Поделка военная техника катюша своими руками. Макеты военной техники своими руками: пошаговое описание. Происхождение названия Катюша

В журнале для бумажного моделирования Бумажное моделирование под номером 20 представлены выкройки реактивной системы залпового огня БМ-13 Катюша.

Катюша - неофициальное собирательное название мобильных реактивных минометов БМ-8 (82 мм) и БМ-13 (132 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй Мировой войны.

Еще в 1916г. боевую ракету на бездымном порохе (прототип позднего реактивного снаряда) изобрел Иван Платонович Граве. В 1924г. он получил на такой ракетный заряд патент №122. Дальнейшая работа по созданию реактивных снарядов на бездымном порохе продолжалась вплоть до Великой Отечественной войны. В группу разработчиков входил Сергей Королев. В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 со снарядом М-13, а уже 21 июня подписано постановление об их серийном производстве. В ночь на 30 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже были собраны первые две боевые пусковые установки БМ-13. Изначально они монтировались на шасси ЗИС-5, но использование такого шасси было признано неудачным, и оно было заменено на ЗИС-6. В последствии БМ-13 (БМ-13Н) устанавливались только на Студебекер (Studebacker-US6). Экспериментальная артиллерийская батарея из семи машин под командованием капитана И. Флерова была впервые использована против немецкой армии на железнодорожном узле города Орша 14 июля 1941 года. Первые восемь полков по 36 машин были сформированы 8 августа 1941. Улучшенная модификация БМ-13Н была создана в 1943 году и до конца Второй мировой войны было изготовлено около 1800 таких орудий. Дальнобойность - около 5 км.

Оружие было неточным, но очень эффективным при массированном применении. Немаловажен был и эмоциональный эффект: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно - за несколько секунд территорию в районе цели буквально перепахивали тяжелые реактивные снаряды. При этом оглушительный вой, который поднимали ракеты во время полета, буквально сводил с ума. Те, кто не погибал во время обстрела, часто уже не могли оказывать сопротивление, так как были контужены, оглушены, совершенно психологически подавлены. Мобильность установки позволяла быстро сменять позицию и избежать ответного удара противника.

На каждой машине находился ящик со взрывчаткой и бикфордов шнур. В случае появления риска захвата техники врагом экипаж был обязан взорвать её и тем самым уничтожить реактивные системы.

Название Катюша произошло от маркировки КАТ (Костикова автоматический термитный) на применявшихся реактивных снарядах с зажигательной начинкой. А так как появление оружия в боевых частях совпало со временем популярности песни Катюша, прижилось это название.

У нас можно скачать журнал Бумажное моделирование - 20 - Реактивная система залпового огня БМ-13 Катюша бесплатно, без регистрации и смс.

"Катюша" - народное название боевых машин реактивной артиллерии БМ‑8 (со снарядами 82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм) во время Великой Отечественной войны. Существует несколько версий происхождение этого названия, наиболее вероятное из них связано с заводской маркой "К" завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 (Воронежский завод им. Коминтерна), а также с популярной в то время одноименной песней (музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского).
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах -2004 г.г. ISBN 5 - 203 01875 - 8)

Боевое крещение БМ-13 получила 14 июля 1941 г., когда батарея произвела первый залп из всех установок по железнодорожной станции Орша, где было сосредоточено большое количество живой силы и боевой техники противника. В результате мощного огневого удара одновременно 112 реактивными снарядами над станцией поднялось огневое зарево: горели вражеские эшелоны, рвались боеприпасы. Еще через полтора часа батарея Флерова произвела второй залп, на этот раз по переправе через реку Оршицу, на подступах к которой скопилось много техники и живой силы немцев. В результате переправа противника была сорвана, развить успех на этом направлении ему не удалось.

Первый опыт применения нового ракетного оружия показал его высокую боевую эффективность, что явилось одной из причин быстрейшего его ввода в строй и оснащения им Сухопутных войск.

Перестройка промышленности, связанная с выпуском ракетного оружия, была осуществлена в короткие сроки, к его производству привлекли большое число предприятий (уже в июле-августе 1941 г. - 214 заводов), что обеспечило поступление в войска этой боевой техники. В августе-сентябре 1941 г. было развернуто серийное производство боевых установок БМ‑8 с 82-мм реактивными снарядами.

Одновременно с развертыванием производства были продолжены работы по созданию новых и совершенствованию имевшихся образцов реактивных снарядов и пусковых установок.

С 30 июля 1941 г. приступило к работе специальное конструкторское бюро (СКБ) при московском заводе "Компрессор" - головное конструкторское бюро по пусковым установкам, а сам завод стал головным предприятием по их производству. Это СКБ под руководством начальника и главного конструктора Владимира Бармина за годы войны разработало 78 образцов пусковых установок различного типа, монтируемых на автомобилях, тракторах, танках, железнодорожных платформах, речных и морских кораблях. Тридцать шесть из них были приняты на вооружение, освоены промышленностью и использовались в боевых действиях.

Большое внимание уделялось производству реактивных снарядов, созданию новых и совершенствованию имеющихся образцов. Модернизации подвергся 82-мм реактивный снаряд М-8, были созданы реактивные снаряды мощного фугасного действия: 132-мм М-20, 300-мм М-30 и М-31; увеличенной дальности - М-13 ДД и улучшенной кучности - М-13 УК и М-31 УК.

С началом войны в составе Вооруженных сил СССР были созданы специальные войска для боевого применения ракетного оружия. Это были ракетные войска, но в период войны они именовались гвардейскими минометными частями (ГМЧ), а впоследствии - реактивной артиллерией. Первой организационной формой ГМЧ стали отдельные батареи и дивизионы.

К концу войны реактивная артиллерия имела 40 отдельных дивизионов (38 М-13 и 2 М-8), 115 полков (96 М-13 и 19 М-8), 40 отдельных бригад (27 М-31 и 13 М-31-12) и 7 дивизий - всего 519 дивизионов в которых насчитывалось свыше 3000 боевых машин.

Легендарные "Катюши" во время войны участвовали во всех крупных операциях .

Судьба же первой отдельной экспериментальной батареи оборвалась в начале октября 1941 г. После боевого крещения под Оршей батарея успешно действовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. За три месяца боевых действий батарея Флерова не только наносила немалый материальный урон немцам, она способствовала и поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров, измотанных непрерывными отступлениями.

Гитлеровцы устроили за новым оружием настоящую охоту. Но батарея не задерживалась долго на одном месте - дав залп, сразу же меняла позицию. Тактический прием - залп - смена позиции - широко использовался подразделениями "катюш" в ходе войны.

В начале октября 1941 г. в составе группировки войск Западного фронта батарея оказалась в тылу немецко-фашистских войск. При движении к линии фронта из тыла в ночь на 7 октября она попала в засаду врага под деревней Богатырь Смоленской области. Большая часть личного состава батареи и Иван Флеров погибли, расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины. Только 46 воинам удалось выйти из окружения. Легендарный комбат и остальные бойцы, до конца с честью выполнившие свой долг, считались "без вести пропавшими". И только когда удалось обнаружить документы одного из армейских штабов вермахта, где сообщалось о том, что же произошло на самом деле в ночь с 6 на 7 октября 1941 г. у смоленской деревушки Богатырь, капитан Флеров был исключен из списков пропавших без вести.

За героизм Иван Флеров посмертно в 1963 г. награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, а в 1995 г. ему было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

В честь подвига батареи сооружены памятник в городе Орше и обелиск у города Рудня.

Макеты военной техники своими руками любят создавать как дети, так и многие мужчины. Это захватывающее увлечение можно применить в процессе коллекционирования поделок техники военных времен, в работе с учащимися школ для или на выставку, посвященную Дню Великой победы.

Многие дети дошкольного возраста любят играться с машинками и танками, самолетами и бронемашинками. Также ребята с удовольствием окажут посильную помощь в создании макета военной техники своими руками. Для совсем маленьких детей папы или старшие братья могут соорудить технику такого размера, что малыш сможет туда влезть и играть с друзьями в комнате.

Танк из гофрированного картона

Для создания военной техники из бросового материала нужно найти старую упаковочную картонную коробку. Изделие из гофрированного картона будет плотным, и играть ним будет легче. Для основной части понадобится полоса картона 16-20 см шириной и 60 см длиной. Эту полоску скручивают в трубу, склеивая тонкие стороны прямоугольника между собой. Получился корпус танка. Дальше создаем форму небольшой коробочки и прикрепляем ее верху. Это башня танка.

Потом начинаем работу над гусеницами. С картона аккуратно снимаем верхний слой бумаги так, чтобы осталась сверху гофрированная часть. Затем вырезаем две полоски шириной 4 см, длина соответствует периметру корпуса. Волнистой частью элемент располагается наружу, а гладкая сторона намазывается клеем ПВА и приклеивается на края корпуса с двух сторон. Гусеница готова.

Колеса создают из скрученных полосок, по 3 штуки с каждой стороны. Их нужно плотно приклеить в середину гусеницы. Для макета остается только создать пушку. Сначала делаем треугольное основание, куда будет вставляться цилиндр дула. Его можно скрутить из простого картона или из тонкого слоя той же коробки, из которой делали весь макет.

Еще один макет танка

Такой вариант танка тоже делают из плотного упаковочного картона. При изготовлении военной техники из бумаги и мастера часто пользуются значительно экономит средства. А собирать такие макеты несложно. Данный вариант танка делается цельным, путем складывания и сгибов картона. Корпус собирается вместе с башней. Для этого берут широкую полосу и сгибанием формируют корпус и башню. Затем по контуру вырезаются боковушки, они приклеиваются на скотч или изнутри на полоски бумаги. Сверху вырезается острым ножом квадратное отверстие. Это люк танка, в который ребенок может посадить солдатиков.

Гусеницы делают по такому же принципу и прикрепляют их по бокам. Остается свернуть из картона треугольное дуло и, проделав спереди в башне отверстие такой же формы, вставить туда ствол орудия. Все, макет военной техники своими руками сделан! Можно начинать игру.

Большой самолет

Такую крупную боевую машину делают для малышей. Они могут туда сесть и управлять самолетом, играя в комнате. Делать такую игрушку легко. Нужно взять большую коробку и отрезать закрывающуюся часть - крышку. По бокам нужно вырезать полукруглые входные места, чтобы ребенку удобно было туда залезать.

С двух сторон - две прорези, куда вставляют крылья. Как видно на фото, делать их проще простого. Спереди клеится винт. Можно его прикрепить болтом, тогда малыш сможет его крутить. Дети любят динамичные игрушки.

Последним штрихом при выполнении работы будет хвост. Для такого сооружения нужно на полосу картона в центре приклеить закругленный треугольник.

Машины из бумаги своими руками

Схемы различных машин, в том числе и военной техники, можно найти в продаже - в канцтоварах и магазинах игрушек. Есть ряд журналов, которые выпускают готовые схемы, которые покупают как дети, так и коллекционеры военной техники.

Покупной вариант достаточно вырезать ножницами и склеить воедино, намазав клеем ПВА белые уголки. Если у вас такой схемы нет, можете воспользоваться рисунком боевой машины, представленным в статье, и, перерисовав ее, собрать готовый макет.

Масштаб модели 1:25.

РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ БМ-13 «КАТЮША» НА ШАССИ.

«Катюша» - неофициальное собирательное название мобильных реактивных минометов БМ-8 (82 мм) и БМ-13 (132 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй Мировой войны.

Еще в 1916г. боевую ракету на бездымном порохе (прототип позднего реактивного снаряда) изобрел Иван Платонович Граве. В 1924г. он получил на такой ракетный заряд патент №122. Дальнейшая работа по созданию реактивных снарядов на бездымном порохе продолжалась вплоть до Великой Отечественной войны.

В группу разработчиков входил Сергей Королев. В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 со снарядом М-13, а уже 21 июня подписано постановление об их серийном производстве. В ночь на 30 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже были собраны первые две боевые пусковые установки БМ-13. Изначально они монтировались на шасси ЗИС-5, но использование такого шасси было признано неудачным, и оно было заменено на ЗИС-6. В последствии БМ-13 (БМ-13Н) устанавливались только на Студебекер (Studbacker-US6). Экспериментальная артиллерийская батарея из семи машин под командованием капитана И. Флерова была впервые использована против немецкой армии на железнодорожном узле города Орша 14 июля 1941 года. Первые восемь полков по 36 машин были сформированы 8 августа 1941. Улучшенная модификация БМ-13Н была создана в 1943 году и до конца Второй мировой войны было изготовлено около 1800 таких орудий. Дальнобойность - около 5 км.

Оружие было неточным, но очень эффективным при массированном применении. Немаловажен был и эмоциональный эффект: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно – за несколько секунд территорию в районе цели буквально перепахивали тяжелые реактивные снаряды. При этом оглушительный вой, который поднимали ракеты во время полета, буквально сводил с ума. Те, кто не погибал во время обстрела, часто уже не могли оказывать сопротивление, так как были контужены, оглушены, совершенно психологически подавлены. Мобильность установки позволяла быстро сменять позицию и избежать ответного удара противника.

На каждой машине находился ящик со взрывчаткой и бикфордов шнур. В случае появления риска захвата техники врагом экипаж был обязан взорвать её и тем самым уничтожить реактивные системы.

Название «Катюша» произошло от маркировки «КАТ» («Костикова автоматический термитный») на применявшихся реактивных снарядах с зажигательной начинкой. А так как появление оружия в боевых частях совпало со временем популярности песни «Катюша», прижилось это название.

Предлагаем построить модель гвардейского миномета БМ-13 «Катюша» на платформе на Студебекер (Studbacker-US6).

Технические характеристики

Двигатель-6-цилиндровый,рядный.

Рабочий объем -5240 см З.

Мощность -95 л.с. при 2500 об/мин.

Грузоподъемность -2,5 т.

Масса -4850 кг.

Скорость -72 км/час.

Реактивный снаряд М-13

Калибр,мм -132

Масса снаряда, кг -42,3

Масса БЧ, кг -21,3

Масса взрывчатого вещества,кг -4,9

Дальность стрельбы-максимальная, км -8,47

Время производства залпа, сек 7-10.

Инструкция по сборке


1. Рама

Рама собирается по схеме из деталей 1-6. Сгибы обозначены серым цветом. С помощью детали 7 приклеиваем передний бампер 9 и буксировочные крюки 8 собираем заднюю часть из деталей 10-15, деталь 13 сворачивается с трубочку. Для удобства можно вложить полоску картона толщиной 1 мм. в деталь 10.

Теперь можно собирать подвеску. Сначала, из деталей 30-36 собираются три редуктора. Затем, через каждый продевается ось 29, 69 и 108. Затем, с помощью крестовин 50, приклеиваются карданные валы 51,70 и 71. Крестовины 50 удобнее склеивать, если предварительно вложить внутрь вырезанную из картона деталь по форме крестовины. Из деталей 72-1 и 72-2 собирается раздаточная коробка. Из деталей 72-4 и 72-8 собирается коробка передач и с помощью крестовин 50 и кардана 72-3 приклеивается к раздаточной коробке. Два задних моста с помощью детали 66 приклеиваются к раме, к детали 2 и с помощью рессор. Задние рессоры собираются из полосок 21, которые предварительно складываются пополам, склеиваются и после этого приклеиваются друг к другу. После того как будет собран пакет рессор, им надо придать полукруглую форму по месту. Вместо деталей 25 и 26 можно применить зубочистку.

2. Колеса

Диски для задних колес собираются из деталей 203-206. Отдельно вырезаем гайки 90 и приклеиваем к диску. Затем собираем шину из деталей 209-212. После сборки колеса приклеиваются к осям 29 и 69.

Диски для передних колес собираются немного иначе, если вы хотите сделать их поворотными. На передних дисках добавляется деталь 208. Механизм поворота собирается следующим образом: деталь 95 сворачивается кольцом и внутрь вставляется деталь92 и фиксируется деталью 94. Деталь 92 должна свободно вращаться внутри детали 95. Затем, к оси 108 приклеивается деталь 92. Внутрь диска приклеивается деталь 102 и к ней приклеивается деталь 99. После этого на диск одевается шина. Порядок дальнейшей сборки понятен из схемы.

3. Двигатель

Сборку двигателя лучше начинать с корпуса 111. Затем к нему приклеивается дополнительное оборудование. Для облегчения склеивания детали 112 внутрь вклеивается вырезанная из картона, толщиной 1мм, по форме деталь. Остальные детали приклеиваются по порядку нумерации. После двигателя, из деталей 137-140 собираем радиатор. После сборки радиатор и двигатель приклеивается к раме – двигатель к детали 5, а радиатор с помощью детали 141. После этого радиатор с помощью трубки, склеенной из деталей 142-146, приклеивается к двигателю.

4. Кабина

Сначала собираем интерьер кабины. Сначала собираем приборную панель 180, которую приклеиваем к передней стенке 186, а к ней пол 185. Собираем руль 192 и рулевой вал 192-1. Рычаги 194 складываем пополам и склеиваем, так же поступаем и с педалями 195 . Готовые педали и рычаги приклеиваем согласно схеме. В последнюю очередь склеиваем сидение (198-199) и внутренний интерьер кабины готов. Теперь приступаем к внешней обшивки кабины. Крыша кабины собирается из деталей 149-150. К ней изнутри приклеивается потолок 149-1. Затем заднюю стенку 148 и боковые стенки 160. Двери складываются и склеиваются. Между половинками дверей вклеиваются петли. Приклеиваем стекла, вырезанные из прозрачной пленки по шаблонам на последней странице и приклеиваем дворники 197. Затем собираем капот. Переднее крыло склеивается из детали 182. С изнаночной стороны подклеивается деталь 182-1. К нему приклеиваем боковую стенку 181. Собираем по схеме крышку капота 180 и приклеиваем на место. Склеиваем две фары 201 и одну поменьше 202, которая располагается елевой стороны, и приклеиваем решетку 200. Сзади кабины приклеиваем бензобак 214-216.

5. Пусковая установка

Сборка пусковой установки начинается со сборки основания 218, которое с помощью деталей 217 крепится к раме автомобиля. К передней части приклеиваем механизмы управления 221-226 и 227-231. Собираем направляющие для ракет. Они состоят из трех частей. Детали 253 и 253-1 сгибаются, чтобы получилась перевернутая на бок буква П и склеиваются вместе, затем в них прорезают отверстия, затем сверху и снизу приклеиваются полоски 254. Между собой направляющие соединяются с помощью деталей 257 свернутых трубочкой. Согласно схеме собираем трубчатую конструкцию, с помощью которой направляющие приклеиваем к основанию пусковой установки. Детали для склеивания предварительно формуются на оправке диаметром 2мм. и приклеиваем пусковую установку к раме к деталям 217.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.