Сионский собор. Собор сиони. История собора Сиони

По всей Грузии было всего лишь пятьдесят действующих храмов в период распада Союза, а теперь открытых храмов и монастырей в стране порядка 800.

Тбилиси.Храм на Метехской скале.

В Тбилиси много названий, которые связаны со Святой Землей Израиля, где воплотился Спаситель мира – Иисус Христос. Таким местом является Сиони. Здесь находится один из главных храмов страны, который назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. В храме хранится и самая большая реликвия для грузинских христиан – древний крест святой Нино, свитый из веточек виноградной лозы и волос.

До недавнего времени Сиони являлся Кафедральным собором Тбилиси, а именно, до постройки . Находится храм на ул.Сионской в историческом центре старого города на берегу реки Куры. Первоначальная церковь после учреждения эмирата была снесена арабами. В 1112 году Давид IV Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению.

В 1226-ом году хорезмский шах Джалал-эд-дин завоевал Грузию и вошел в Тбилиси. Желая обратить грузинский народ в мусульманскую веру, он велел снять купол на Сионском соборе Успения Божьей Матери и поставить туда свой трон. Из храма вынесли иконы Христа и Богородицы и положили на Метехский мост. Всех жителей города согнали к мосту и, обещая свободу, велели пройти по нему, осквернив иконы. Женщины, дети, юноши отказывались плевать в святые образы, за что им отрубали головы и сбрасывали в Куру.Точное количество мучеников неизвестно, но по преданию, в один день ставших святыми было до 100 тысяч! Память о тбилисских мучениках хранится Грузией и помнить это будут всегда.

Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дина и землетрясения 1668 года. В сентябре 1795 года собор сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана. Были сожжены деревянные хоры и иконостас, фрески покрылись копотью и сажей. Собор был восстановлен лишь в 1817 году.

Рядом с храмом две колокольни - одна старинная, трёхъярусная, постройки XV века, разрушенная персами и восстановленная в XX веке, другая - русский классицизм (построена в 1812 году).

Церковная территория.

Главной достопримечательностью района Метехи является живописно поставленная на гребень скалы Успенская церковь, построенная в 1278г. Метехи также имеет трагичную историю, как и многие христианские храмы, этот храм много раз буквально стирали с лица земли, но каждый раз его вновь восстанавливали. Церковь Метехи была возведена в XII веке, здесь много раз молилась царица Тамара. В 1235, пришедшие с севера татаро-монголы полностью его разрушили. После того, как их изгнали с грузинской земли, храм был возведён снова. В XV веке этот храм снова подвергся разрушению, на этот раз со стороны персидских захватчиков.

Храм единственный остался из всего комплекса строений, куда входил царский дворец, монастырь, крепость. Само название Метехи означает - "вокруг дворца" , рядом с храмом стоял большой царский замок, а все постройки были окружены мощными крепостными укреплениями. Дворец зачем-то разрушили в 50-х годах, а храм хотел разрушить Берия, но благодаря одному художнику его отстояли. Храм остался, а его защитника уничтожили. Имя героя - Дмитрии Шеварнадзе, пусть оно останется тоже в памяти.

Под сводами церкви Мехете покоится первая грузинская мученица, христианка царица Шушаника Ранская, которая была жестоко убита своим мужем-огнепоклонником в V веке.

На Метехской скале, как гласит легенда, принял мученическую смерть святой Або Тбилисский. На месте сожжения тела Або, на берегу Куры, в XIII веке поставлен знаменитый Метехский храм. Араб по национальности, занимался в Багдаде изготовлением благовонных масел. Прибыл в Тбилисский эмират, подвластный Арабскому халифату в 775 году. Во время пребывания в Тбилиси Або почувствовал склонность к христианской вере, первоначально вступая в богословские дебаты с христианами, но затем поверил в их правоту. Позже прибыл в Хазарию,где и крестился, затем подвижничал в Абхазии. Вернулся в Тбилиси и проповедовал там христианство арабам; в 785 году брошен по приказу арабского эмира в тюрьму и в день Крещения Господня обезглавлен, тело сожжено и в овечьей шкуре пепел брошен в Куру. На этом месте, по преданию, были видения столпообразного света.

Церковь Благовещения Богородицы, более известная, как Церковь Норашен -армянская церковь в Тбилиси. Является предметом спора грузинской и армянской церквей, из-за этой неопределенности страдает сам храм. Посреди огромная трещина.

Слева от неё находится Грузинская православная церковь Святого Креста - Джварис Мама. Это старый Тбилиси, угол улицы Иерусалимской и Леселидзе. По некоторым данным, церковь основал Вахтанг Горгасал в V веке. Современное здание датируется XVI веком.

Внутри храма красивые росписи. Полностью все открыто, никого нет в храме. Молитвенная атмосфера.

Вокруг храма вот такой милый дворик.

Табори или Церковь Спаса Преображения. Табори – это Фавор по- нашему, гора в Израиле, где преобразился Христос. В Тбилиси кроме Сиона есть и гора Фавор.) Самая высокая точка города.

На дальнем плане - храм Николая Чудотворца внутри крепости Нарикала на горе Мцатминда. Очень важное место города, который называют душой столицы.

Нор Эчмиадзин - храм Армянской Апостольской церкви. В летописях говорится о насильственном переселении около 200 армянских семей из Эчмиадзина, где произошло сражение переселенцев у реки Арпа с гнавшими их в Османскую империю турками. Они осели в Тифлисе, позже была построена церковь.

Не все храмы Тбилиси удалось посмотреть, только известные. Надеюсь, еще когда-нибудь оказаться здесь и основательно все посмотреть и потрогать.

Сионский собор во имя Успения Божией Матери в Тбилиси, как и Мцхет-ский, являет собой несокрушимую скрижаль Православия грузинского народа. Свое название он получил от иерусалимской горы Сион, в горнице которой была проведена первая евхаристия - Тайная Вечеря. На территории Грузии имеется много храмов, названных в честь известных евангельских мест Пале-стины. Но Сионом называли в Грузии церкви, посвящаемые исключительно Богородице.

Собор, любовно называемый грузинами просто Сиони, был заложен на берегу реки Куры в историческом центре города в V в., в царствование Вахтанга Горгасала (446-499), но завершено строи-тельство было лишь в первой половине VII в. Возможно, что инициатором строи-тельства выступил в конце VI в. куропалат Гурам I. Эта первоначальная церковь была полностью уничтожена арабами после за-воевания Грузии.

В 1112 г. Давид Строитель, освободив страну от иноземцев, возводит в городе новый собор, который не раз будет подвер-гаться разрушениям. Храм в значительной степени пострадает от монгольского наше-ствия в 1226 г., а купол его будет разрушен по приказу Джелал ад-Дина. Впоследствии он будет отремонтирован, однако по-врежден снова при нашествии Тамерлана в 1386 г. и вновь отремонтирован грузин-ским царем Александром I. Значительные разрушения храму будут нанесены персид-ским нашествием в начале XVII в. Вновь потребуется восстановление купола. Об объемах восстановительных работ часто свидетельствуют сохранившиеся надписи на храме. Так, на южном притворе пове-ствуется о работах, проведенных в 1657 г.: «Волею Божию и с помощью Сионской Божией Матери, я, тбилисский митропо-лит Елисей Сагинашвили, построил купол Сиони, дважды боковые своды и притвор, расписал и украсил. Пожалуйте прощения ради Бога. Аминь. В хроникон 345». В 1668 г. город поразило страшное землетрясение, нанесшее повреждения и церкви Сиони. О ее восстановлении в 1710 г. Батонишвили Вах-тангом VI, регентом Картли, свидетельствует вновь сохранившаяся надпись: «Прославляющий святую Троицу, потомок Давида, племянник именитого Левана, правитель Картли, царевич Вахтанг, обновитель купола, с настилом каменных плит...» И вновь церковь пострадает при вторжении персидского шаха Ага-Магомет-Хана в 1795 г., превратившего весь город в груду развалин, часть жителей истребив или уведя в рабство. Полностью выгорит деревянный иконостас, который будет заменен на каменный в 1850 г.

Как снаружи, так и внутри собора прослеживаются достаточно видимые следы нескольких строительных переделок, поэтому их точная датировка достаточно сложна. Но дошедшая до нас в целом композиционная компо-новка храма характерна для типичной средневековой архитектуры Грузии XII-XIII вв. С XII в. план церкви Сиони существенно не менялся. Возведен храм из желтого туфа. Орнаментальное оформление выполнено достаточно сдержанно, где отсутствуют какие-либо яркие элементы декора. Имеются барельефы резного креста и льва на западной стороне, а также Ангела и святых на северной. Сравнительно больше орнаментирован барабан купола, ввиду позднейших переделок. Купол покоится на сводах, смыкающих алтарные стены, и двух колоннах. Несмотря на достаточно скромный вид, храм всегда имел очень высокий статус, являясь с VII в. кафедральным собором верхов-ных грузинских иерархов церкви - католикосов. Этот статус он имел вплоть до освящения нового кафедрального Свято-Троицкого собора в Тбилиси в 2004 г. Собор стал также местом последнего упокоения для многих умерших грузинских предстоятелей.

Кафедральный собор Сиони является уникальным историко-культурным памятником страны, связанным со многими национальными событиями Грузии. 12 апреля 1802 г. в соборе главнокомандующим русскими войсками в Грузии генералом Карлом фон Кноррингом зачитывался Императорский манифест о присоединении Грузии к России. Собранная в кафедральном со-боре грузинская знать здесь принимала присягу на верность русскому престолу. Стены его помнят и многие другие события. 3 сентября 1828 г. в Сионском соборе состоялось бракосочетание Александра Грибоедова и 15-летней Нины Чавчавадзе. Иерей запишет в метрической книге: «Полномочный министр в Персии Его императорского Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора князя Александра Чавчавадзе».

Интерьер собору будет значительно изменен в период между 1850 и 1860 гг., когда будут возобновлены поврежденные росписи. К сожалению, старые грузинские фрески тогда были утрачены. Новая стенная роспись была выполнена по эскизам русского художника Григория Гагарина (1810-1893), по его проекту был возведен и храмовый иконостас. Росписи купола собора по его эскизам осуществил петербургский художник М. Трощинский. Г. Гагарин был обра-зованнейшим человеком своего времени, в круг интересов которого входили живопись, архитектура и дипломатия. Он являлся флигель-адъютантом Его Императорского Величества и вице-президентом Императорской Академии художеств.

В соборе хранится величайшая святыня Грузии - крест святой Нины, сделанный из двух кусков виноградной лозы и перевитый, по преданию, собствен-ными волосами просветительницы. Крест, с немного опущенными боковыми сторонами, является символом Грузинской православной церкви и хранится в особом кивоте. Крест этот в 1752 г. вывозился в Россию, где хранился в с. Лыскове Нижегородской губ., и лишь в 1801 г. был возвращен в Грузию.

К северу от храма воздвигнута колокольня, датируемая 1425 г. Ее верхняя часть была разрушена персами в 1795 г., и лишь в 1939 г. она была восстановлена. Вторая трехъярусная колокольня, воздвигнутая к западу от Сиони через улицу, представляет особый архитектурный интерес. Построенная в 1812 г. в память о победе России в Русско-турецкой войне, она является первым об-разцом классицизма в Тбилиси.

Кафедральный Сионский собор оставался открытым в течение всего советского периода. Тогда же были проведены многочисленные реставрационные работы, позволившие сохранить уникальную святыню грузинского народа до нашего времени.

Который до 2006 года был кафедральным собором и как бы главным храмом страны. Он назван Сионским в честь Успенского храма на Сионской горе в Иерусалиме, и так же является Успенским Собором, как все Сионские соборы в Грузии. В Грузии он называется просто . Сейчас он интересен не только как архитектурное сооружение, но и как место хранения нескольких реликвий - например, здесь можно увидеть крест Святой Нино.

Название

Храм освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Выражаясь современным языком, он посвящён её смерти. Само это событие произошло в Иерусалиме, в доме Марии на Сионской горе. На этом месте в 415 году появился первый Успенский храм. Он стал Успенским по сути и Сионским по месторасположению. Мусульмане рушили его несколько раз, а в начале XII века крестоносцы восстановили его и так появился храм Sancta Maria in Monte Sion. В 1187 году мусульмане снова его порушили.

В Грузии в какой-то момент решили, что случайности неслучайны и стали все Успенские храмы называть Сионскими. Так и пошло. Странно то, что тбилисский Сионский собор строился почти одновременно с восстановлением иерусалимского храма крестоносцами. Тот иерусалимский храм дошёл до нашего времени в версии 1910 года.

История

Первый храм на этом месте начали строить в конце VI века. Примерно в 20-х годах VII века, незадолго до арабского нашествия, строительство было закончено. Мы не знаем, на что был похож храм в то время. Он современник храма Джвари и Атенского Сиона , поэтому мог быть похож на них. До XX века он стоял практически на самом краю скалистого берега реки.

Собор несколько раз разрушали - первыми это сделали арабы. Примерно 400 лет, всю эпоху Тбилисского эмрата , храм простоял в руинах. А вот затем произошло загадочное. В любой книжке вы прочитаете, что в 1112 году Давид Строитель восстановил этот храм. Однако, Тбилиси перешел под власть Давида только в 1122 году, 10 лет спустя. В 1112 году Тбилиси еще был столицей эмирата . И вот получается, что в формально мусульманском городе по неизвестной причине восстановили храм, причем построили его весьма большим. Как это могло произойти? Или мусульмане в те годы уже разрешали строить у себя христианские храмы, или же мусульман в Тбилиси стало совсем мало, или... Неизвестно. Частных средств не хватило бы на такую постройку, и средств эмирата тоже не хватило бы. Как грузинское государство могло построить такой храм на формально враждебной территории — тоже загадка.

Затем его разрушали и хорезмийцы в 1236, шах Измаил в 1522, и шах Аббас в XVII веке, и землетрясение 1668 года.

В 1657 году митрополит Элисе пристроил к храму притвор с южной стороны. В 1710 году собор был облицован Болнисским туфом и принял тот вид, который имеет в настоящее время.

В те годы собор использовался для торжественных протокольных мероприятий. Например, тут зачитывались царские приказы. В этом соборе 25 января 1784 года царь Ираклий II подписал ратификационную грамоту, чем завершил церемонию подписания Георгиевского Трактата. Здесь же по этому случаю прошла торжественная литургия.

В сентябре 1795 года собор сильно выгорел во время нашествия Ага-Мухаммад-хана. Рассказывают, что «грузинский митрополит заперся с духовенством в Сионском соборе, но персияне, вломившись в храм, сожгли иконостас, перебили священников, а старика митрополита сбросили в Куру с виноградной терассы его собственного дома. Та же участь постигла и всё армяно-григорианское духовенство, собранное по приказанию шаха в Ванкском соборе».

Современность

Сейчас в Тбилиси есть три храма эпохи XII-XIII веков, и Сионский один из них, но, к сожалению, та облицовка 1710 года изменила его экстерьер до неузнаваемости. Не осталось вообще никакой резьбы и украшений, которыми характерны храмы той эпохи. Глядя на собор ощущаешь некоторый диссонанс между его возрастом и его внешним видом. Он напоминает даму лет сорока, которая старается выглядеть на двадцать.

По конструкции это типовой собор грузинского "золотого века". Он купольный, с двумя опорными колоннами и двумя приделами с севера и юга. Планировка собора и весь его интерьер едва ли поменялись с XII века. Смущают только своды, которые выглядят слишком готично. Вероятно их всё же перекладывали в поздние эпохи.

Иконостаса в соборе нет, вместо него классическая грузинская алтарная перегородка. Можно предположить, что в эпоху империи иконостас всё же был, но потом его убрали.

Росписи

Фрески храма в 1795 году выгорели все. В 1853 - 1860 годах храм был по новой расписан Григорием Гагариным, который старался работать в грузинском стиле, но все равно его стиль отличается от местного грузинского - даже все надписи сделаны на русском языке.Большинство росписей в наше время - это гагаринские. Он расписал все стены кроме почему-то западной.

В 1980 - 1983 годах прошла реставрация собора. Именно тогда местный художник Леван Цуцкиридзе получил лично от патриарха заказ на роспись собора. И он начал расписывать западную стены мрачными, модерновыми росписями, чего в Грузии не позволял себе ни один художник ни до ни после. И что-то пошло не так, где-то нарушили технологию, и краска испортилась. Цуцкиридзе так и не окончил свой странный труд. Западная стена по сей день чёрная с бледными фигурами. Лучше всего видно фигуры в арках опорных столбов - там изображены какие-то святые в героических позах советских героев.

Два придела собора расписаны уже в наше время. Это совсем новые росписи, но сделаны по всем каноническим правилам и довольно симпатичны. В северном приделе можно найти "схождение Святого Духа на апостолов" и сцену строительства Светицховели, в южном - архангелов Михаила и Гавриила и еще много всего.

Крест Святой Нины

Самое историческое и интересное в соборе - это крест Святой Нины, главная реликвия Грузии. Это вроде бы тот самый крест, с которым Нина вошла в Иберию в 1 июн 320 года. Многие века с самого момента Крещения Грузии его прятали в труднодоступных местах, вывозили даже в Россию, а сейчас он помещен в оклад внутри храма, немного левее алтарных врат. При этом даже с близкого расстояния сам крест не видно, он завернут в ткань. На каменной рамке вокруг креста написано примерно "Честной крест помилуй нас", причем написано не шрифтом асомтаврули, как обычно делается в храмах, а современным шрифтом, хотя и стилизованным под древний.

Облицовка

Собор облицован туфом со всех сторон, кроме фундамента. Там, в самом низу, можно увидеть оригинальный камень XII века. Кроме того, старые стены кое-где видны кусочками. Если входить в собор из южного придела, то справа от входа виден каменный угол, оформленный сильно потертой полуколонной. Это очень похоже на оригинальную резьбу первых лет. Левее входа в нише виден целый кусок стены.

Старую кладку видно и в стенах южного придела, но он построен позже самого собора.

Захоронения

Сейчас в соборе и вокруг него можно видеть около десятка могильных плит. Снаружи хоронили в основном епископов и клир собора. Внутри перед алтарной стенкой, по левой стороне, видны чёрные плиты могил патриархов - чаще советского времени. Ближе к южной стене остались могилы князей Джамбакур-Орбелиани.

Но есть и странности. В соборе были похоронены генералы Лазарев и Цицианов. И эти могилы должны были быть очень заметными, ибо Цицианов всё же был Главнокомандующим на Кавказе. И везде написано, что они есть. А их нет. По этому вопросу даже местные краеведы еще не пришли к пониманию.

Как найти

Сионский собор хорошо виден с любой смотровой площадки. Он распознается по серому куполу, по тёмному куполу соседнего собора Норашен и по маленькой колокольне со шпилем. Если вы бродите по переулкам Старого города, то надо сначала попасть на улицу Леселидзе, а затем как-то вывернуть на параллельную ей

В нескольких километрах от Тбилиси в древнем городе Мцхете расположен главный собор и кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви. Храм является самым большим историческим сооружением, которое сохранилось до наших дней на территории Грузии. Здание было построено здесь ещё в XI веке.

Красивые фасады, декоративные арки с искусной резьбой и большие купола, всё это было построено здесь в честь 12-ти апостолов христианской церкви.

Для постройки храма было выбрано место, где по преданиям была похоронена Святая Сидония и основана первая христианская церковь на территории Грузии, названная в честь неё. Вскоре церковь была разрушена и периодически ее пытались восстановить, но постоянно что-то мешало.

В начале XI века первый столп нового сооружения был выстроган из дерева и лишь спустя несколько десятков лет, церковь была построена окончательно. По легенде это дерево выросло над могилой Святой Сидонии, и отсюда пошло название «Столп животворящий» или по-грузински «Светицховели».

По приказу царя Ираклия II вокруг храма была воздвигнута крепостная стена.

Собор является действующим по сей день.

Собор Сиони

Сионский собор Успения Богородицы - один из главных тбилисских храмов, расположенный в Старом городе на берегу Куры. Собор является прекрасным памятником средневековой культовой архитектуры Грузии. По старинной грузинской традиции давать храмам имена значимых для христиан мест он был назван в честь горы Сион в Иерусалиме. Местные жители обычно называют его просто Сиони.

Первая церковь была построена на этом месте еще в шестом веке. Судьба собора складывалась драматично - его неоднократно разрушали и отстраивали заново. Пострадал Сиони от арабов, хорезмийцев и турков, а в семнадцатом веке он был почти полностью уничтожен во время землетрясения. Таким образом нынешний облик собора обусловлен многочисленными перестройками и реставрациями.

Собор является типичным примером средневековой грузинской церковной архитектуры. Стены собора облицованы желтым туфом из города Болниси. Строгие фасады практически лишены украшений. Барельефы, изображающие крест и скованного льва, вырезаны на камнях восточной стены, северную стену украшает изображение ангела и святых. Все шестнадцать окон собора заключены в резные каменные рамки.

В соборе хранится одна из главных грузинских православных реликвий - крест святой Нино. Сплетенный из виноградной лозы крест заключен в серебряный оклад с изображением сцен из жизни святой.

Описание достопримечательности по категориям интересов

Самые популярные туристические места Must see w

Кафедральный собор Сиони является уникальным историко-культурным памятником страны, связанным со многими национальными событиями Грузии . Сионский собор во имя Успения Божией Матери в Тбилиси , являет собой оплот Православия грузинского народа. Свое название он получил от иерусалимской горы Сион, в горнице которой была проведена первая евхаристия, Тайная Вечеря. На территории Грузии имеется много храмов, названных в честь известных евангельских мест Палестины. Но Сионом называли в Грузии церкви, посвящаемые исключительно Богородице.


Религия и философия w

Несмотря на достаточно скромный вид, храм всегда имел очень высокий статус, являясь с VII в. кафедральным собором верховных грузинских иерархов церкви, католикосов. Этот статус он имел вплоть до освящения нового кафедрального Свято-Троицкого собора в Тбилиси в 2004 г. В соборе хранится величайшая святыня Грузии, крест святой Нины, сделанный из двух кусков виноградной лозы и перевитый, по преданию, собственными волосами просветительницы. Крест, с немного опущенными боковыми сторонами, является символом Грузинской православной церкви и хранится в особом киоте. Крест этот в 1752 г. вывозился в Россию, где хранился в с. Лыскове Нижегородской губ., и лишь в 1801 г. был возвращен в Грузию.


Город в архитектуре и памятниках r

Собор, любовно называемый грузинами просто Сиони, был заложен на берегу реки Куры в историческом центре города в Vв., в царствование Вахтанга Горгасала, но завершено строительство было лишь в первой половине VII в. Возможно, что инициатором строительства выступил в конце VI в. куропалат Гурам I. Эта первоначальная церковь была полностью уничтожена арабами после завоевания Грузии. В 1112 г. Давид Строитель, освободив страну от иноземцев, возвел в городе новый собор, который не раз ещё подвергался разрушениям. Как снаружи, так и внутри собора прослеживаются достаточно видимые следы нескольких строительных переделок, поэтому их точная датировка достаточно сложна. Но дошедшая до нас в целом композиционная компоновка храма характерна для типичной средневековой архитектуры Грузии XII-XIII вв. С XII в. план церкви Сиони существенно не менялся. Возведен храм из желтого туфа. Орнаментальное оформление выполнено достаточно сдержанно, где отсутствуют какие-либо яркие элементы декора. Имеются барельефы резного креста и льва на западной стороне, а также Ангела и святых на северной. Сравнительно больше орнаментирован барабан купола, ввиду позднейших переделок. Купол покоится на сводах, смыкающих алтарные стены, и двух колоннах. Интерьер собора был значительно изменен в период между 1850 и 1860 гг., когда были возобновлены поврежденные росписи. К сожалению, старые грузинские фрески тогда были утрачены. Новая стенная роспись была выполнена по эскизам русского художника Григория Гагарина, по его проекту был возведен и храмовый иконостас. Росписи купола собора по его эскизам осуществил петербургский художник М. Трощинский.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.