума. Упражнения в том, чтобы становиться спокойными, можно назвать медитацией. Но на самом деле мы можем называть их как угодно. Чтобы полностью расслабиться, нужно покоиться вне мыслей, вне концепций, но при этом поддерживать осознанность. Такую осознанность можно называть «необусловленной таковостью». Покоясь в этом состоянии, мы обретаем подлинное расслабление. Тем не менее просто расслабиться и пребывать в спокойствии ещё не означает покоиться в необусловленной таковости. Когда мы сознательно пытаемся расслабиться и сохранять спокойствие, в этом всё равно присутствует самосознающее чувство пребывания в покое. У нас в уме ещё остаются такие идеи: «Я спокоен. Я отдыхаю. Я должен быть спокойным. Покой, покой, покой. Теперь я уже не спокоен. Я встал».

«Таковость» означает нашу основополагающую природу, нечто необусловленное, что присутствует в каждом из нас. Когда наше внимание занято двойственным мышлением, наша основополагающая природа омрачается, и результатом оказывается состояние ума, которое называют «омрачённая таковость». Но как только мы позволяем этой озабоченности хватанием за двойственность утихнуть и исчезнуть, состояние ума изменяется, и тогда оно называется «неомрачённая таковость».

Необусловленная таковость уже присутствует всё время – это природа каждого живого существа. Все проблемы возникают от незнания того, что это действительно так. Весьма вероятно, что время от времени мы оказываемся в нашей основополагающей природе, но, скорее всего, это весьма краткое переживание. Поскольку мы не привыкли к узнаванию своей природы, мы не можем осознать её такой, какая она есть. Узнавание своей основополагающей природы никак не связано с религиозностью, духовностью или навешиванием на себя ярлыка «буддист». Поскольку мы не привыкли узнавать свою основополагающую природу, то просто не способны поддерживать и увеличивать эти краткие периоды переживания собственной природы. В итоге у нас не получается понять, что действительно важно. Мы просто не обращаем внимания на наше основополагающее состояние и продолжаем заниматься своими делами. Мы не признаём жизненную важность того, что ею в самом деле обладает, а несущественным вещам уделяем слишком много внимания.

Наша основополагающая природа – чем бы она в действительности ни была – становится для нас очевидной в тот момент, когда мы позволяем исчезнуть состоянию ума, которое омрачает нашу истинную природу. Такое прямое переживание нашей основополагающей природы, даже если оно длится лишь мгновение, называется узнаванием естественного состояния. Это относится к каждому из нас. Терминами «карма», «омрачения», «мешающие эмоции» или «тревожащие эмоции» описываются состояния ума, в которых внимание приковано к цеплянию за двойственность. Все они исчезают, как только мы узнаём неомрачённую таковость. Всё, что остается в результате, – это глубокое сострадание и мудрость.

Есть много способов расслабиться и обрести спокойствие. Можно достичь притуплённого полусонного состояния, став похожим на медведя в спячке. Медведи находятся в спячке много месяцев подряд, но при этом их сознание выключено. Наилучший способ обрести спокойствие – в ясном присутствии ума. Чувство спокойствия должно быть связано с пробуждённым присутствием. Именно это лежит в основе терминов «пробуждённость, свободная от мыслей» и «самосущая пробуждённость», которые указывают на ясное состояние, не омрачённое цеплянием. Эти термины происходят из традиции тибетского буддизма, известной как дзогчен, – особой формы практики, представляющей собой непосредственное, прямое упражнение в узнавании естественного состояния.

Сострадание и любящая доброта дарят гармонию и благополучие как окружающим людям, так и нам самим. Сострадание – качество столь сильное, что всякий раз, когда в уме возникает глубокое сострадание, все негативные эмоции, присутствующие в этот момент, устраняются. Они просто отпадают. В то же самое время сострадание приносит большую пользу окружающим нам людям. Когда мы переживаем чистое и искреннее сострадание, в этот момент не остаётся места для соперничества и гнева. Они исчезают. Вы сами можете в этом убедиться.

Сострадание и любящая доброта дарят гармонию и благополучие как окружающим людям, так и нам самим. Сострадание – качество столь сильное, что всякий раз, когда в уме возникает глубокое сострадание, все негативные эмоции, присутствующие в этот момент, устраняются.

Скажем, мы ставим перед собой цель продвижения идеи мира во всём мире. Для этого необходимо, чтобы каждый житель этой планеты развил в себе любящую доброту и сострадание. Другого способа не существует. При этом мы не можем немедленно сделать их сострадательнее, поэтому нашей главной задачей становится развитие собственной любящей доброты и сострадания. Чистота сострадания зависит от нашей воли и мотивации. Делая добрые дела, не стоит надеться на похвалу или вознаграждение. Не стоит думать: «Я сделал доброе дело, так что в ответ на это со мной должны хорошо обращаться. И поскольку люди этого не делают, я вправе злиться. В следующий раз не стану даже пытаться проявлять доброту». Таких мыслей стоит избегать.

Как я уже говорил, словом «медитация» мы обозначаем различные уровни практики. Начальный уровень медитации требует определённых усилий. Мы удерживаем в уме объект, прилагаем усилия, сосредоточиваемся. Такой тип медитации успокаивает наши внутренние процессы, усмиряет нас. Наивысшую форму практики называют «великой медитацией немедитации». Такая практика не связана с определённой религией или философией. Она не была придумана Буддой. Это наше подлинное состояние – то, какой является наша природа с самого начала. Немедитация означает пребывание в необусловленной таковости. Это квинтэссенция спокойного состояния ума.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Реальная драка [Школа улиц и подворотен] автора Иванов Алексей Алексеевич

Из книги Одна минута мудрости (сборник медитативных притч) автора Мелло Энтони Де

Спокойствие - Есть ли способ измерить духовную силу?

Из книги Дорога Преображения автора Либер Виталий

Душевное спокойствие Чувства злости и ненависти рождаются в уме, потревоженном неудовлетворенностью. Таким образом, вы можете заранее подготовиться, развивая в себе удовлетворенность, доброту и сострадание. Это даст вам определенное душевное спокойствие, которое во

Из книги Крайон: мир человеческого сознания. Избранные послания Учителей Света автора Сотникова Наталья

Спокойствие Этот мир устроен так, что человек не всегда спокоен и умиротворен. Различные эмоции сменяют одна другую: радость, беспокойство, печаль, страх, гнев. Но каждому для счастливой жизни хочется обрести душевное спокойствие. Как же достичь его?Многие люди пытаются

Счастливая жизнь начинается со спокойствия ума. Цицерон

Спокойствие - не что иное, как надлежащий порядок в мыслях. Марк Аврелий

Мудрость приходит вместе со способностью быть спокойным. Просто смотри и слушай. Больше ничего не нужно. Экхарт Толле

Если вы сможете дышать медленно, ваш ум успокоится и вновь обретет жизненные силы. Свами Сатьянанда Сарасвати

Поиск спокойствия - один из способов молитвы, которая рождает свет и тепло. Забудьте ненадолго о себе, знайте, что мудрость и сострадание лежат в той теплоте. Когда вы идете по этой планете, старайтесь заметить истинный вид небес и земли; это возможно, если вы не позволите себе быть парализованными страхом и решите, что все ваши жесты и позы будут соотноситься с тем, что вы думаете. Морихэй Уэсиба

Наше душевное спокойствие и радость бытия зависят не от того, где мы находимся, что мы имеем или какое положение в обществе занимаем, а исключительно от нашего умонастроения. Дейл Карнеги

Никто не может побеспокоить другого – только мы сами лишаем себя спокойствия. Ирвин Ялом.

Ничто так не успокаивает дух, как обретение твёрдой цели - точки, на которую устремляется наш внутренний взор. Мэри Шелли

Величайшим спокойствием сердца обладает тот, кто не заботится ни о похвалах, ни о хуле. Фома Кемпийский

Если кто обидел тебя, отомсти мужественно. Оставайся спокоен - и это будет началом твоего мщения, затем прости - это будет концом его. Виктор Гюго

Если трудности и преграды встают на твоём пути, недостаточно оставаться невозмутимым и сохранять спокойствие. Смело и радостно устремляйся вперёд, преодолевая одно препятствие за другим. Действуй, как говорит пословица: “Чем больше воды, тем выше корабль.” Ямамото Цунэтомо.

Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого. Ф. К. Этингер

От спокойного размышления толку гораздо больше, чем от порывов отчаяния. Франц Кафка.

Спокойствием можно достичь большего, чем излишним волнением и нервозностью. Артур Хейли.

Только в спокойных водах вещи отражаются неискаженными. Только спокойное сознание пригодно для восприятия мира. Ганс Марголиус

Сильней всего на свете лучи спокойных глаз. Ахматова А. А.

Ничто не дает столько преимуществ перед другими, как способность оставаться спокойным и хладнокровным в любой ситуации. Томас Джефферсон

Спокойствие - важная составляющая успеха, без него невозможно продуктивно думать, действовать и общаться с людьми. Спокойствие души позволяет разуму владеть над чувствами. Анна Дуварова

В диспутах спокойное состояние духа, соединенное с благожелательностью, является признаком наличия известной силы, вследствие которой рассудок уверен в своей победе. Иммануил Кант

Всякое достоинство, всякая сила спокойны – именно потому, что уверены в самих себе. Белинский В.Г.

Надо спокойно разбираться в себе, не торопиться с выводами, жить, как подобает, а не гоняться, как собака за собственным хвостом. Франц Кафка.

А в душе моей тишь и спокойствие,
словно озеро зазеркальное...
Свою жизнь проживу с удовольствием,
ведь она у меня - уникальная!!! Анжелика Кугейко

Когда живешь в согласии с собой, тебе по силам ладить и с другими. Михаил Мамчич

Тот, кто владеет собой, владеет миром. Галифакс Джордж Сэвил

Живи, сохраняя покой. Придёт весна, и цветы распустятся сами. Китайская пословица

Если не получается спокойно реагировать на все, хотя бы реагируйте спокойно на собственную реакцию.

Никогда ни о чем не жалей! Все что было должно было быть и ничего изменить невозможно. Эмоции вырываясь наружу, оставляют спокойствие и удовлетворение, очищая нас.

Может быть, и в нас, и на земле, и на небе страшно только одно - то, что не высказано вслух. Мы обретем спокойствие не раньше, чем раз и навсегда выскажем все; тогда, наконец, наступит тишина, и мы перестанем бояться молчать. Луи-Фердинанд Селин.

Неподвижность цветов нравится мне лишь потому, что она наступила после того, как их только что колебал ветерок. Ясность неба нас поражает единственно потому, что мы не раз видели его в грозовых тучах. А луна никогда не бывает так величественна, как среди тесняихся вокруг нее облаков. Разве отдых может быть по-настоящему сладок без усталости? Непрерывная неподвижность - это уже не отдых. Это - небытие, это - смерть. Жорж Санд.

Заботьтесь, не беспокоясь. Вадим Зеланд.

Что бы не было - успокойся.
Успокоишься - посмеешься.
Посмеялся, и снова дыши.
Будь в тиши.
Наслаждайся одним мгновением.
Откровением или забвением.
Все равно.
Об одном.
Вдох.
Выдох.
Спокойствие.
Ом.

Rating 4.44 (16 Votes)

"Наше время - это время зависти, - сказал мне мой первый Учитель. - Это время Будды Амогхасиддхи". Речь не о грубой и всеми порицаемой (по крайне мере, формально) зависти. Нет. Время зависти - это время прогресса)))), когда люди постоянно подражают друг другу, как обезьяны - и в хорошем, и в плохом. Они поражены тонкой завистью - им кажется необходимым непременно следовать тому, что им кажется лучшим, а также непременно достигнуть чего-то в жизни. Это становится самоцелью, и люди теряют так базовую свободу выбирать. Жёсткая обусловленность жаждой достижения может оказаться весьма опасной - если то, что вы намерены постичь, объект вашей страсти, ваша цель, избраны неверно. Обычно это касается внешних реализаций. Но это работает точно так же и во внутреннем мире человека - жажда достичь удовлетворения, жажда покоя, жажда движения, жажда смысла, жажда чего угодно. Жажда не обязательно бывает заметной, явной для человека. Она бывает инертна - просто человек привыкает действовать тем или иным образом ещё в семье, ещё в детстве. Он или просто копирует путь родителей, либо те учат его, что нужно реализоваться в этой жизни и найти себя в этом мире)))). И чадо идёт искать себя в мире, изначально лишённое выбора - оно просто запрограммировано тем или иным образом.

Это довольно болезненно - всё время искать реализацию вне себя. Много людей погибает в процессе - в результате разочарования, многие - от разочарования в том, что они стремились обрести, что казалось им достойным усилий, что казалось им ценным. Но ценное - это редкое. А самое редкое - это ваша индивидуальность. Её нельзя понять, непрерывно пытаясь что-то приобретать. Если ваши цели продиктованы влиянием извне, чьим-то авторитетом (неважно, стоит он того или нет) или слишком мощным впечатлением, то такая цель не будет полезна для подлинной связи с собой, внутренней связи. А без неё жизнь рано или поздно потерпит крах, и ваш длительный путь был длительным путём к краху. Вы можете утешать себя, что это просто был трудный путь достижения понимания истинных ценностей, но на самом деле это было шествие вслепую в никуда, пока вам не повезло обнаружить это раньше, чем вы умерли.


Что нужно для связи с самим собой, так это тишина в себе, доступность к себе, нужно получать опыт своего внутреннего пространства. Но пока вы постоянно отвлечены тем, что происходит в этом пространстве, само пространство для вас как бы не существует. Его восприятие связано с покоем ума, со взглядом внутрь себя, свободным от влияния непрерывно мелькающих мыслей. Оно вызвано хаотическими реакциями на что-то привлекательное и отталкивающее. Этот хаос внутренних ветров нуждается в успокоении, а вы - в методе достижения покоя ума. Это не связано с подавлением активности ветров, скорее, это аспект своеобразной дисциплины.

Итак, активность нашего времени, времени зависти - ветер. Внешне это проявляется во всё бОльшей автоматичности действий, когда само действие почти не требует от вас всего вашего присутствия, всего вашего человеческого потенциала. Прожив такую полужизнь, вы можете потерять шанс для следующего рождения человеком - ведь вы уже продемонстрировали, что прекрасно обошлись без раскрытия своего человеческого потенциала. Вы как бы показали, что он вам не нужен. Пространство очень отзывчиво - в следующий раз вы получите гораздо меньше всего для жизни и вам просто придётся прочувствовать непосредственно, что вы потеряли.

Если же вы намерены использовать своё рождение человеком более сознательно, стоит, в первую очередь, задуматься о ценности своей жизни и своей индивидуальности. Нужно получить связь с этим, найти самого себя. И это находится явно не снаружи нас. Жаль, что столько людей занимаются поисками себя вне себя, не замечая, что это как минимум нелогично. Но им кажется, что они не знают, что с собой делать в этом смысле. Проблема в их озабоченности действием, достижением - они не знают, что нужно сделать, чтобы заполучить самого себя. Но парадокс в том, что делать-то как раз почти ничего и не надо. Наоборот - нужно обрести покой в уме, привыкшем автоматически все время что-то делать. Обычно вы ищете себя там, где нельзя найти себя, и это обеспечивает непрерывность процесса))). Всё, что "спасает" всех людей, это их поглощённость своими внешними планами и делами. Это ослепление внешним "помогает" до тех пор, пока вам не повезёт войти в кризис и обнаружить бессмыслицу своей жизни вне глубокой связи с самим собой. Если же вы попытаетесь начать осознавать раньше, чем умрёте или испытаете крах, вам понадобится погрузиться в своё внутреннее пространство. А чтобы переключить своё внимание с потоков мыслей на пространство, в котором они мечутся, вам нужно обрести покой ума - вам нужно научиться дрессировать энергии-ветры своего ума.

Ветер (лунг - тиб.) лёгкий и жёсткий. Обычно люди - вне привычной для них картины мира, создаваемой переживанием движения ветров внутри их тонких тел - не занимаются сознательным управлением ветрами, праной апаной и прочими. Хотя на самом элементарном уровне их тело понимает это - "передохни", "дыши глубже" и т. д. Каждая болезнь в этом мире начинается с нарушения равновесия ветров в организме. В равновесии можно тренироваться - прямо управляя дыханием, но можно и опосредованно - сосредотачивая однонаправленно свой ум на чём-либо длительно и регулярно. А можно просто фиксировать взгляд на чём-либо долго, регулярно упражняясь в этом - от положения и динамики глазных яблок зависит покой ума и равновесие дыхания.

Зная, что современные люди подвержены материализму, то есть грубой обусловленности формой и чувствами, непосредственным опытом, я предлагаю им заняться методом обретения покоя ума путём сосредоточения на чём-то материальном, непосредственно ими воспринимаемом)). Этот метод называется тратака. Ниже приведены различные методы тратаки, изложенные Алексеем Раевым :

Лучшее время для практики тратаки это раннее утро между 3-4 часами (это для Индии и для серьезно практикующих, нашим же работающим гражданам можно подстроить практику под свои условия). Вначале не практикуйте более получаса.

После тратаки хорошо сделать медитацию или йога нидру.

Асаны и пранаяма не повредят после тратаки, но медитативные практики сделать естественнее.

Если вы продолжите сидеть для медитации после тратаки, то вы ощутите полное спокойствие ума.

Обычно последовательность такова - асаны, пранаяма, тратака и аджапа джапа.

Здравствуйте, уважаемые читатели! В наш суматошный век очень сложно оставаться в гармонии. Многие живут в стрессе. Многим (особенно, женщинам) не хватает покоя и внутренней стабильности. Но есть прекрасная новость: вы можете стать хозяином своего ума. Можете вырваться из череды беспокойств, страхов, пустых «пережевываний» событий... Как успокоить ум?

Болезнь нашего ума

Мы так привыкли к хаосу и обилию ненужных переживаний в своей голове, что уже начали считать это нормой. Нам уже кажется, что жизнь соткана из сплошных проблем. Мы так привыкли к состоянию стресса, что уже не замечаем его.

Да, существуют реальные проблемы. Иногда людям нечего есть, они испытывают голод. Иногда на город обрушивается цунами, начинается землетрясение... На самом деле, даже в таких ситуациях глупо переживать и нервничать. Нужно принимать какие-то решения, что-то делать, не перегружая свой мозг негативными мыслями.

Но остальные наши проблемы — созданы нашим умом. Мы переживаем, что на работе нас могут уволить. Что супруг как-то не так с нами общается. Что мы не сможем поехать на курорт, что у нас сколько-то лишних килограмм, что за окном плохая погода, а тетка в автобусе сказала вам какую-то грубость...

Спокойный ум нужен всем и во всех ситуациях. Особенно — в каких-то сложных ситуациях. Если вы нервничаете — вам очень сложно принять правильное решение.

Простой пример, понятный всем мамам: ребенок вдруг сильно упал с какой-то горки, лежит и плачет. Возможно, упал вниз головой. Возможно, у него где-то кровь, и т.д. Какие есть варианты действий?

  • Можно прийти в ужас, рвать на себе волосы, самой разрыдаться, обвинять себя в том, что вы плохая мать;
  • Можно осмотреть ребенка, вызвать скорую, и при этом убиваться, нервничать, прокручивать в голове тысячу раз всю эту ситуацию;
  • А можно вообще не убиваться и не переживать. Оставаться спокойной. Просто подойти к ребенку, оценить его повреждения, постараться успокоить, и при необходимости — вызвать скорую, спокойно поехать в больницу.

Как вы думаете, какой вариант лучше?

К счастью, у некоторых людей в критических ситуациях внезапно включается абсолютное спокойствие. К счастью, я из таких: начинаю переживать и нервничать с запозданием, когда ситуация уже разрешилась. Я очень благодарна за это своему организму.

У нас тоже бывали падения, кровь, какие-то болезни и прочее. И дочка, глядя на мое непоколебимое спокойствие, сама постепенно успокаивалась. Поэтому я знаю, что самое главное — сохранять внутреннее равновесие в чрезвычайных ситуациях.

Впрочем, спокойный ум окажется не менее ценным и в обычной повседневной жизни. Он сделает ее значительно приятнее и счастливее. По сути, зависит от нашего состояния ума.

Как стать спокойнее?

Для достижения желаемого состояния нужно делать две вещи:

  1. Очищать свой ум;
  2. И не загрязнять его.

Очищение достигается и молитвой. Я много раз писала о них, и буду писать еще. А пока остановимся на втором, не менее важном пункте...

Как сохранять ум в покое?

Ваша жизнь значительно изменится, если вы будете заботиться о том, что поступает в ваше сознание. Могу дать несколько практических советов:

  1. Самое банальное, но самое главное правило — никакого телевизора! И никакого бездумного хождения по интернету! Это очень важно! Телевизор и интернет загружают в нас огромную кучу мусора!
  2. По возможности, создайте себе ! Общайтесь только с людьми, которые работают над собой, не распространяют негатив, ведут полезные и конструктивные беседы. Никакого нытья, сплетен и болтовни «ни о чем».
  3. Если вы по каким-то причинам не можете избавиться от разрушающего общения (например, от коллег по работе или родственников) — найдите себе очень много другого, хорошего общения. Чтоб хорошего общения было гораздо больше, чтоб оно перевешивало. В процессе разговора мы перенимаем умонастроение собеседника.
  4. Создайте строгую цензуру на фильмы и книги. Никаких боевиков и детективов. Выбирайте качественное кино, несущее в себе положительный заряд, а не депрессию.
  5. Веды говорят, что для поддержания чистоты сознания, важно соблюдать режим дня ( и ложиться до 22) и есть свежую . По возможности, следуйте этому.
  6. Содержите свой дом в чистоте и в порядке.
  7. Научитесь мыслить оптимистично.

Как стать оптимистом?

На самом деле, оптимизм — это просто привычка. Попробуйте отслеживать свои мысли. На каждый негативный вывод сразу же ищите три позитивных. В каждой ситуации, в которой очевидны минусы, сразу находите три любых плюса.

Сегодня написано много книг о позитивном мышлении. Авторы рекомендуют работу с аффирмациями, коллажами желаний, визуализацией... Кто-то не одобряет эти методы, а кто-то восхваляет.

Мое мнение: на определенном этапе аффирмации очень полезны! Они хороши, когда нужно научиться мыслить в позитивном ключе. Я активно работала с аффирмациями на протяжении года.

Однако, медитация, практики осознанности, молитвы — предпочтительнее, чем аффирмации. И работают на более глубоком уровне.

Мой опыт

Я сама от природы очень нервная и беспокойная. Именно поэтому в 18 лет я поняла, что с этим нужно что-то делать. Начались долгие поиски.

Йога, аутотренинг и медитация мне очень помогли. К сожалению, после рождения детей почти невозможно уделять этому достаточно времени. Но если следовать принципам, о которых я говорила выше, можно помогать своему уму оставаться спокойным.

У нас нет телевизора. Я внимательно слежу за тем, что попадает ко мне в виде фильмов и книг. Я контролирую свое общение. Стараюсь постоянно питать свой ум чем-то полезным и позитивным. И мне нужно гораздо меньше времени на медитацию, чем раньше. Мне гораздо проще чувствовать себя в гармонии.

На первый взгляд, принципы, о которых я написала, очень просты и банальны. Но все самые эффективные методы могут быть до смешного просты! Главное — примените их в жизни. Попробуйте! Почувствуйте, насколько важно для вас общение. СМИ. Стиль мышления. Начните относиться к этому более серьезно.

Одни люди просто все знают. А другие — знают и применяют на практике. Как вы думаете, кто будет более успешным?

Существует два разных, но схожих по своей природе, понятия – Покой и успокоение. Покой есть состояние являющееся основой всего существования, а успокоение есть временное затишье некоторых явлений природы, в том числе и ума.

Многие духовноищущие после выполнения некоторых духовных практик начинают ощущать внутреннее успокоение и считают, что достигли нужного состояния – Великого Покоя Ума. Посчитав, что всё уже достигнуто, стараться дальше незачем, они впадают в состояние, так называемой, лености ума. Это состояние, когда в уме начинает бурно расцветать состояние лени. Процессы, направленные на решение повседневных задач, притормаживаются. Желания решать эти задачи уменьшаются, поскольку в уме появилось мнение о неважности и ненужности всего происходящего. Ум начинает постепенно затуманиваться, заболачиваться и отупевать. В результате, затянутые и не решающиеся своевременно задачи, накапливаются в уме, создавая тягостное состояние переходящее постепенно в тяжелые душевные страдания. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно научиться чётко ощущать разницу между реальным Покоем Ума и состоянием временного успокоения.

Покой Ума переживается как абсолютная ясность, лёгкость и бесконечное блаженство. При этом внешняя деятельность нисколько не снижается, а порой даже увеличивается. Все действия происходят естественно и непринуждённо, без вмешательства в них умственной деятельности и в полном отсутствии желаний.

Временное успокоение переживается как некоторое затишье умственной деятельности. В результате, которого, происходит торможение проявления и воплощения в жизнь, присутствующих в сознании желаний. Желания не воплощаются и не растворяются (как при реализации), а приобретают затуманенный вид и становятся малозаметными для восприятия. Если такое состояние затягивается, то в сознании начинает возникать состояние нежелания что-либо делать, идущее от желания не нарушать данного состояния успокоения. Это и есть леность ума.

Если вдруг вы ощутили, что в уме произошло некоторое успокоение, не радуйтесь этому, но и не огорчайтесь. Это нормальное явление аналогичное привалу во время длительного путешествия. Пусть ум отдыхает, а вы наслаждайтесь его покоем, продолжая делать все необходимые дела. Главное в это время не забывать, что духовное путешествие ещё не окончено. Этот покой является лишь временным, своего рода демо-версией реального Покоя Ума, к которому ещё предстоит прийти. И хотя прийти к Покою Ума нельзя, поскольку ОН всегда присутствует в уме как изначальное состояние, но стараться ощутить его всё-таки нужно. Именно старание, которое есть проявление стремления, является необходимым условием для достижения желаемого результата. Поэтому, запасайтесь терпением и старайтесь, старайтесь, старайтесь. Настоящие старания никогда не проходят даром, они всегда увенчиваются дарами, в данном случае Божественными.

Я сильно обеспокоился по поводу снижения своих способностей. Мой ум считает, что профессиональная деятельность под угрозой. Ум связывает это с низкой своей активностью, и успокоением, которое наступило в результате некоторых духовных практик. В действительности стало намного тяжелее решать новые задачи, усваивать информацию и даже память ухудшилась. Что делать?

Успокоение, о котором ты пишешь – есть проявление непонимания. Это вовсе не тот Покой Ума, к которому нужно стремиться. Покой Ума это не внешнее успокоение, это не снижение деятельности. Во мне, например, деятельность, а точнее, активность, нисколько не снизилась, а возможно, даже увеличилась. Она увеличилась оттого, что снялась сдержанность и пропали размышления по поводу того, нужно ли что-то делать или нет, хорошо это будет выглядеть в чьих-то глазах или нет, правильным это будет или нет. Во мне возникают импульсы к действиям и действия совершаются. Я не ощущаю, что что-либо делаю, поскольку ощущаю в себе лишь наблюдение происходящего и одновременно пространство для всего происходящего. При этом, независимо от совершаемых действий, есть ощущение Бесконечного Покоя, разлитого повсюду и наполняющего все производимые действия. Я – ЕСТЬ этот Покой, наполняющий вселенную и окутывающий её.

Пока твоё успокоение умственное. Иначе говоря, ты пытаешься быть спокойным, нарабатываешь успокоение. Это как с расслаблением. Когда человек чувствует в себе напряжённость, он начинает учиться расслабляться, и постоянно пытается расслабиться, нарабатывая, таким образом, привычку к расслаблению. В итоге, кроме привычки напрягаться, у него нарабатывается ещё и привычка расслабляться. Но ведь ничего, в сущности, не меняется. Расслабленность его искусственная. Не нужно нарабатывать расслабленность, нужно быть естественным. А это значит: когда нужно напрячься (т.е. приложить усилие) – надо напрячься, но напрячься настолько, насколько это нужно, а когда необходимость в приложении усилий спадает, то и напряжение тоже спадает. На его месте вновь оказывается естественная расслабленность, т.е. не напряжённость.

Не заботься специально об успокоении ума. Он сам успокоится, когда в нём перестанут возникать беспокойства. Все твои попытки как-то успокоить ум – являются лишь созданием в нём дополнительного беспокойства. Одним из таких беспокойств, стало беспокойство по поводу снижения своих способностей.

Постарайся вообще не думать об уме, пусть он занят своими делами. Ум – это прекрасный инструмент, предназначенный для воплощения накопившихся в сознании желаний и направленный на выживание тебя, как человека, воплощающего эти желания в жизнь. Просто наблюдай происходящее, наблюдай беспристрастно, без вовлечённости в происходящее, независимо от того, что наблюдается, действия тела или действия ума. Ум сам начнёт успокаиваться, когда ты перестанешь им интересоваться. Осознавай присутствующее в тебе наблюдение и больше ничего. Ощущай только наблюдение (которое есть ви́дение), и ни о чём не беспокойся. Выполняй все дела, которые считаешь нужными, и так, как считаешь нужно.

Вопрос не в снижении активности, а в понимании. Понимание возникает самопроизвольно. Оно не зависит от активности или не активности. В его основе лежит опыт прямого ви́дения и осознания. Прямого – значит, не отражённого и не искажённого явлениями, происходящими в уме, не затуманенного образами ума. Поэтому оставь ум в покое и просто наблюдай, он успокоится сам. Как только ты по-настоящему оставишь его в покое, так он сам по-настоящему успокоится.

К сожалению, не всегда удаётся оставаться в наблюдении или состоянии «Я-ЕСТЬ». Иногда вовлечение может произойти как «впрыгивание в поезд на ходу». Обычно такое случается, когда происходят очень сильные изменения состояний.

Не нужно пытаться оставаться в наблюдении или состоянии «Я-ЕСТЬ». В нём вообще не нужно пытаться находиться! Твоя ЕСТЬНОСТЬ не является состоянием! Это вне состояний! Это ТО, что наблюдает все возникающие в тебе состояния. Для этого ничего не нужно делать, просто ощущать и замечать, что всё, что с тобой происходит – наблюдается. Если ты будешь ощущать постоянно присутствующее в тебе наблюдение, всё рано или поздно встанет на свои места и кроме Понимания или Осознания ничего не останется.

Я заметил, что чем глубже покой, тем изменения меньше. При выполнении обычной деятельности фон присутствия себя постепенно растворяется, а состояния начинают меняться очень быстро и с большей силой. Приходится быть очень внимательным и сдержанным. Это становится больше работой ума, нежели пребыванием в «Я-Есть», в этом видимо скрывается какая-то неправильность. Сама ситуация требует ПОСТОЯННОГО обращения к «Я-Есть». Пока это не получается.

Не нужно обращаться к «Я-ЕСТЬ». ТЫ из него никогда никуда не уходил и не уходишь. ТЫ всегда ЕСТЬ! И поскольку ТЫ ВСЕДА ЕСТЬ, то нет нужды помнить об этом и раз за разом возвращаться к этой мысли. ТЫ ЕСТЬ независимо от мыслей и воспоминаний. И даже неважно происходят вовлечения твоего внимания в воспринимаемые тобой явления или нет, независимо от этого – ТЫ ЕСТЬ ВСЕГДА. Не беспокойся по поводу своей вовлечённости. Она будет происходить до тех пор, пока это необходимо в твоём случае.

Иногда выполняемые тобой действия требуют очень плотного, сконцентрированного на чём-то конкретном, внимания. И от этого происходит вовлечённость. Но это не важно, кого это волнует? Всё что должно быть сделано – должно быть сделано, и сделано так, как должно быть сделано. Если происходит в каких-то случаях вовлечённость, то, значит, так и должно было произойти в этом конкретном случае. Ты этого изменить не можешь! И если ты будешь беспокоиться по этому поводу, то будешь только всё больше и больше создавать беспокойство в уме и всё глубже и глубже погружаться в иллюзию и страдания.

Не о чем беспокоиться, это лишь то, что наблюдается ТОБОЙ. Иногда ты наблюдаешь, что произошло вовлечение, при этом ТЫ это наблюдаешь! Иногда наблюдение происходит невовлечённо. Это всего лишь то, что ТЫ наблюдаешь! Не более. Какая тебе разница, что наблюдать?

Наблюдай всё, что возникает в твоём восприятии, не привязываясь к наблюдаемому. Только чистое наблюдение без оценок, привязанностей и предвзятостей. Для этого ничего не надо делать, поскольку это происходит постоянно, нужно лишь осознать это как существующий факт. Но осознание происходит самопроизвольно, его нельзя сделать специально, можно только стремиться к этому. Остаётся только одно – быть тем, КТО (или ЧТО) ТЫ ЕСТЬ. Просто БЫТЬ, не пытаясь давать этому БЫТИЮ каких-либо оценок или окрасок.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.