Ребенок играет с вымышленными друзьями. Воображаемый друг ребенка: когда стоит бить тревогу? Проблемы детско-родительских отношений

Антонина Фенева

Есть ли у вашего ребенка воображаемый друг?

Для многих родителей появление воображаемого друга у ребенка становится пугающей неожиданностью: «Что делать? Как это понять? В здравом ли уме наш сын?» Друг, существующий только в воображении ребенка, способен напугать даже опытных родителей и стать серьезным поводом для беспокойства.

Почему родители беспокоятся, когда ребенок заводит воображаемого друга?

Мир взрослых наполнен логикой, разумными оценками и фокусированием на явлениях объективной реальности. Поэтому им очень трудно понять потребность ребенка в дружбе с воображаемым существом. Чаще всего родители не подготовлены к ситуации появления воображаемого друга из-за незнания особенностей психологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

В каком возрасте обычно ребенок начинает играть с воображаемым другом?

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для быстрого развития фантазии ребенка, когда начинают закладываться основы абстрактного мышления. В трехлетнем возрасте у малыша усиливается потребность в ролевых играх, поэтому появление воображаемого друга не является признаком психического отклонения в детском развитии, а доказательством правильного и успешного формирования способности к творческому мышлению. Способность к фантазированию и созданию чего-то нового и креативного требует тренировки, поэтому трехлетний ребенок и начинает играть в игру «Воображаемый друг».

Как завести воображаемого друга?

Придуманный друг - довольно распространенное явление в современном урбанизированном обществе, где ребенок с детства нацелен на умственное развитие, необходимое для успешной интеллектуальной деятельности. К примеру, среди английских детей было проведено исследование, выявившее, что половина детей дошкольного возраста, принявших участие в эксперименте, имеет воображаемых друзей и регулярно с ними общается.

Завести воображаемого друга для ребенка - вполне естественное занятие. При этом взрослый может часто не догадываться о существовании подобной дружбы у сына или дочери. Если малыш ничего не говорит о невидимом друге, то это не значит, что его не существует. К примеру, сын может их просто рисовать и об их существовании можно догадаться, только задав четкий вопрос: «А кто это едет с тобой в машине к бабушке в гости?»

Семейная игра «Воображаемый друг» полезна для умственного развития

Но не все невидимые друзья ведут себя тихо и молчаливо, никак себя не проявляя и не принося семье беспокойства. В некоторых ситуациях у малыша настолько сильно развивается воображение, что ему хочется позволить невидимому другу начать принимать активное участие в семейной жизни. В этом случае все близкие и друзья, кто в курсе существования воображаемого друга у ребенка, начинают принимать участие в играх малыша. Невидимый друг становится активным участником в семейных беседах, влияя на жизнь окружающих людей. По мнению английских психологов, такие игры с проигрыванием диалогов с невидимыми друзьями помогают дошколенку развивать способность решать сложные проблемы, логическое мышление и умение планировать.

Рассказы детей о воображаемых друзьях

Несуществующие друзья ребенка могут вполне материализоваться в виде любимой игрушки, камня или растения. «Моя Китти просит поиграть с ней, потому что ей скучно. Она ждала меня целый день, пока я была в детском саду, поэтому я не буду кушать, пока не поиграю с ней».

У ребенка может появиться взрослая подруга с необычным для человека именем, например, Гана или Бина, которая делает все, что делали близкие ребенка. Если мама уезжала в дальнюю командировку, то по возвращении из поездки она может услышать интересную историю о том, как воображаемая подруга ребенка тоже уезжала в дальние страны по делам.

Стоит ли беспокоиться, если ребенок разговаривает с воображаемым другом?

Последние исследования психологов опровергают ранее существовавшую теорию о том, что только дети с нехваткой общения обычно стремятся завести воображаемого друга. Такой невидимый собеседник может появиться не только у дошкольника, который воспитывается в семье с одним ребенком, но и у малыша из многодетной семьи. Причина появления воображаемого друга не в недостатке общения с окружающими, а в сильной потребности ребенка в развитии фантазии в особый период психологического формирования личности.

Не стоит также волноваться из-за того, что ребенок, заведший дружбу с воображаемым приятелем, начнет путать мир фантазии с реальностью. Исследования американских ученых показали, что хотя дети и испытывают сильные чувства по отношению к невидимым друзьям и получают больше радости от игры с ними, чем с детьми из реального мира, но все-таки они отдают себе отчет, что это всего лишь игра.

Воображаемые друзья у подростков

Начало дружбы с придуманным другом обычно следует ожидать в дошкольном возрасте, когда это является совершенно естественным явлением. Однако воображаемые друзья появляются у ребят и в подростковом возрасте. По мнению психологов, такое явление следует рассматривать в качестве защитного механизма, нацеленного на поддержку подростковой психики в стрессовой ситуации. Воображаемый друг у подростка помогает ему оправиться после серьезной психологической травмы. Стартовой кнопкой для активации дружбы с невидимым другом у подростка может стать смерть близкого или развод родителей, переезд на новое место жительства и потеря верного друга, обострение отношений с братьями и сестрами в семье, гибель любимого питомца.

В любом случае, при возникновении неожиданного друга у ребенка родителям важно помнить, что современная медицина не считает такое явлением признаком психологической патологии у детей и началом развития шизофрении.

Для большего успокоения родители могут обраться за помощью психолога, который после некоторого наблюдения за ребенком, вероятнее всего, порекомендует занять сына деятельность, способствующей гармоничной реализации творческих способностей малыша. Драмкружки, изостудии, танцевальные занятия и туристические клубы помогут ребенка выплеснуть накопившуюся фантазию.

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетн их детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

Воображаемые друзья у маленьких детей в возрасте от трех до пяти лет - это норма, так что в большинстве случаев ничего страшного в этом нет. Воображаемые друзья уходят из жизни детей в возрасте восьми или девяти лет, когда их заменяют настоящие. Но за это время могут произойти довольно странные и даже ужасающие вещи. Дети рассказывают такие истории, которые могут навести ужас даже на самых стойких циников. Сейчас вы узнаете десять историй о воображаемых друзьях, которые действительно пугают.

Зло идет

Вымышленные друзья иногда могут иметь далеко не самые подходящие имена. У одной девочки были вполне нормальные друзья Додо и Диди, с которыми она постоянно общалась и рассказывала своей маме о них истории. Пока в один прекрасный день мать не зашла в комнату в тот момент, когда девочка положила трубку игрушечного телефона и абсолютно спокойно сказала своей маме: "Зло идет". Оказалось, что Зло - это еще один воображаемый друг, который должен прийти в гости, в остальном он оказался вполне стандартным, просто выбор имени оказался далеко не самым лучшим.

Плохие мальчики из кухни

Один мальчик, когда ему было четыре года, слышал голоса, которые его ужасно пугали. Когда он вырос, у него появился собственный сын, который в шесть лет заявил ему, что у него есть воображаемый друг Бен. И этот Бен рассказал сыну, что он - один из "мальчиков из кухни", как называл в детстве отец голоса, пугавшие его. Сын рассказал в мельчайших подробностях о том, что делали эти "мальчики" с его отцом. Отцу пришлось назвать Бена лжецом, который пытается подорвать отеческий авторитет, но с тех пор он не может спокойно спать.

Ангелы

Одно дело, когда ребенок ведет себя так, будто с ним разговаривают ангелы - это всего лишь такие же воображаемые друзья. Но совсем другое, когда бабушка слышит, как этот ребенок в одной из таких бесед говорит: "Я не могу его убить - он мой единственный папа".

Убийство Роджера

Иногда детям надоедает дружить с кем-то, кого не существует, и они забывают о своих вымышленных друзьях. Но иногда это происходит немного иначе: в одной семье у младшего ребенка был воображаемый друг Роджер, который с женой и девятью детьми жил под кофейным столиком - об этом знали все. Но однажды ребенок пришел к родителям и заявил, что Роджер больше не будет с ними жить, потому что он застрелил своего вымышленного друга и всю его семью.

Похороны

Еще один довольно странный способ избавиться от воображаемого друга - это похороны. У одного мальчика был друг Тони, который оказался стариком и в один прекрасный момент умер во сне. Всей семье, чтобы успокоить ребенка, пришлось похоронить Тони в коробке от обуви.

Мертвые друзья

Воспитательнице в детском саду один раз пришлось услышать не самую приятную историю о воображаемом друге. В процессе разговора с одним из детей она выяснила, что его воображаемый друг был мертвецом.

Призраки

Но самыми пугающими являются истории, в которых воображаемыми друзьями оказываются призраки. К одному мальчику по ночам приходила женщина в красном платье, которую звали Френни - и она парила в воздухе. Как оказалось, у семьи была родственница, которую звали Френни, которая умерла и была похоронена как раз в красном платье. Когда ребенку показали фотографию родственницы, он подтвердил, что именно эта женщина приходила к нему по ночам.

Дети из Древнего Египта

Еще одна история может ужаснуть, хотя ее нельзя отнести к историям с воображаемыми друзьями. Дело в том, что одна девочка смотрела с родителями телевизор и увидела видеоклип, стилизованный под Древний Египет. Она просмотрела его до конца, потом обернулась на родителей и сказала, что в те времена они пели совсем не так. Родители посмеялись и попросили девочку спеть, как надо. Она исполнила песню на непонятном родителям языке на мелодию, от которой появились мурашки по спине. Потом она нарисовала платье, которое было невероятно детализовано и идентично тем, которые можно найти в музеях, посвященных Древнему Египту.

Человек из-под кровати

Очень многие дети боятся монстров под кроватью. Но далеко не все на вопрос о том, как выглядел тот, кого они видели у дедушки с бабушкой, отвечают, что у него нет лица.

Взрослые игры

Один шестилетний мальчик играл со своим воображаемым другом Грегом. Отец спросил у него, чем они конкретно занимаются, и ребенок ответил на это: "Делаем детей".

У детей часто появляются воображаемые друзья. Они с ними разговаривают, играют, ругают их или любят. У родителей такое поведение вызывает страхи и опасения. The Village поговорил с психологами и узнал, насколько это нормальное явление и значит ли оно, что ребенку не хватает реального общения.

Дарья Грошева

психолог

Почему появляются воображаемые друзья

В возрасте 2,5–5 лет у ребенка очень активно начинает развиваться интеллект. В современном мире он рано осваивает цифровое пространство и начинает мыслить творчески и креативно. Игра - естественное состояние дошкольника, в игре ребенок осваивает социальные роли, ищет себя в мире взрослых и заводит себе воображаемых друзей. Это может быть супергерой, животное и даже игрушка, наделенная человеческими способностями, или человек с необычным именем, который выполняет все действия близких взрослых ребенка. Это не повод для вмешательства.

Проблемы начинаются тогда, когда ребенок не рассказывает вам о своем друге: это может говорить о недоверии и страхе. Общение с этим персонажем может проходить по двум сценариям: либо ребенок будет погружаться в мир, в котором все дозволено, либо изображать родителя, который ведет себя так же, как и вы. Прежде чем бить тревогу, попробуйте обратить внимание на то, как организована игра.

Воображаемый друг может появиться от нехватки впечатлений. Ребенок полностью зависит от решения старших, и ему приходится изо дня в день терпеть один и тот же сценарий. Ребенку также может не хватать общения, но говорить об этом он еще не умеет. Дети разные: не каждый из них способен влиться в круг сверстников, и тогда им приходится придумывать собственную игру.

Ребенок также может вытеснять свои тайные желания. Возможно, ему требуется больше внимания и включенности в его мир, возможно, чего-то вы не знаете, о чем-то он молчит, а проблема есть. Выслушайте его, расспросите о том, как этот воображаемый друг его защищает, что он говорит, когда появляется, какая у него есть способность. Если вы услышите, что воображаемый друг грозится наказать обидчиков, то стоит обратиться к психологу: это может быть признаком скрытой агрессии.

Иногда воображаемый друг может появиться у подростка, и произойдет это после травматичного события - смерть близкого, переезд, развод родителей. Некоторое время этот воображаемый друг будет сопровождать ребенка и обладать какими-то чертами характера, которые нужны самому ребенку. Не стоит беспокоиться сразу, но полезно обратиться к психологу для того, чтобы прояснить, в чем нуждается ребенок.

Так что, вопреки иррациональным страхам, свойственным любому родителю, ребенок может проявлять фантазию и это может казаться странным, необычным, но не должно вызывать тревогу.

Александр Покрышкин

детский психолог

Как относиться к воображаемым друзьям детей

Мы привыкли думать, что воображаемый друг у ребенка - это серьезная проблема, где-то рядом с психическим расстройством. Однако количество детей, у которых есть или были воображаемые друзья, весьма велико. Это может быть человек, животное или фантастическое существо, которого ребенок может охотно описывать и с кем он как будто бы состоит в близких отношениях. Иногда этот «друг» начинает участвовать в реальной жизни семьи, часто можно услышать фразы типа: «Тише! Микки спит!» или даже «Это Сережа сломал, а не я!»

Кажется, что невидимый друг нужен тем, у кого мало друзей, и есть исследования, которые подтверждают эту связь для некоторых детей старше 10–12 лет. В ряде случаев такие друзья - это способ ребенка справляться с травматическим опытом. Однако для большинства ребят это просто игра, и само по себе ее наличие не является признаком проблемы. Наоборот, это свидетельствует о богатом воображении, которое так проявляется.

Поэтому основной совет родителям, которые с этим столкнулись, - не пытаться спорить и отговаривать, а проявлять уважение и такт. Постепенно эта игра сойдет на нет, а упреки лишь добавят напряжения в отношения с ребенком. Наблюдая за этой игрой, стараясь лучше понять того, с кем он дружит, мы лучше поймем и его самого.

Когда ребенок обзаводится новыми друзьями, за него можно только порадоваться. Но как реагировать родителям, если новый друг малыша – воображаемый? Стоит ли беспокоиться или общение с вымышленными друзьями является нормой для детей? Это простые игры богатого воображения или психологические проблемы? Попробуем разобраться.

Мой новый друг

Воображаемые друзья уже несколько десятков лет представляют тему, интересную для психологов и педагогов. Стоит отметить, что число детей, имеющих воображаемых друзей, очень велико. Почти каждый ребенок хоть на короткий период заводил невидимого приятеля.

Родители могут и не знать, что ребенок разговаривает с воображаемым другом. А если и узнают, то обычно это происходит случайно. Например, дочь рассказывает об играх в детском саду с Машей. И эти рассказы не вызывают никаких сомнений у родителей. Но при желании познакомиться с подружкой своего ребенка, они узнают, что в садике нет никакой Маши. Подробно расспросив дочку, мама выясняет, что у Маши есть пушистый хвост, и она спит на радуге.

Вымышленными друзьями не всегда становятся сверстники детей. Это могут быть сказочные персонажи, животные, взрослые и любые вымышленные существа. От малыша можно услышать рассказы о друге, которому 160 лет, или о крохотном карманном приятеле.

Наличие вымышленного друга не должно пугать родителей. Но как на это реагировать? Стоит ли поддерживать детские выдумки?

Что делать, если малыш завел воображаемого друга?

Осмеивать или запрещать общение детей с вымышленными друзьями ни в коем случае нельзя. Это приведет лишь к тому, что ребенок отстранится, потеряет доверие, но все равно продолжит призрачную дружбу, только теперь постарается сохранить это в тайне. Правильным решением будет разумная поддержка вашего малыша. Интересуйтесь жизнью вымышленного приятеля: кто он, где живет, о чем мечтает, что его волнует. Вы узнаете много нового о переживаниях, мечтах и волнениях собственного ребенка. Не стоит самим раздувать тему воображаемого друга, постоянно о нем вспоминая. Просто дайте понять ребенку, что он может делится всеми своими мыслями с вами.

Разобравшись в причинах появления вымышленных друзей, вы сможете лучше понять своего ребенка и при необходимости оказать ему помощь. Ведь далеко не всегда призрачный друг появляется из-за хорошо развитого воображения.

Воображаемые друзья появляются внезапно, и так же неожиданно могут исчезнуть. Дружба с невидимками может длится на протяжении нескольких лет. В возрасте с 3 до 8 лет – это обычное явление. Как правило, к поступлению в школу дети перестают общаться с призрачными собеседниками.

Причины воображаемой дружбы

Ребенку с богатой фантазией, конечно, легче представить невидимого приятеля и даже завести с ним дружбу. Но порой развитое воображение лишь помогает создать подходящие условия, а причинами появления вымышленного друга у детей является что-то другое.

  1. Недостаток общения является основной причиной появления воображаемых друзей. Ребенок чувствует себя одиноким и заполняет пустоту придуманным другом, которому можно доверить все секреты, поиграть и пообщаться. Если малыш растет без братьев и сестер или разница в возрасте между ними слишком велика, вероятность приобретения призрачного товарища возрастает.
  2. Слабый и беззащитный малыш нуждается в друге, который сможет его защитить. И он может в своем воображении создать себе защитника и героя.
  3. Иногда ребенок создает себе приятеля, на которого сваливает вину за свои проступки. Он может его постоянно ругать и одергивать, подражая поведению взрослых.
  4. Воображаемый друг может появиться в трудной для ребенка ситуации. Например, рождение младшего братика или сестрички может вызвать гамму переживаний и, чтобы не чувствовать себя брошенным, малыш заводит себе друга. Такая трагичная ситуация для детей как развод родителей часто приводит к психосоматическим расстройствам. Но к некоторым детям на помощь приходит воображаемый друг, который разделяет все переживания крохи, и помогает справиться с тяжелой ситуацией. У малыша, оказавшегося в больнице без родителей, может появиться невидимый друг, который будет его поддерживать и помогать.
  5. Иногда вымышленные приятели призваны мотивировать детей, служат им примером. Они могут помочь справиться с тревогой и поверить в свои силы. Такой невидимый друг служит примером и идеалом для крохи.

Воображаемые друзья исчезают, как только ребенок перестает в них нуждаться. Но даже зная это, родители могут испытывать беспокойство: насколько малыш погружен в фантазию, и может ли он отличить реальность от вымысла?

Реальность или игра

Широко распространено мнение, что воображаемый и реальные миры смешиваются у детей в голове. Действительно, воображаемые образы накладывают отпечаток на восприятие мира.

Стоит сказать пятилетнему малышу, что пол – это огненная лава, как он тут же постарается забраться с ногами на стул. Но если ему предложить представить вместо пола цветущую мягкую полянку, он с удовольствием по нему пробежится. Его поведение основывалось только на его воображении. Очень часто можно услышать рассказы детей о том, чего никогда не было. Однажды услышанные истории или увиденные ситуации могут наложить такой отпечаток на восприятие ребенка, что он будет помнить их, как будто это произошло с ним самим.

Можно подумать, что работа воображения затмевает реальность, смешивая действительное и выдуманное. Но это не совсем так. Именно воображение стоит отблагодарить за то, что мы в состоянии различать выдуманный мир от мира реального. Ведь чтобы представить вымышленные картины, необходимо осознавать и реальность.

Играя, ребенок удерживает в голове фантазийный образ и реальность одновременно. Если кроха усадил с собой за стол игрушечного медведя и кормит его, поднося ложку с едой, он точно знает, что на самом деле игрушка не будет кушать. Малыш понимает, что кормление происходит понарошку, то есть он четко осознает, что реально, а что нет.

Присутствие воображаемого приятеля не должно беспокоить родителей, если оно ненавязчиво в жизни ребенка. Но если кроха все время проводит с призрачным другом, очень зависит от него и волнуется, когда они в ссоре, стоит уделить этому вопросу повышенное внимание.

Тревожные симптомы

В некоторых случаях взаимоотношение ребенка с выдуманным приятелем могут указать на его проблемы. И родители, распознав тревожные симптомы могут помочь справиться с тревогами и волнениями их чада.

  • Если общение малыша с невидимкой копирует взаимоотношения между членами семьи или в нем постоянно присутствуют одни и те же мотивы, оно может указывать на проблему, которая беспокоит и волнует кроху. Порой разобраться в переживаниях малыша совсем непросто, тогда на помощь может прийти психолог.
  • Если ребенок постоянно ругает и наказывает выдуманного друга, велика вероятность того, что он сам часто оказывается на месте провинившегося. Ставя себя на место взрослого человека, он пытается разобраться в ситуациях и снять стресс.
  • Если вымышленный друг является защитником малыша и исполняет все его желания, то часто оказывается, что кроха чувствует себя беззащитным и не умеет за себя постоять. Такой друг помогает отомстить всем обидчикам и создает более комфортный для ребенка выдуманный мир.

Вымышленные друзья приносят большую пользу ребенку. Кроме того, что они позволяют развиваться воображению, они также способствуют развитию навыкам общения и помогают справиться с тревогами и проблемами малыша.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.