Чувственный человек творчество. Как проявляются креативные способности. Они находят время для уединения

Текст: Гриша Пророков

Highly sensitive people, или высокочувствительные люди, особенно восприимчивы к внешней стимуляции, эмоциям других и вообще деталям окружающего мира. Рассказываем, кто это такие и как понять, являетесь ли вы одним из них.

Кто такие высокочувствительные люди?

Highly sensitive people (мы будем называть их высокочувствительными людьми), или HSP, или ВЧЛ - это люди, которые интенсивнее прочих реагируют на окружающий мир. И положительную, и отрицательную информацию такие люди обрабатывают внимательнее, так что их могут ошеломить и перегрузить внешние стимулы - когда их слишком много или они слишком интенсивные. Такие люди обращают много внимания на все ощущения: вкусы, прикосновения, звуки и запахи. Они особенно чувствительны к эмоциям, своим и чужим. Пресса называет их новыми интровертами: о высокочувствительных людях особенно много пишут в последнее время, хотя явлению дали определение ещё в середине 90-х.

Кто ввел это понятие?

Впервые высокочувствительных людей выделила психолог Элейн Н. Арон
в своей книге «The Highly Sensitive Person», которая вышла в 1996 году. Арон жила в Сан-Франциско и вместе со своим мужем Артуром начала изучать ВЧЛ в 1991 году. Арон описывает ВЧЛ как тех, у кого «повышена чувствительность к стимуляции» и кто «более осведомлён о деталях и нюансах и обрабатывает информацию глубже, рефлективнее остальных». Арон считала, что Карл Юнг, Эмили Дикинсон и Райнер Мария Рильке были высокочувствительными людьми и что они вообще «обычно бывают поэтами, писателями, учителями, врачами, учёными и философами». Считается, что 20 % населения Земли - высокочувствительные люди.


Почему о них вдруг заговорили?

Термин и книга Арон не то чтобы лежали в забвении, нет - другие исследователи писали о ВЧЛ, и о них выходили научные статьи, но именно в последние годы медиа обратили на них особое внимание. The Huffington Post выпустили текст о том, как высокочувствительные люди иначе взаимодействуют с миром, The Wall Street Journal написали о феномене , даже Scientific American вспомнили об Арон и её идеях. В научном мире интерес к ним тоже повышается: так, в Брюсселе прошла первая конференция , посвящённая высокой чувствительности. О феномене ВЧЛ выходит документальный фильм под названием «Sensitive », в котором, например, снялась певица Аланис Мориссетт, считающая себя высокочувствительным человеком.

Зачем выделять высокочувствительных людей, если уже существуют интроверты?

Потому что это психологическая - и нейробиологическая - категория людей по совсем другим показателям. Арон вывела шкалу чувствительности из 27 пунктов, чтобы выделять ВЧЛ; и, как и в случае с интровертами, это не просто бинарная система, вы не просто либо высокочувствительный человек, либо нет, здесь есть градация. Если интроверты в первую очередь определяются своими отношениями с другими людьми, то высокочувствительные люди в целом определяются отношением к миру. Тем не менее, как и интроверты, ВЧЛ могут любить уединение, чтобы дать своему мозгу отдохнуть от стимуляции. Например, если вы часто плачете в кино или вас раздражают сильные запахи, или вы проникаетесь эмоциями других людей в самые неожиданные моменты. И это важно изучать: потому что, если вы поймёте, что вы - высокочувствительный человек, вы сможете лучше устроить свою жизнь, например стараться работать в тихих и спокойных местах.


ВЧЛ правда существуют?

Да, конечно. Их выделяют многие психологи и нейробиологи. Высокой чувствительности посвящены сотни исследований от сканирования мозга до генетических анализов. Изучение мозга ВЧЛ показывает, что их мозговые процессы отличаются от процессов в мозге остальных людей: ВЧЛ чаще испытывают эмпатию, внимательнее к своему окружению и лучше понимают других людей. Загвоздка в том, что тут, конечно, есть ловушка, как и с интровертами: после того как слово и идея стали популярными, высокочувствительными людьми себя стали называть многие, даже те, кто технически к ним не относится. Каждому хочется считать себя особенным, поэтому хочется верить, что мы глубже и тоньше других понимаем окружающий мир.

Чувствительные люди меняют этот мир,

Хотя чаще об этом не догадываются.

Порой они приходят к психологу и жалуются: «Я не хочу всё это так сильно чувствовать».
Они не сразу могут поверить, что чувствительность - это их особый талант.

Это как тонкий музыкальный слух. Настроенность на музыку души. Своей собственной и душ других людей, всего мира.
Ну, да, им сложно. Ведь с детства они чувствовали себя не от мира сего. Потому что им пеняли за их чувствительность. Осуждали за слезы. Не могли понять «капризы». Скептически относились к их желаниям. Боялись их чувств. Отвергали за чувства.
С такими качествами оказывалось несладко. Нечего нюни распускать. Или: ты что-то больно развеселилась сегодня.
Ну, да, была, конечно, одна удивительная сказка — «Принцесса на горошине». (Андерсен ведь сам был из таких.) Тайный тест на распознавание этой породы людей. Но вряд ли он когда-то применялся за пределами сказки в положительном контексте. Настоящая жизнь не для принцесс! Ни-ни.
Чувствительным людям трудно, потому что они должны ценить, беречь и защищать свой сенситивный талант. Но их не учат этому. И научиться им сложно, ведь…

…они, как правило, застенчивы, в силу своей чувствительности, им сложно противостоять агрессии и добиваться своего;
…им кажется, что такие, какие они есть, они не могут быть приняты в этом обществе.
…их чувствительность с трудом переваривают близкие, вешая разнообразные ярлыки: «уж больно ты нежная», «экзальтированная особа» и пр., и пр.;
…им неприятно притворяться, они искренни (поскольку острее чувствуют фальшь) и не умеют играть в общепринятые игры, поэтому получают ярлыки, вроде «не от мира сего», «какой-то он странный»;
…они могут казаться (другим и себе) неисправимыми интровертами и зазнайками, ведь им нужно своё личное пространство, им трудно находится долго там, где душно и тесно;
…им сложно выдерживать быстрые темпы. Потому что они чувствительны к суете. И поэтому они чаще всего не могут бежать со всеми.
…они острее переживают трудные ситуации - горе и тоску, перегрузки и равнодушие;
…они восприимчивы к чувствам других людей, в том числе и к тяжелым, отрицаемым и вытесняемым чувствам.
А значит, им вообще больше достается.

Порой они даже и не подозревают, что своею чувствительностью меняют мир.
Прежде всего, они по-особенному его воспринимают. Чувствуют оттенки запахов, видят нюансы цвета, осязают малейшие шероховатости поверхностей, ловят мимолетные движения.
Они обладают тонкими индикаторами восприятия, способными улавливать малейшие изменения вокруг и внутри.
Точно также они ловят оттенки чувств и лучше понимают людей. Они могут тонко переживать. Они могут резонировать на чужие настроения. И улавливать нюансы смыслов. Они сострадательны.
В общем, они творческие люди. Благодаря своей чувствительности, своему сочувствию к миру, они меняют его. Исподволь. Просто откликаясь. Просто со-радуясь с ним. Или со-страдая.
Их трудный опыт непонимания и отвержения помогает им тонко и внимательно сострадать.
Так что, чувствительные, признайте в себе эти нервы. Наслаждайтесь дрожанием этих струн внутри себя. Без вас мир был бы жестче и монотоннее. Если бы смог вообще существовать. Вы те, кто сам того не зная, шагает впереди и кому из-за этого больше достается.
Не только шишек. Но и рассветов, закатов, ароматов, дуновений, прикосновений, всей этой дрожи, то отравительной, то прекрасной. И такой настоящей.

О сенситивах

Жизнь современного человека насыщена стимулами: все вокруг слишком шумно,

слишком сильно пахнет, чересчур ярко.

Неудивительно, что появилась новая категория людей, которые стремятся к

уединению и имя им — «сенситивы».

Сенситивы — это люди, из-за особенностей своей нервной системы более чувствительные ко всему происходящему вокруг. Именно поэтому они гораздо быстрее других переутомляются, стремятся оказаться в тишине и покое, чтобы прийти в себя.

Датский психотерапевт Илсе Санд описывает несколько характеристик, по которым можно распознать сенситивов.

Признак 1. Чуткость

Бывало ли с вами такое, что во время большого семейного праздника вам хотелось запереться где-то в ванной комнате, чтобы немного прийти в себя, потому что вокруг слишком много людей, еды и музыки?

Илсе Санд объясняет, что это типичное поведение сенситивов: «У нас богатое воображение, благодаря которому даже незначительные события окружающей действительности побуждают нас выстраивать гипотезы и делать выводы. Таким образом наш внутренний «жесткий диск» быстрее переполняется, и мы испытываем перевозбуждение».

Перевозбуждение вызывает панику и тревогу, заставляет уединиться, чтобы хоть как-то успокоиться и вновь вернуть способность принимать новые впечатления в виде бесед, шуток и чужих историй.

Признак 2. Восприимчивость к ощущениям

Сенситивы — это люди, которым вечно то дует, то душно, то рядом слишком громко разговаривают по телефону, мешая сосредоточиться. Это они не со зла и не от вредности — просто их органы чувств настроены гораздо тоньше, чем у обычных людей.

Фейерверки не вызывают у них восторга, потому что сопровождаются слишком громкими взрывами. Химические запахи в парикмахерской им кажутся невыносимыми, а радио, включенное фоном коллегами, — главной помехой в работе. Все потому, что их системы восприятия словно работают вдвое интенсивнее, чем у остальных.

Признак 3. Впечатлительность

Сверхчувствительные люди довольно быстро устают от проявления чужих эмоций, негативных — особенно. Поэтому сенситивы всегда первыми чувствуют, если обстановка вокруг них эмоционально накаляется и, чтобы не терпеть неудобства, они стараются всех помирить.

Признак 4. Гиперответственность

Сенситивы — люди очень понимающие. Однако понимая и принимая других такими, какие они есть, сенситивы как будто берут на себя ответственность за их поведение. Они считают, что должны всех помирить, сделать так, чтобы всем было удобно. И на это тратят много сил и внимания; совсем ничего не остается, чтобы заботиться о себе.

Повышенная чувствительность не дает им критиковать окружающих, и она же — причина острой реакции на критику. Негативная обратная связь выбивает их из колеи, заставляет страдать, потому что другие, менее чуткие люди, обычно не церемонятся с чужими чувствами.

Признак 5. Внутренний мир

Избыток эмоциональных, визуальных и аудиальных впечатлений обильно наполняет внутренний мир сенситива. Его мозг постоянно работает над тем, чтобы проанализировать и разложить по полочкам беспрерывно поступающую информацию, иначе наступит хаос.

«Сенситивы почти никогда не страдают от нехватки вдохновения, однако некоторых из них вдохновение даже пугает: они воспринимают его как стимул к действию, противостоять которому невозможно».

Признак 6. Медленная реакция

Так как сверхчувствительный человек постоянно ощущает себя словно под аудио-звуковой -визуальной бомбежкой, и его мозг без перерыва занят обработкой «входящих данных», он реагирует медленнее обычного. Именно про этих людей говорят: «Хорошая мысля приходит опосля».

По мнению автора книги, сенситивы, несмотря на общительность, довольно медленно налаживают контакт с другими людьми. Но, если проявить терпение, в их лице можно обрести надежного, внимательного друга.

Как сверхчувствительным людям восстанавливаться

Научитесь говорить «нет». Как отзывчивый человек, вы часто беретесь помогать другим, тратя много своих сил. Не стесняйтесь отказывать другим, прямо сообщая, что вы устали. В вашем случае — это уважительная причина.

Ограничивайте аудиовизуальные стимулы. 80% впечатлений составляет то, что мы видим глазами. Достаточно несколько раз в день на несколько минут их закрывать, чтобы остановить поток ощущений. Если раздражают неприятные шумы — можно отгородиться от них наушниками с любимой музыкой.

Занимайтесь рутиной. Любая механическая работа, не требующая внимательной вовлеченности, помогает успокоиться и дает возможность мозгу самому спокойно упорядочить все впечатления. Поэтому полезно гулять, мыть посуду, читать.

Проявляйте свои чувства. «Прислушиваясь к чужим словам, но при этом не

выказывая свою точку зрения, вы быстро устаете». Выбирайте такой круг общения так, чтобы близкие позволяли вам выговориться.

Признавайтесь другим в своей сверхчувствительности. Это страшно, учитывая, что окружающие принимают такое качество за слабость. Поэтому постарайтесь, чтобы хотя бы близкие относились серьезно к вашим словам: «Прости, меня это очень утомляет, я нуждаюсь в отдыхе

Магистра психологии, писателя, исследователя психологии творчества, способностей и личностного роста. Он создатель нескольких сайтов по развитию талантов, например talentdevelop.com . Автор интервью — Therese J. Borchard.

Многие из тех, кто читает наш сайт - очень высокочувствительные люди, так что вам наверяка будет интересно.

Вопрос: назовите 5 главных преимуществ высокочувствительных людей.

1. Умение замечать детали.

Одно из очевидных «достоинств» высокой чувствительности - богатство сенсорных деталей, которые доступны человеку. Тонкие оттенки текстуры одежды, приготовленной пищи, звуков музыки и движения и разговоров людей, ароматов и цветов. Они более яркие для высокочувствительных людей.

Конечно, люди не делятся на «чувствительных» и «не чувствительных» — как и другие качества и черты, это вопрос степени.

Много лет назад я проходил тест по различению цветов, чтобы стать фототехником цветной печати. Менеджер сказал, что я набрал больше очков, распознал более тонкие отличия между цветов в тестовой схеме, чем все другие испытуемые, кого он когда-либо тестировал.

Эта чувствительность к цвету обогащает визуальный опыт, помогает художникам и дизайнерам быть лучшими в своем деле.

2. Смысловые нюансы

Высокая чувствительность помогает различать тонкие смысловые нюансы, быть осторожнее при принятии решений, тщательнее рассматривать возможные варианты и последствия.

3. Эмоциональное понимание

Мы лучше понимаем собственное внутреннее эмоциональное состояния, это делает богаче и глубже творчество писателей, музыкантов, актеров и художников.

Более острая реакция на боль, дискомфорт и другие физические ощущения помогает чувствительным людям, как минимум потенциально, лучше заботиться о своем здоровье.

4. Креативность

Например, многие актеры говорят, что они застенчивы. Режиссер Кэтрин Бигелоу (ее фильм «Повелитель Бури» выиграл 11 Оскаров), в интервью сказала «Я довольно застенчива от природы». Исполнитель главной роли в «Повелителе Бури» Джереми Реннер (в детстве тоже был застенчивым), прокомментировал, что «в социальных ситуациях она может быть болезненно застенчивой».

5. Большее сочувствие

Высокая чувствительность к эмоциям людей — мощный инструмент для учителей, менеджеров, врачей и др.

Вопрос: А если я попрошу перечислить 5 проклятий - что вы назовете? И как лучше избавиться или справиться с ними?

1. Страдают от стрессов, чрезмерной перегрузки

Большая проблема высокой чувствительности — уязвимость к сенсорной или эмоциональной перегрузке. Они воспринимают и обрабатывают слишком много информации из внешнего и внутреннего мира, и поэтому получают больше боли, усталости, стресса, беспокойства и других реакций.

Я встретил интересное неврологическое исследование, которое это объясняет: в нем было показано, что люди со сниженным порогом латентного торможения более открыты для входящих стимулов. Что может быть иногда хорошо, а иногда не очень.

Актриса Эми Бреннеман однажды заметила: «Я слишком впечатлительна, чтобы смотреть большинство реалити-шоу. Это очень болезненно для меня».

Эта боль или дискомфорт мешают нам воспринимать некоторые вещи, которые могут быть вполне веселыми или обогащающими. Хотя это не относится к реалити-шоу.

2. Подвержены влиянию эмоций других людей

Другой аспект чувствительности может быть реакцией на эмоции или даже мысли других людей. Например, находиться рядом с разгневанными людьми становится трудно.

Актриса Скарлетт Йохансон однажды сказала: «Глубокое понимание хорошо, но иногда я хочу быть менее чувствительной».

3. Нужно больше места и времени для себя

Время от времени нам нужно эмоционально «побыть одному» или «перезагрузиться», что не всегда хорошо для деловых или личных целей. Например, на профессиональной конференции не всегда получится оставить надолго презентацию или семинар, чтобы сбросить эмоциональную напряженность.

4. Нездоровый перфекционизм

Такие особенности мышления и анализа ведут к нездоровому перфекционизму. Мы чрезмерно реагируем на людей или ситуации, которых «слишком много», или они «не подходят» нашей чувствительности.

5. Несинхронность жизни с нашей культурой

Американская культура обесценивает чувствительность и интроверсию, требуя от человека быть «нормальным» — то есть экстравертным, приветливым и общительным.

Дженна Эйвери, тренер высокочувствительных людей, советует понять это и позволить себе несинхронность. Примите то, что другие считают вас слишком чувствительным и слишком эмоциональным.

Конечно, эмоциональные крайности (например, расстройства настроения), должны рассматриваться как заболевание.

Но «слишком эмоциональный» или «слишком чувствительный» — часто всего лишь критические слова, основанные на поведении и стандартах большинства.

Если вы - высокочувствительная личность, примите это и используйте для творчества и глубокого понимания. Но вам нужно уметь относиться к жизни стратегически. Научитесь иногда выходить за пределы популярных ценностей и избегайте перегрузок, развивая свои способности и творческие таланты.

Мораль, этика, законы, обычаи, вера, доктрины — это все пустяки. Действительно важно только чтобы восхитительное стало нормой. ~ Генри Миллер

А вы — считаете себя высокочувствительным человеком? Или кого-то из близких? Как вы этим пользуететсь? И как вы с этим справляетесь?

Чувствительность -- это:

1) общая способность к ощущению; чувствительность появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям;

2) в дифференциальной психологии и характерологии -- повышенная готовность к аффективным реакциям;

3) в психофизике -- величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различают абсолютную и дифференциальную (разностную) чувствительность.

Классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений. Так, выделяют виды чувствительности, отличающиеся по степени детальности проводимого сенсорного анализа. Учитывая характер раздражителя, можно говорить о чувствительность к действию механических, оптических, химических, температурных и других стимулов. Чувствительность организма может быть оценена не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных психофизических процессов.

В результате, как правило, получаются несколько различные показатели. Например, зрительная чувствительность, определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше чувствительности, оцениваемой на основании словесного отчета испытуемого. В последние годы благодаря использованию новых теоретических представлений (теория обнаружения сигнала) в психофизике появились более обобщенные определения чувствительности, независимые от понятия "порог ощущения".

Что касается особенностей чувствительности творческой личности, то на наш взгляд, можно утверждать, что у лиц с высоким творческим потенциалом - или от природы, или в результате индивидуальной истории становления данной личности - механизмы психологической защиты в той или иной мере оказываются ослабленными. Одной стороной такого ослабления как раз и является то, что информация, способная расшатать существующую систему знания и поколебать стереотипы, имеющие в данное время статус бесспорных (которая у большинства людей блокируется), у креативных личностей получает более свободный доступ на уровень сознания. Это, если так можно выразиться, - положительное следствие ослабления механизмов психологической защиты. Вместе с тем, вряд ли можно предполагать, что такого рода ослабление столь избирательно, что беспрепятственно пропускает на уровень сознания информацию, концептуально значимую, и блокирует травмирующую (ту, которая может причинить боль, страдание субъекту).

Поэтому, скорее всего, в результате ослабления механизмов психологической защиты наряду с информацией, обеспечивающей возможность отказа от когнитивных стереотипов (штампов) и, тем самым, увеличивающей вероятность совершения творческого шага, на уровень сознания более широким потоком устремится и вся информация, которая для данной личности имеет травмирующий характер и в обычных случаях блокируется. Такое предположение, на наш взгляд, дает возможность понять и некоторые другие аспекты в проблеме специфики мышления креативной личности. В частности, это касается соотношения чувствительности (сензитивности) и креативности. Под чувствительностью в данном контексте понимается способность организма реагировать на изменение раздражителя возникновением или изменением ощущения.

В исследованиях, посвященных рассмотрению параметров мышления лиц с высоким творческим потенциалом, часто отмечаются когнитивная и эмоциональная их открытость, высокая степень чувствительности, восприимчивости как к сигналам, поступающим из внешнего мира, так и к внутренним. Эта зависимость является достаточно очевидной: более развитая способность к восприятию и фиксированию оттенков, деталей в поступающей информации, при прочих равных условиях, обеспечит более богатую базу исходных данных самой различной природы. А это, в свою очередь, обусловит возможность вербализации и осознания более тонких аспектов, отношений, свойств в рамках воспринятого и осмысливаемого. В результате исходная база данных для формирования ассоциативных связей будет существенно шире и т.д. Однако, как нам представляется, можно говорить и о менее тривиальном отношении степени восприимчивости, чувствительности субъекта и креативности его мышления. А именно, о восприимчивости, эмоциональной и когнитивной открытости - как следствии развитой творческой способности (поскольку, как уже говорилось, последняя может быть обусловлена, в частности, и ослаблением действия механизмов психологической защиты). Поэтому определенная уязвимость, незащищенность, нестандартность поведения людей с высоким творческим потенциалом (широко известные "чудачества") не должны рассматриваться как их каприз или проявление их нежелания вписаться в стандартную систему межличностных отношений. По существу, эти особенности оказываются оборотной стороной одаренности этих людей и не могут быть сняты произвольно.

В этой связи хотелось бы рассмотреть вопрос о психоэмоциональных особенностях креативных личностей несколько подробнее. В современной литературе этой стороне проблемы уделяется значительное внимание. При этом целый ряд характеристик практически всеми исследователями причисляется к неотъемлемым личностным качествам креативных субъектов. В их числе - любознательность, даже до некоторой степени любопытство (однако не в обыденном понимании, а скорее как выражение стремления к получению новой информации, вероятно, по смыслу приближающееся к понятию "пытливость"), способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

Данное обстоятельство, как попутно справедливо отмечается, способно доставить немало неприятностей и неудобств его обладателю, поскольку усмотрение проблем побуждает говорить о них, а это не всегда приветствуется окружающими, которые - в массе своей - не видят никаких проблем в соответствующем положении вещей.

Упоминается также и такое качество, как гибкость в восприятии и оценке информации (в противовес жесткости, ригидности), присущая в большинстве своем креативным личностям. Последнее находит и экспериментальное подтверждение. Так, интересные исследования особенностей восприятия информации при условии различных способов предшествующего обучения показали, что так называемая "да-тенденция", (т.е. склонность давать позитивный ответ на вопрос о присущности или не присущности вновь предъявляемых конфигураций тому классу объектов (прототипу), который сформировался у испытуемого на основе предшествующего научения) складывается как следствие более разнообразного предшествующего личностного опыта субъекта и обусловливает следующую особенность восприятия: скорее модификации, не принадлежащие к данному классу будут ошибочно причислены к нему, чем подлинные варианты прототипа будут необоснованно отвергнуты. И напротив, так называемая "нет-тенденция" (т.е. склонность к негативному ответу на вопрос о принадлежности некоторого данного объекта к соответствующему классу) формируется как следствие более однообразного предшествующего обучения и обусловливает противоположную особенность восприятия: скорее подлинная модификация некоторого прототипа будет ошибочно отвергнута, чем конфигурация, не являющаяся в действительности вариантом прототипа, будет неверно принята.

Представляется достаточно очевидным, что подобные особенности восприятия не безразличны к формированию способности нахождения нетривиальных решений в познавательных ситуациях.

творческий личность ощущение чувствительность

Творческие люди - это талантливые личности, которые любят приносить пользу и делать окружающим добро. Им нравится свобода, поэтому любые ограничения будут восприниматься ими как ущемление прав. Многие полагают, что творческие люди одиноки, несчастны и долго не живут. К счастью, это не всегда так. Талант дается человеку Богом, нужно лишь не упустить момент и начать вовремя развивать свои способности.

Стоит отметить, что среди вундеркиндов действительно много несчастных людей, поскольку их творчество не всегда понятно окружающим. Как правило, у среднестатистического человека мозговая деятельность происходит в определенных рамках, а все, что выходит за эти рамки, воспринимается как что-то неестественное и ненормальное. По этой причине творческим людям очень сложно выживать в этом жестоком мире, в котором так много устойчивых стереотипов и нежелания эволюционировать.

Нейробиология подтверждает, что талантливые личности думают и действуют по-другому. Мышление творческих людей буквально создано для того, чтобы думать уникально, не так, как большинство. Однако такой подарок природы может существенно усложнять жизнь и напрягать отношения с окружающими. Если вы знакомы с творческим человеком, наверно, у вас не раз возникала мысль, что он живет в каком-то совершенно ином мире. В большинстве случаев попытка понять такую личность так же бесперспективна, как и попытка изменить ее. Для того чтобы суметь приспособиться к такому человеку, нужно научиться смотреть на мир его глазами.

Непрерывная мозговая деятельность

Творческий ум - это безостановочная машина, заправленная чрезмерным любопытством. Не существует никакой специальной кнопки, которая могла бы сделать паузу и направить мысли в спокойное русло. У творческих людей постоянно возникают различные идеи, которые многим могут показаться нереальными. Талантливый человек в своем бешеном ритме жизни черпает все новые и новые силы для воплощения забавных и порой сумасшедших задумок.

Талант лжеца

Следует отметить, что творческие люди являются отличными врунами. Проведение ряда экспериментов показало, что такие личности расположены к более замысловатой и сложной лжи. Кроме этого, они и сами могут с легкостью вычислить обманщика. Одним из проявлений творчества является неприемлемость существующих шаблонов и ломка устоявшихся стереотипов. Талантливые люди достаточно легко воспринимают неэтичность своего собственного поведения, а также спокойно относятся к аналогичным действиям окружающих.

Высокая степень недоверия

Одаренный человек склонен не доверять даже близким людям. Несмотря на то что он быстро распознает ложь, подозрительное отношение к окружающим также является отличительной чертой таланта. И это неудивительно, ведь чтобы сделать новое открытие, нужно научиться смотреть под другим углом на элементарные вещи. Именно поэтому талантливая личность все подвергает сомнению, ведь создать что-то новое намного легче на пустом месте.

Нахальство

В ходе различных экспериментов было установлено, что скромность - это не удел талантливых людей. Многие из них, как правило, гордятся своими способностями и умело ими пользуются, что позволяет набивать себе непомерно высокую цену. Кроме того, одаренный человек очень стремится показать, насколько он впечатлителен и как сильно умеет переживать.

Депрессии

Нередко талантливые люди впадают в депрессивные состояния. У многих таких гениев наблюдаются различные фобии: одни боятся заболеть неизлечимым недугом, другим страшно умереть молодым, третьи и вовсе падают в обморок при виде паука или таракана. Психологи многих стран пытались выяснить, правда ли депрессия связана с талантом. Изучив данные, полученные из психиатрических клиник, они установили, что у творческих личностей чаще развиваются тяжелые формы психических заболеваний. Кроме этого, было доказано, что не только талант, но и подобные расстройства могут передаваться по наследству.

Сложно поверить в себя

Даже если человек уверен в своих силах, со временем он начинает задаваться вопросами: «Достаточно ли я хорош? Все ли я делаю правильно?» Творческие люди постоянно сравнивают свою работу с творениями других мастеров и не замечают собственного блеска, который может быть очевиден для всех остальных. В связи с этим нередко наблюдаются творческие застои, когда человек просто опускает руки, думая, что все его предыдущие идеи были напрасны и бессмысленны. В такой момент очень важно, чтобы рядом находился верный друг, который помог бы мастеру пережить этот сложный период.

Время мечтать

Творческие люди являются мечтателями, это помогает им в работе. Многие из нас замечали, что самые лучшие идеи приходят к нам тогда, когда мы мысленно переносимся далеко от реальности. Нейробиологи доказали, что посредством воображения включаются мозговые процессы, которые тесно связаны с творчеством и фантазией.

Зависимость от времени

Большинство великих мастеров признается, что лучшие свои работы они создали либо ночью, либо на рассвете. Например, В. Набоков брался за перо в 6 утра, как только просыпался, а Фрэнк Ллойд Райт имел привычку в 3 часа ночи приниматься за работу и через несколько часов обратно отправляться в постель. Как правило, люди с большим творческим потенциалом редко придерживаются стандартного дневного распорядка.

Уединение

Чтобы максимально открыться для творчества, необходимо научиться конструктивно использовать уединение. Для этого многие таланты преодолевают свой страх перед одиночеством. Нередко креативщиков и художников окружающие воспринимают как одиночек, хотя на самом деле они таковыми не являются. Такое стремление к уединению может быть важным моментом в создании лучших работ.

Преодоление жизненных преград

Многие культовые произведения увидели свет в результате переживания их творцом душераздирающей боли и сильных эмоций. Нередко различные проблемы становятся катализатором, помогающим создать неповторимые и выдающиеся шедевры. Психология дала этому явлению научное название - посттравматический рост. Исследователи выяснили, что нередко сильное потрясение помогает человеку преуспеть в том или ином деле, а также открыть в себе новые возможности.

Поиск новых впечатлений

Многие креативные люди постоянно пребывают в поиске новых эмоций и впечатлений. К сожалению, некоторые из них, чтобы добиться такого эффекта прибегают к помощи алкоголя и наркотиков. Следует отметить, что талантливая личность всегда открыта для новых познаний, она достаточно интеллектуальна и любознательна. Переход из одного эмоционального состояния в другое - это некий двигатель для исследования и познания двух миров, внутреннего и внешнего.

Красота спасет мир!

Творческие люди, как правило, отличаются отменным вкусом, поэтому они постоянно стараются окружить себя красивыми вещами. Это могут быть не только детали одежды, но и элементы интерьера, картины, книги, украшения. По результатам некоторых исследований было выявлено, что певцы и музыканты демонстрируют повышенную восприимчивость и чувствительность к художественной красоте.

Соединение точек

Творческие личности способны находить возможность там, где другие ее попросту не замечают. Многие знаменитые писатели и художники считают, что творчество - это умение соединять точки, которые обычный человек не догадался бы соединить в такой последовательности. Если спросить гения, как он объединил эти вещи, он почувствует себя неловко, поскольку ответа на этот вопрос у него не будет. То, что для других является сложным, для творческого человека не составляет труда.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.