Характеристика отца и матери лариных. Ларины — семья: мать и ее дочери. Трагедия великой актрисы

Няня и семья Татьяны Лариной. Цитатная характеристика
Краткая характеристика
Семья Татьяны Лариной играет важную роль в романе "Евгений Онегин" Пушкина.
Евгений Онегин приезжает в деревню своего дяди. Здесь Онегин знакомится со своими соседями по имению - Владимиром Ленским и семьей Лариных.
Членами семьи Татьяны Лариной являются следующие герои: покойный отец Дмитрий Ларин, мать Полина (Прасковья) Ларина, сестра Ольга Ларина, няня Филипьевна.
Отец Татьяны Лариной - Дмитрий Ларин. Отец Татьяны умер, вероятно, несколько лет назад (до знакомства Лариных с Онегиным). Известно, что господин Ларин умер, будучи пожилым человеком: "...И так они старели оба. / И отворились наконец / Перед супругом двери гроба..."
Дмитрий Ларин был добрым человеком и хорошим барином для своих крепостных: "...Отец ее был добрый малый, / В прошедшем веке запоздалый..." "...Он был простой и добрый барин... Смиренный грешник, Дмитрий Ларин..."
По словам автора, Дмитрий Ларин был разумным человеком: "...Разумный муж уехал вскоре / В свою деревню..."
Господин Ларин когда-то был бригадиром (военный чин 5-го класса): "...Господний раб и бригадир..."
Дмитрий Ларин очень любил свою жену и во всем ей верил: "...Но муж любил ее сердечно, / В ее затеи не входил, / Во всем ей веровал беспечно..."
Мать Татьяны Лариной - Полина (Прасковья) Ларина. Её зовут Pachette (Пашенька), то есть Полина, или Прасковья: "...«Княжна, mon ange!» – «Pachette!» – «-Алина»!..."
В юности мать Татьяны была влюблена в одного сержанта. Но ее выдали замуж за Дмитрия Ларина - будущего отца Татьяны: "...Но, не спросясь ее совета, / Девицу повезли к венцу..." Госпожа Ларина сначала не любила своего мужа (Дмитрия Ларина) и даже хотела развестись с ним: "...Рвалась и плакала сначала, / С супругом чуть не развелась..." Однако со временем их жизнь наладилась.
Госпожа Ларина научилась управлять своим добрым мужем и зажила счастливо: "...Открыла тайну, как супругом / Самодержавно управлять, / И всё тогда пошло на стать..."
Онегин знакомится с Лариными, когда мать Татьяны - это уже не молодая женщина, "старушка": "...Ларина проста, / Но очень милая старушка..."
Сестра Татьяны Лариной - Ольга Ларина. В отличие от Татьяны, Ольга всегда весела: "...Всегда как утро весела..."
Няня Татьяны Лариной – Филипьевна. Этобрая старушка-крестьянка: "...Уж ей Филипьевна седая / Приносит на подносе чай..." "...С платком на голове седой, / Старушку в длинной телогрейке..."
Няня Филипьевна вышла замуж совсем девочкой - в 13 лет (об этом она рассказывает Тане в одной из бесед): "...Мой Ваня / Моложе был меня, мой свет, / А было мне тринадцать лет..." Она вышла замуж не по любви, как и многие крестьянки, которых выдавали замуж насильно: "...В эти лета / Мы не слыхали про любовь..."
Княжна Алина и московские родственники. Княжна Алина - это кузина (двоюродная сестра) старушки Лариной, то есть двоюродная тетя Татьяны Лариной. Именно у этой тетки Ларины останавливаются в Москве, когда приезжают на "ярмарку невест": "...К старой тетке, / Четвертый год больной в чахотке, / Они приехали теперь..."
Приехав в Москву. Татьяна и ее мать посещают своих многочисленных московских родственников. Родня помнит Татьяну еще ребенком: "...И вот по родственным обедам / Развозят Таню каждый день / Представить бабушкам и дедам..." "...Родне, прибывшей издалеча, / Повсюду ласковая встреча..." (о Татьяне и ее матери)
Владимир Ленский. Одним из членов семьи Лариных можно считать Владимира Ленского. Владимир знает Лариных с детства. Еще ребенком он играл с маленькой Ольгой и сидел на коленях у отца Лариных: "...Он на руках меня держал. Как часто в детстве я играл / Его Очаковской медалью!..." (об отце Лариных)

Пылкий монолог Татьяны Лариной о чувствах к молодому повесе - часть обязательной школьной программы. Заучивая строки о первой любви и порывах души, легко уловить смелость и открытость, которая так нехарактерна для барышень позапрошлого столетия. Этим и отличается Татьяна от большинства литературных образов - естественностью и верностью идеалам.

История создания

Стихотворный роман, который считал подвигом, впервые опубликовали в 1833 году. Но за жизнью и любовными похождениями молодого гуляки читатели следили с 1825 года. Изначально «Евгений Онегин» выходил в литературных альманахах по одной главе - этакий сериал 19 века.

Помимо главного героя, внимание к себе приковала Татьяна Ларина - отвергнутая возлюбленная . Писатель не скрывал, что женский персонаж романа писался с реальной женщины, но имя прототипа нигде не упоминается.

Исследователи выдвигают несколько теорий о предполагаемой музе Александра Сергеевича. В первую очередь упоминают Анну Петровну Керн. Но писатель испытывал к женщине плотский интерес, что разнится с отношением автора к милой Татьяне Лариной. Девушку из романа Пушкин считал прекрасным и нежным созданием, но не предметом страстных желаний.


Героиня романа имеет общие черты с Елизаветой Воронцовой. Историки считают, что портрет Онегина написан с поклонника графини Раевского. Поэтому роль литературной возлюбленной досталась Елизавете. Еще один весомый аргумент – мать Воронцовой, как и мать Лариной, вышла замуж за нелюбимого и долго страдала от такой несправедливости.

Дважды жена декабриста Наталья Фонвизина утверждала, что она - прототип Татьяны. Пушкин дружил с мужем Натальи и часто общался с женщиной, но других доказательств, подтверждающих данную теорию, не существует. Школьный товарищ поэта считал, что писатель вложил в Татьяну частицу собственных скрытых черт и чувств.


Недоброжелательные отзывы и критика романа не затронули образ главной героини. Наоборот, большинство литературоведов и исследователей отмечают целостность персонажа. называет Ларину «апофеозом русской женщины», отзывается о Татьяне, как о «гениальной натуре, не подозревающей о своей гениальности».

Безусловно, в «Евгении Онегине» показан женский идеал Пушкина. Перед нами образ, который не оставляет равнодушным, восхищает внутренней красотой и озаряет светлыми чувствами молодой невинной барышни.

Биография

Татьяна Дмитриевна родилась в семье военного, дворянина, который после службы переселился в сельскую местность. Отец девушки умер за несколько лет до описываемых событий. Татьяна осталась на попечении матери и старой няни.


Точный рост и вес девушки не упомянут в романе, но автор намекает, что Татьяна не отличалась привлекательностью:

«Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей».

Пушкин не упоминает возраст героини, но, по подсчетам литературоведов, Тане недавно исполнилось 17 лет. Это подтверждает письмо поэта близкому другу, в котором Александр Сергеевич делится мыслями о душевном порыве девушки:

«…если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!»

Свободное время Татьяна проводит за разговорами с няней и чтением книг. В силу возраста девушка близко к сердцу принимает все, о чем пишут авторы любовных романов. Героиня живет ожидаем чистого и сильного чувства.


Татьяна далека от девчоночьих игр младшей сестры, не любит болтовню и шум легкомысленных подружек. Общая характеристика главной героини - уравновешенная, мечтательная, неординарная девушка. У родных и знакомых создается впечатление, что Таня – холодная и чрезмерно рассудительная барышня:

«Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей».

Все меняется, когда в соседнее имение приезжает Евгений Онегин. Новый житель деревни совсем не похож на прежних немногочисленных знакомых Татьяны. Девушка теряет голову и после первой же встречи пишет Онегину письмо, где признается в охвативших чувствах.

Но вместо бурного выяснения отношений, которыми так славятся любимые романы девушки, Ларина выслушивает от Онегина проповедь. Дескать, такое поведение поведет барышню в неправильном направлении. К тому же Евгений вовсе не создан для семейной жизни. Татьяна смущена и растеряна.


Следующая встреча влюбленной героини и эгоистичного богача происходит зимой. Хотя Татьяне известно, что Онегин не отвечает на ее чувства, девушка не может справиться с волнением от встречи. Собственные именины для Тани превращаются в пытку. Евгений, заметивший томление Татьяны, уделяет время исключительно младшей Лариной.

Такое поведение имеет последствия. Жених младшей сестры застрелен на дуэли, сама быстро вышла замуж за другого, Онегин покинул деревню, а Татьяна вновь осталась наедине с мечтами. Мать девушки обеспокоена - дочери пора под венец, но милая Таня отказывает всем претендентам на руку и сердце.


Два с половиной года прошло с последней встречи Татьяны и Евгения. Жизнь Лариной заметно изменилась. Девушка больше не уверена, так ли уж сильно она любила молодого повесу. Возможно, это было иллюзией?

По настоянию матери Татьяна вышла замуж за генерала N, покинула деревню, где жила всю жизнь, и обосновалась с супругом в Петербурге. Незапланированное свидание на балу пробуждает в давних знакомых забытые чувства.


И если Онегин охвачен любовью к когда-то ненужной девушке, то Татьяна остается холодна. Очаровательная генеральша не выказывает расположение к Евгению и игнорирует попытки мужчины сблизиться.

Лишь на краткое мгновение героиня, которая выдерживает натиск влюбленного Онегина, снимает маску безразличия. Татьяна все так же любит Евгения, но никогда не предаст мужа и не опорочит собственную честь:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Экранизации

Любовная драма из романа «Евгений Онегин» - популярный сюжет для музыкальных произведений и экранизаций. Премьера первого фильма с одноименным названием состоялась 1 марта 1911 года. Черно-белая немая кинокартина затрагивает основные моменты истории. Роль Татьяны исполнила актриса Любовь Варягина.


В 1958 году фильм-опера рассказал советскому зрителю о чувствах Онегина и Лариной. Образ девушки воплотила , а вокальную партию за кадром исполнила .


Британо-американский вариант романа появился в 1999 году. Режиссером картины стала Марта Файнс, главную роль сыграла . Актриса награждена «Золотым Овном» за образ Татьяны.

  • Пушкин выбрал для героини самобытное имя, считавшееся в то время простым и безвкусным. В черновиках Ларина упоминается как Наташа. Кстати, значение имени Татьяна - устроительница, учредительница.
  • По подсчетам ученых, год рождения Лариной - 1803 по старому стилю.
  • Девушка плохо говорит и пишет по-русски. Татьяна предпочитает выражать мысли на французском языке.

Цитаты

А счастье было так возможно, так близко!..
Но судьба моя уж решена.
Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
Его здесь нет. Меня не знают…
Взгляну на дом, на этот сад.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, показана современная поэту действительность. Действие романа развивается в семье Лариных. Семейство Лариных - это провинциальное поместное дворянство. Они живут так же, как и их соседи. С иронией рассказывает Пушкин о «жизни мирной» Лариных, верной «привычкам милой старины». Сам Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый»;

Он не читал книг, хозяйство доверил жене, «а сам в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».

Пушкин рассказывает нам о становлении характеров трех представительниц семьи Лариных: матери и дочерей - Ольги и Татьяны. Ларина в молодости увлекалась, как и ее дочь Татьяна, романами Ричардсона, Руссо. Перед Татьяной эти романы открывали удивительный мир с необыкновенными героями, совершающими решительные поступки. По примеру Юлии, героини романа Руссо «Новая Элоиза», Татьяна, нарушая все запреты, первая признается Онегину в любви. Романы развили в ней независимый характер, воображение. Они помогли ей осознать

Пошленький дворянский мирок Пустяковых, Скотининых, Буяновых.

Ее мать, читая эти же романы в молодости, отдала дань моде, так как московская кузина «твердила часто ей о них». Они не оставили в ее сердце и следа. Отсюда и разное поведение в одинаковых жизненных ситуациях. Старшая Ларина в молодости «вздыхала о другом», но вышла замуж по настоянию родителей, немножко попереживала, а потом, подчиняясь воле мужа, уехала в деревню, где хозяйством занялась, «привыкла и довольна стала». Татьяна же хочет любить, но любить человека, который близок ей по духу, который поймет ее. Она мечтает о человеке, который бы внес В ее жизнь высокое содержание, который был бы похож на героев любимых романов. И такого человека, ей показалось, она нашла в Онегине. Она пережила трагедию отказа от нее, «исповеди Онегина», но она пережила и настоящую любовь, настоящие чувства, которые обогатили ее.

Пушкин, рассказывая о своей «милой» Татьяне, постоянно подчеркивает ее близость к народу. Она росла и воспитывалась в деревне.

Помещики Ларины
хранили в жизни мирной
Привычки милой старины…
…Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод.

Окружающая Татьяну атмосфера русских обычаев и народных традиций была благоприятной почвой, на которой выросла и окрепла любовь дворянской девушки к народу. Между Татьяной и народом нет пропасти.

Она резко отличается своим нравственным обликом, духовными интересами от девушек дворянской среды, вроде ее сестры Ольги. Татьяна полна искренности и чистоты в своих чувствах. Манерная жеманность, кокетство чужды Татьяне. Но это было в характере барышень. Ведь мать Татьяны в прежнее время полностью отвечала поведению своих сверстниц. Так же, как и они, она писывала кровью

…В альбомы нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
И говорила нараспев.

Но прошло время, все наносное слетело, осталась помещица, которая

…стала звать
Акулькой прежнюю Селину,
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец.

С годами она превратилась в типичную представительницу своего круга. Она все забыла, в ее памяти царят крепостнические нравы. Одинаково привычно то, как она «солила на зиму грибы» и «ходила в баню по субботам», так и то, что она «брила лбы» и «служанок била, осердясь».

Не то Татьяна. Ее отношение к жизни, к ее ценностям не изменяется, а развивается. Став светской дамой, княгиней, живя в роскоши, она по-прежнему любит свой мир:

Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище.

Полной противоположностью Татьяны является ее младшая сестра. В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизнь так и бьет ключом. Она всегда «с улыбкой легкой на устах», всюду слышен ее «звонкий голос». Но в ней нет той самобытности и глубины, что есть в Татьяне. Душевный мир ее беден. «Всегда скромна, всегда послушна», она не задумывается над жизнью глубоко, следует принятым в обществе правилам. Она не может понять Татьяны, ее не настораживает поведение и настроение Ленского перед дуэлью. Мимо Ольги проходит все, что оставляет глубокий след в характере Татьяны. Татьяна любит «не шутя», «серьезно», на всю жизнь.

Нигде, ни в чем ей нет отрад,
И облегченья не находит
Она подавленным слезам.
И сердце рвется пополам.

Как непохожа страдающая Татьяна на ветреную Ольгу, которая, поплакав над Ленским, вскоре увлеклась уланом. Скоро она вышла замуж, «повторив маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время» (В. Г. Белинский).

Татьяна, любимая героиня Пушкина, до конца несет в себе печать народности. Ее ответ Онегину в конце романа тоже в понимании Пушкина, черта народной нравственности: нельзя строить свое счастье на горе и страдании другого. Роман «Евгений Онегин» явился для Пушкина плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». И если он с насмешкой рассказывает нам о судьбе Ольги, повторившей судьбу матери, то Татьяна, эта «русская душою» девушка, нравственные правила которой тверды и постоянны, является его «милым идеалом».

Мария Николаевна Волконская (1790–1830),
мать писателя Льва Толстого.
Татьяна Николаевна Ергольская, тетушка Льва Толстого

Княжна Мария Николаевна была дочерью князя Николая Сергеевича Волконского, сенатора, виднейшего соратника и обер-секретаря Екатерины II. Императрица высоко ценила князя за ум, прямоту, находчивость и бесстрашие. В 1793 году она назначила его послом России в Берлин. Однако в 1794 году по неизвестным причинам князь попал в опалу и отошел от дел.

Род отца Марии Николаевны Волконской, как принято считать, восходит к Рюрику через князя Олега Святославича. Фамилия бабушки княжны Волконской по линии отца – Марии Дмитриевны Чаадаевой – также принадлежала к древнему роду. Сама фамилия Чаадаевы происходит от тюркско-монгольского прозвища Чагатай - «храбрый». На гербе Волконских были изображены гербы киевских и черниговских князей.

Матерью Марии Николаевны была княжна Екатерина Дмитриевна, урожденная Трубецкая, находившаяся в родстве с А. С. Пушкиным.

Семья Волконских проживала в имении Ясная Поляна, где князь построил роскошную усадьбу с парком с беседками-ротондами, организовал большое хозяйство и завёл оркестр из крепостных музыкантов. «Дед мой, - писал Лев Толстой, - считался очень строгим хозяином, но я никогда не слыхал рассказов о его жестокостях и наказаниях, обычных в то время… Я слышал только похвалы уму, хозяйственности и заботе о крестьянах и, в особенности, огромной дворне моего деда».

Николай Сергеевич очень мечтал о сыне, наследнике его фамилии и родового герба. Однако 10 ноября 1790 года у супругов родилась дочь, которую назвали Марией. Вскоре после этого, когда девочке было всего два года, княгиня Екатерина Дмитриевна тяжело заболела и умерла. Николай Сергеевич вынужден был оставить малышку в семье брата своей жены, а сам после временной опалы вступил в должность военного губернатора в Архангельске. Впрочем, служба длилась недолго. В 1799 году он вышел в почетную отставку, с сохранением чина генерала от инфантерии.

Князь Волконский забрал свою юную дочь и вместе с ней поселился в Ясной Поляне. Там он занялся воспитанием княжны Марии Николаевны, которую сильно любил, «но был к ней строг и требователен». Отец старался дать дочери - будущей наследнице своих имений - всестороннее образование. Девочку обучали иностранным языкам, русской словесности, музыке, истории искусств. В программу обучения Марии входили математика, физика, география, логика, всеобщая история, естественные науки.

С ранних лет Мария выделялась незаурядным умом и многим отличалась от других юных аристократок. Князь Волконский дал дочери блестящее образование. Княжна говорила на пяти языках, занимала литературным творчеством, отлично играла на клавикорде и арфе.

Мария вела удивительные дневники, где размышляла и анализировала собственные поступки, мысли и недостатки. За годы таких исповедей накопилось столько, что они не умещались в пухлые тома. В её архиве сохранились два больших прозаических произведения: волшебная сказка «Лесные близнецы» на французском языке и незаконченная повесть в двух частях «Русская Памела, или Нет правил без исключения».

Правда, нередко глаза Марии Николаевны были затуманены слезами. Ей было уже за тридцать. Богатая и образованная княжна была эмоционально закрытой, поэтому казалась всем холодной и недосягаемой, что отпугивало от нее женихов. Еще больше их отпугивал князь Николай Сергеевич Волконский. Своей язвительной и надменной манерой разговора он ставил человека в неловкой положение и получал от этого удовольствие.

Мария Николаевна почти смирилась с участью старой девы. Но внезапная смерть отца 3 февраля 1821 года изменила её жизнь. Вначале княжна растерялась… Навалившаяся на неё свобода испугала её. В письме к М. И. Протасовой она говорила: «Вы можете понять мое горе, потому что знаете, какого отца я потеряла! Но вы не знаете, в какой момент я его потеряла! Тогда, когда я перестала бояться его и начала понимать всю его нежность ко мне; когда он стал обращаться со мной скорее как нежный и снисходительный друг, чем как отец; вот в какой момент Провидению было угодно лишить меня отца, посвятившего мне всю свою жизнь и жившего только для меня… В июне я уеду в Ясное, и никогда не оставлю это место, где прошло мое детство, где все устроено заботами моего отца и все мне его напоминает…»

Марии Николаевне казалось, что она потеряла цель в жизни. Ей хотелось кому-то помогать, кого-то любить, чтобы быть кому-то нужной. Она с радостью отдала часть своего состояния компаньонке Мисс Ханессен и устроила её свадьбу со своим кузеном Мишелем Волконским. Родные и знакомые сильно обеспокоились непредсказуемым поведением Марии Николаевны и стали подыскивать ей жениха.

По счастливой случайности родственники графа Николая Ильича Толстого, оказавшегося после смерти своего отца в безвыходном материальном положении, искали богатую невесту. Брак, изначально рассматриваемый как брак по расчёту, в будущем оказался на редкость счастливым. Молодые люди неожиданно для всех понравились друг другу. 9 июля 1822 года состоялась их свадьба. Жениху было 28 лет, невесте – 32. По словам Льва Толстого, отец относился к матери «как относятся к дамам царской крови». Его искреннее восхищение женой и ее «глубокая работа души и сердца» переросли во взаимную нежную привязанность.

21 июня 1823 года на свет появился их первенец - Николай. В 1826 году родился сын Сергей, в 1827 году ещё один сын Дмитрий, а в 1828 году - Лев, будущий гениальный писатель, подаривший бессмертие своей матери, графине Марии Николаевне Волконской.

К 38 годам графиня превратилась в спокойно-счастливую мать четверых детей, хозяйку большого и дружного семейства. В душе она оставалась все такой же возвышенной, романтичной и немножко сентиментальной. Когда Николай Ильич отлучался из дома, Мария Николаевна тосковала и писала стихи на французском языке. В русском переводе они звучат примерно так:

Пусть наша жизнь течет, как тихий ручеек,
Струящийся только среди цветов,
Чтобы радостями любви, все более и более осязаемой,
Мы закрепили за собой преходящее счастье!

Да, мое сердце говорит мне, что эту завидную долю
Небо сохранило для нас по своей благости.
И эти соединенные имена - Николай и Мария -
Всегда будут обозначать двух счастливых смертных!

Со всей страстью души Мария Николаевна отдалась материнству. Бережно и любовно она воспитывала сыновей, отмечая в своем «Педагогическом дневнике» малейшие проявления их характера, темперамента, их детские привычки, ежедневные шалости, забавные детские слова:
«14 мая, 1828 года: Николенька был целый день очень умен и послушен... Жаль только, что он трусоват; к вечеру, гуляя со мной, он испугался жука...»
«Николенька с утра был умен, читал очень хорошо; но читая о птичке, которую застрелили, и которая умерла, ему так стало ее жаль, что он заплакал...»
«Если он (Николенька) будет привыкать преодолевать свой страх, то он сделается со временем храбр, как должен быть сын отца, который хорошо служил отечеству».

Этот многотомный дневник матери Лев Толстой позже читал как увлекательнейшую книгу, психологический труд. И всегда не уставал восхищаться, как точно и тонко чувствовала она их слабые, неокрепшие, ещё мало кому понятные детские души, как упорно развивала всё то хорошее, что было в них заложено, как горячо любила своих сыновей со всеми их слабостями и недостатками!

Всю эту дивную атмосферу дружного семейства можно почувствовать в трилогии Льва Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Там есть это необыкновенное по силе ощущение счастья. Но есть и некое щемящее душу предчувствие тревоги.

Кажется, ничего не предвещало беды. Мария Николаевна родила пятого ребенка, долгожданную дочь - Машеньку. А через полгода 4 августа 1830 года графиня умерла, когда её Лёвушке было всего два года. Это стало для него непостижимой и непоправимой потерей, с которой он не мог смириться всю жизнь.

На протяжении многих лет Л. Н. Толстой кропотливо изучал историю рода Волконских, перечитывал письма и дневники своей матери, хранившиеся в семейном архиве. Так случилось, что в семье не сохранилось ни одного портрета Марии Николаевны, кроме маленького силуэта восьмилетней девочки. Лев Николаевич упорно восстанавливал в памяти облик матери. Он запечатлел ее образ на страницах своих бессмертных творений. «Всё, что я знаю о ней, всё прекрасно», - писал Толстой в воспоминаниях. Пронзительные по силе воспоминания о материнской любви встречаются на страницах его первой автобиографической повести «Детство»: «Нежная, белая рука, ласкающая детскую голову, завитки волос на шее, теплые чёрные глаза, наполненные светом и всегдашней любовью».

Всю свою жизнь Лев Толстой относился к памяти Марии Николаевны со священным поклонением. Мать была для него образцом совершенного человека – богочеловека. Писатель в буквальном смысле слова молился на неё. Даже не смотря на то, что их физическая связь была так рано прервана, их духовная связь (religio) не прерывалась никогда. Молитва Л. Н. Толстого, обращенная к матери, всегда помогала ему в борьбе с искушениями. Душа матери освещала всю жизнь гениального писателя. Он мысленно воссоздал облик своего кумира и с глубокой нежностью воплотил его в неповторимом трепетно-трогательном образе княжны Марьи Болконской и отчасти в пленительном образе Наташи Ростовой - счастливой молодой мамы, какой она стала в конце романа «Война и Мир».

В каждой любимой женщине Толстой искал хотя бы подобие облика матери, который он знал по ощущениям и впечатлениям души. И искал не столько внешнего сходства, сколько внутреннего. Вот только могла ли родиться ещё одна такая женщина, соответствующая идеальному образу той духовной высоты, которой достигла Мария Николаевна? И кто знает, быть может, в поиске ответа на этот вопрос и заключен весь феномен гениальности величайшего русского писателя Л. Н. Толстого.

После смерти матери основную заботу о детях взяла на себя двоюродная сестра Николая Ильича Толстого - Татьяна Александровна Ергольская (1792–1874). Она находилась в дальнем родстве с бабушкой Льва Николаевича - Пелагеей Николаевной Горчаковой. Судьба Татьяны Ергольской была не простой. После смерти ее матери отец женился вторично, а сама Таня с сестрой Лизой остались почти что сиротами. Тогда девочек взяли на воспитание богатые родственницы, и красавица Татьяна оказалась в семье Ильи Андреевича и Пелагеи Николаевны Толстых.

Вместе с дочерьми графини Пелагеей и Александрой она получила хорошее домашнее образование, в совершенстве владела французским языком, прекрасно играла на фортепиано, «имела склонность к литературному творчеству». Ей принадлежат такие трогательные строки: «Что делать с сердцем, если некого любить? Что делать с жизнью, если ее некому отдать?»

Татьяна была влюблена в Николая Толстого, отца будущего писателя. Он отвечал ей взаимностью, но не мог заключить брак с бесприданницей. Некоторые черты Т. А. Ергольской в романе «Война и мир» видны в образе Сони, воспитанницы Ростовых.

Когда Николай Ильич Толстой женился на Марии Николаевне Волконской, «эти две великодушные женщины стали большими друзьями». Они вовсе не чувствовали себя соперницами. Тем более, что многое их объединяло. После кончины Марии Волконской Татьяна Ергольская свою любовь к Николаю перенесла на его детей. Сохранилась записка Татьяны Александровны от 16 августа 1836 года: «Николай сделал мне сегодня странное предложение - выйти за него замуж, заменить мать его детям и никогда их не покидать. В первом предложении я отказала, второе я обещалась исполнять, пока я буду жива».

Лев Толстой так писал о «тётеньке Туаннет»: «Должно быть, она любила отца, и отец любил ее, но она не пошла за него в молодости для того, чтобы он мог жениться на богатой моей матери; впоследствии же она не пошла за него потому, что не хотела портить своих чистых, поэтических отношений с ним и с нами... Любовь ее разливалась и на всех людей. Чувствовалось, что она и нас любила за него, через него и всех любила, потому что вся жизнь ее была любовь».

В другом месте Толстой отметил: «Татьяна Александровна имела самое большое влияние на мою жизнь. Влияние это было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви. Она не словами учила меня этому, а всем своим существом заражала меня любовью. Я видел, чувствовал, как хорошо ей было любить, и понял счастье любви. Это первое. Второе то, что она научила меня прелести неторопливой, одинокой жизни».

Под бдительным попечением Татьяны Ергольской Лёвушка Толстой изучал азбуку, овладевал французским языком, играл с братьями Николаем, Митей и Серёжей в таинственную «муравьиную палочку», исполняющую желания. Тетушка зорко следила за воспитанием детей, «старалась удержать каждого под своим сильным нравственным влиянием». Она даже написала специально для подрастающих братьев «Наставление молодому человеку». В нем звучало такое предостережение: «Берегись страстей, одна ошибка может отравить всю жизнь; особенно избегай губительной склонности к игре, ужасного соблазна, лишающего в короткое время состояния и чести».

Татьяна Ергольская «не учила тому, как надо жить, словами. Вся нравственная работа была переработана в ней внутри, а наружу выходили только ее дела – и не дела, а вся жизнь, спокойная, кроткая, покорная и любящая».

Уже в зрелые годы Сергей, Николай, Дмитрий и Мария часто приезжали к тетушке в Ясную Поляну, так как «в общении с ней они находили то чувство уверенности и душевного спокойствия, в котором так нуждались их мятущиеся страстные натуры». В письмах они находили для нее самые теплые и искренние слова.

Для Льва переписка с тетушкой была не только поддержкой, уроками духовной стойкости, но и «школой литературного стиля». Лев Николаевич «восхищался точностью и элегантностью ее души». Любимое его изречение «Делай что должно, и пусть будет что будет», ставшее как бы правилом его жизни, впервые он тоже услышал от тётеньки Туаннет. За четыре дня до смерти, вдали от Ясной Поляны и родных, на станции Астапово Лев Толстой записал эту фразу на последней странице своего дневника.

Татьяна Александровна поощряла его литературные способности. Именно она советовала ему «писать романы», указала путь к славе, которая оказалась мировой. Примером своей незаметной, но подвижнической жизни Ергольская утверждала и развивала во Льве те духовные качества, которые определили впоследствии гуманистические направления в его философии и художественных произведениях.

Однако самое заветное желание, самая несбыточная мечта детства - «увидеть снова улыбку милой maman» - не покидала писателя до конца жизни. В одной из глав «Детства», уже взрослым, зрелым, испытавшим горечь войны, он писал: «Если бы в тяжелые минуты я хоть мельком мог увидеть эту улыбку, я бы никогда не знал, что такое горе!»

С невыразимой мукой, за несколько лет до своей смерти на листе бумаги Лев Толстой написал вот эти, редко цитируемые слова-признания вечной тоски по материнской любви: «Целый день тупое, тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление – желание ласки – любви. Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и умиленно плакать и быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому я мог бы прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей – ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да маменька, которую я никогда не называл, еще не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумно, но все это правда» (написано на листке бумаги с датой 10 марта 1906 года).

Все дневники и записи своей матери Лев Толстой передал на хранение в Публичную библиотеку Санкт-Петербурга.

Имя Зинаиды Ильиничны Левиной мало известно и ни о чем не говорит современному обывателю. А ведь во многом благодаря этой удивительной женщине зажглись две яркие звезды отечественного кинематографа. Вся страна восхищалась мужем Зинаиды Ильиничны - актером Евгением Самойловым. Весь мир рукоплескал ее дочери - Татьяне Самойловой.

Зиночка Левина

Зина Левина родилась в интеллигентной петербуржской семье польских евреев в 1914 году. Она росла в атмосфере любви, родительской поддержки и высоких идеалов. Зина получила прекрасное воспитание и образование. В 1934 году девушка окончила Ленинградский электромеханический институт и получила профессию инженера. Зиночка Левина была очаровательной, веселой и талантливой девушкой. Она прекрасно играла на фортепиано и тонко чувствовала искусство.

Наверное, встреча с Евгением Самойловым была предопределена самой судьбой. Ей было всего восемнадцать лет, когда на отдыхе в санатории Зина увидела на сцене местного клуба молодого красивого актера, читавшего стихи. Молодой человек в свою очередь сразу заметил в многолюдном зале красивую девушку, и дальнейшее выступление было посвящено только ей. Романтическая история знакомства закончилась скорой свадьбой. С этого момента биография и личная жизнь Зинаиды Ильиничны Левиной стали частью успеха великого русского актера Самойлова. Зинаида и Евгений поженились в очень юном возрасте и прожили вместе всю жизнь.

Хозяйка уютного дома

Поработав недолго инженером, Зинаида Ильинична Левина оставила работу и посвятила себя мужу и детям. Какое-то время семья жила в Ленинграде, затем переехала в Москву.

Именно московский дом Самойловых-Левиных стал любимым местом встреч известных деятелей искусств. Здесь бывали самые известные и знаменитые актеры, поэты, писатели. И всегда хозяйка дома была на высоте. На немногочисленных фото Зинаида Ильинична Левина выглядит настоящей красавицей. Она была прекрасной пианисткой и разбиралась в искусстве. Изумительная рукодельница Зинаида Ильинична умела накрывать потрясающие столы, о которых потом долго вспоминали гости. При этом в доме всегда присутствовала атмосфера тепла, дружелюбия и радости. Перенеся тяготы войны и блокады, Зинаида Ильинична Левина сохранила невероятную любовь к жизни и людям.

Муж - звезда

Евгений Валерианович Самойлов в юности увлекался живописью и всерьез подумывал стать художником. Но судьба распорядилась иначе. Согласившись сходить с другом за компанию на прослушивание в театральную студию, он оказался в числе студентов. Актерская карьера Самойлова сложилась очень счастливо. Он работал с такими великими мастерами, как Л. Вивьен, В. Мейерхольд. Именно из-за перехода Самойлова в семья актера перебралась в Москву. Всеволод Мейерхольд стал для Евгения Самойлова учителем, режиссером, наставником и другом.

Евгений Валерианович сыграл множество блестящих ролей в театре. Не меньше любил красавца-актера и кинематограф. Он снялся в более чем пятидесяти фильмах. В кино Самойлов запомнился зрителю, прежде всего, как романтический и благородный герой. Евгений Самойлов - Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии, обладатель множества государственных наград и премий. Евгений Валерианович вошел в золотой фонд российского кинематографа.

В счастливой карьере актера огромную роль сыграла его жена Зинаида Ильинична. Как говорил сам артист, без нее не было бы вообще бы ничего не было. Он называл жену своим талисманом.

Зинаида Ильинична Левина: дети

В браке с Евгением Самойловым Зинаида Ильинична родила двоих детей. Дочь Татьяна родилась в 1934 году, в 1945-м родился сын Алексей. Зинаида Левина была очень заботливой и любящей матерью. Алексей вспоминал, что, когда в подростковом возрасте он получил ножевое ранение в уличной драке, сразу позвонила мама с вопросом, все ли у него в порядке. Материнское сердце почувствовало беду на расстоянии. Вместе с тем это была удивительно мудрая и тактичная женщина. Известен забавный случай, касающийся Татьяны Самойловой.

Татьяна собиралась стать женой известного журналиста Соломона Шульмана. Но в артистической среде никто ничего толком не знал. Ходили слухи, что замуж Самойлова выходит за режиссера Калатозова, который был старше актрисы в два раза. Когда слухи дошли до Зинаиды Ильиничны, она отправила дочери телеграмму примерно следующего содержания: "Ничего страшного, что он намного старше, зато человек хороший". Сама Татьяна Самойлова была сильно привязана к матери и очень ее любила.

Татьяна

Зинаида Ильинична Левина - мать Татьяны Самойловой, фото которой в советское время украшали все газеты и журналы. Она очень гордилась дочерью. Актриса Самойлова была невероятно красива и необыкновенно талантлива. Как и ее отец, Татьяна была одарена всесторонне. В детстве она серьезно занималась балетом, и сама Майя Плисецкая предлагала ей продолжить карьеру балерины.

Но Татьяна выбрала актерскую профессию. Она выросла в богемной среде и вошла в мир искусства легко и естественно. Ее ждала мировая слава и полное забвение, великие роли и личные трагедии. Всемирную славу Татьяне Самойловой принесла картина "Летят журавли". Ее Вероника покорила зрителей пронзительностью, искренностью и страстностью. Фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" а Самойлова была награждена дипломом за лучшую женскую роль. Ее приглашали в Голливуд. Самые именитые режиссеры, актеры, художники и политики искали с ней встречи. Самойлова действительно была актрисой мировой величины. Но жизнь распорядилась по-другому, намного прозаичнее и трагичнее.

Алексей

Родился в 1945 году. Будучи на одиннадцать лет младше сестры, он обожал ее в детстве. Она тоже любила младшего брата. Да и как могло быть по-другому в такой любящей и дружной семье. Алексей тоже стал актером. Сначала он служил в "Современнике", затем тридцать лет отдал Малому театру.

Он посвятил театру всю жизнь, но такой славы, какая была у отца и звездной сестры, не добился. Возможно, это наложило отпечаток на отношения с Татьяной. Они заметно охладели. В частых интервью любимой темой Алексея стала нервная болезнь сестры. Татьяна Евгеньевна не оставалась в долгу. В одном из интервью она сказала, что вообще жалеет, что у нее есть брат, и уверена, что Алексей всю жизнь ей завидовал. Хотя после смерти великой актрисы Алексей сказал, что всегда считал сестру очень близким человеком.

Трагедия великой актрисы

Татьяна Самойлова прожила длинную жизнь. В молодости ей было суждено пережить большую славу, огромную любовь зрителей и мировое признание. Она была исключительно талантлива. По мнению многих зрителей и профессионалов от искусства, знаменитый самойловский образ Анны Карениной стал классическим, после нее ни одной актрисе не удалось так сыграть Анну до сих пор. К сожалению, советский строй сломал, растоптал карьеру звезды.

Когда Самойлову после фильма "Летят журавли" стали приглашать на съемки в Голливуд, советское правительство решило, что не может позволить народному достоянию сотрудничать с врагами. Но в родной стране достоянию места в кино тоже не нашлось. Годы простоя, забвения губительно сказались на здоровье актрисы. Только под конец жизни о Татьяне Самойловой вспомнили, вновь заговорили, она даже снялась в нескольких ролях. Но было поздно, жизнь прошла.

Личная жизнь великой актрисы тоже не была безоблачно счастливой. Четыре брака, аборты, отъезд единственного любимого сына в Америку. Остались только одиночество, бедность и воспоминания. Удивительное сходство прослеживается на последних фото Самойловой с Зинаидой Ильиничной Левиной, любимой мамой. Татьяна Евгеньевна ушла из жизни в том же возрасте, что и мама. В восемьдесят лет.

Воспоминания друзей

Хотя Зинаида Ильинична Левина (Самойлова) никогда не являлась публичным человеком, в многочисленных сохранившихся воспоминаниях друзей семьи старшего и младшего поколения сохранилось очень много теплых слов о ней. Соломон Шульман вспоминал, что Зинаида Ильинична всегда была очень хлебосольна и подкармливала их с Татьяной и всех многочисленных друзей-актеров.

С первым мужем Василием Лановым Татьяна жила в доме родителей, и мама с удовольствием опекала и заботилась о них. Друзья вспоминают, что весь дом держался именно на Зинаиде Ильиничне. Татьяна Евгеньевна вспоминала, что мама умела создать такую уютную атмосферу в доме, что папа всегда с удовольствием спешил домой.

Любовь длиною в жизнь

Зинаида Ильинична Левина и Валериевич прожили в браке шестьдесят два года в любви и доверии. Татьяна Самойлова считала, что им невероятно повезло. Они встретили друг друга в ранней юности и смогли сохранить и пронести через долгую жизнь свою любовь.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.