Почему нынешняя молодежь не хочет учиться. Почему молодежь идет учиться не туда и не тому, что ей интересно. Статистка и размышления

«Сегодня преподаватели аттестуют студентов, закрыв глаза на слабое знание предметов. Ситуация в системе подготовки специалистов трудная. И она не изменится до тех пор, пока чиновники не перестанут учить своих детей за границей», - считает известный печорский историк и экономист Константин Радьков.

Вуз по подготовке сантехников

Константин Исакович, у вас за плечами 43 года преподавательской работы. Как, по-вашему, эволюционирует молодёжь? Что она представляет из себя, если смотреть на неё, исключив конфликт отцов и детей?

Молодёжь, увы, становится хуже. И в основной массе состоит из агрессивных дикарей, которые любым способом хотят урвать деньги и обменять их на блага. Телевизионная пропаганда, знаете ли… Что касается интеллекта, то сегодняшние выпускники школ малообразованны, знания их не системные, а интереса к учёбе нет. Я начинал педагогическую работу в 70-е годы в сельских школах Подчерья и Каджерома. Тогда детей, заинтересованных в учении, было процентов 80. Сейчас - от силы 10. Остальные не хотят учиться ни платно, ни бесплатно.

Поясню. В своё время я работал в речном училище, план приёма в который на бюджетные места составлял 125 человек. И были годы, когда за неуспеваемость мы выгоняли по 80-90 учащихся со всех курсов. То есть почти весь набранный курс! Ребята не тянули, они знали: зачёт им поставят и так. И ставили, чтобы директор не получил нагоняй, потому что образование - система, где нижестоящий отчитывается перед вышестоящим. И двоечников держали до последнего.

Что уж говорить о коммерческих вузах. Если студент заплатил, то кто его отчислит?! Можно не ходить на занятия - и не ходят. Дайте диплом - и всё! Профессиональное образование превратилось в простую выдачу дипломов. За деньги.

Шаги для лечения

Повернуть регресс вспять возможно?

Заболевание общее, системное. И лечить нужно государственную систему, которая работает неэффективно. Мало требовать бесконечного совершенствования педагогов: образование - мост с двусторонним движением, где учитель и ученик идут навстречу друг другу. То есть, если я хочу научить, а студент учиться не желает, ничего не выйдет. Как заинтересовать студента?

Образованному платить минимум в 2 раза больше, чем необразованному. А сейчас монтажник окон зарабатывает больше иного человека с дипломом. Надо, чтобы чиновники учили своих детей только в российских вузах. И, наконец, в разы сократить вузы. Поголовное формальное высшее образование - зачем оно?

Как-то администратор одной гостиницы мне не без гордости сказала, что у неё работают горничные с высшим образованием.

Я 14 лет преподавал в Печорском филиале Московской академии водного транспорта. Готовили на платной основе только экономистов. Зачем их столько? И кем они работают? Один меняет окна, другой - сантехник, кто-то - в налоговой, многие - в банках, остальные - продавцы.

Хотели выйти в люди - не вышло.

Вот поэтому высшее образование не должно быть поголовным. А чтобы те, кто его получил, работали по специальности, надо восстановить систему распределения выпускников.

Ничего себе

Константин Исакович, вы экономист. Давайте обсудим экономическое положение республики.

Об экономическом положении Коми можно судить глядя на то, как из республики бегут её жители: словно крысы с тонущего корабля. Новой республиканской власти надо добиваться нормального распределения финансовых потоков.

Посмотрите, в США любой штат отдаёт в центр 11% дохода. У нас - большую часть. Как развиваться? Не надо пробивать нашу территорию в федеральные программы, а нужно иметь деньги на собственные проекты и осуществлять их. Сколько мы говорим о Белкомуре? И где этот Белкомур?

Почему чиновники умеют только распределять финансовые потоки, то есть тушить очередные пожары? Неужели никто не в состоянии предвидеть развитие территорий и финансировать их?

Это происходит потому, что ещё с 90-х годов и до сегодняшнего дня развитие страны и её ресурсы были направлены на обогащение верхушки. Мы стремимся догнать Америку по количеству миллиардеров и совершенно не заботимся о будущем страны и её населении. Поэтому сегодня по официальным данным разница в доходах между 10% богатых и 10% бедных в 17 раз. А многие экономисты считают, что и эта цифра занижена. На Западе же она - 6-8 раз.

Что касается того, что власть имущие не в состоянии предвидеть будущее, то можно утверждать, что и не стремятся - ведь на их век богатейших ресурсов России хватит.

Хиккикомори и NEET — молодые люди, которые осознанно перестали искать работу, учиться в университетах и налаживать связи со знакомыми — похожи между собой, однако и различий у них хватает. Первые живут в азиатских странах, изначально приветствующих интроверсию, вторые — в Европе, известной ориентацией на активное общение. С российскими членами сообщества ситуация обстоит еще сложнее: в стране до сих пор нет четкого понимания, кто такие NEET и в чем их цель.

По данным Центра стратегических разработок, в России проживает около 8-10% молодых людей, которых можно причислить к добровольным затворникам или самозанятым. Казалось бы, это не так много, однако сам факт их наличия говорит о серьезных проблемах в социальных лифтах страны. Дело даже не в том, что эти люди осознанно перестали вливаться в общество — а в причинах того, почему они выбрали такой путь. Расскажем тебе, кто такие NEET, как они приходят к своему и почему им тяжело живется в России.

Молодые и безработные

Аббревиатура NEET расшифровывается как Not in Education, Employment, or Training и означает принципы, под которыми понимают представителей этого движения: молодых людей, не искавших работу, место учебы или стажировку. В Японии есть схожий термин — хиккикомори — представители янг-эдалта, живущие в условиях добровольной самоизоляции.

О явлении заговорили в конце 20 века и, надо сказать, что, хотя у азиатских и европейских затворников изначально одни корни развития, дальше они проходили через расхожие этапы. Исследователи Тим Ли и Пол Вонг считают, что хикки представляют собой более радикальную формацию — порой их стремление не выходить из дома сопряжено с психическими заболеваниями, такими как ОКР и депрессивное расстройство. NEET же, по их мнению, более расширенная категория, куда входят не только домоседы.

В свою очередь, норвежский исследователь Бьорн Хольте предложил иную градацию NEET, основанную уже на особенностях европейского менталитета. По его мнению, это могут быть:

  • условно безработные, но по факту занимающиеся трудовой деятельностью;
  • молодые родители либо представители, имеющие проблемы со здоровьем: то есть те, кто ограничен в своих возможностях по социальному взаимодействию;
  • желающие быть свободными от обязательств: люди, намеренно не поступающие в университет или не находящиеся в поисках работы. Обычно их образ жизни маргинален и сопряжен с опасностью для них;
  • формально исключенные из общества, но желающие снова в него интегрироваться: например, люди, реабилитирующиеся после тюремного заключения;
  • те, кто добровольно выбрал стратегию поведения NEET для реализации творческих навыков или грамотного, по их мнению, распределения времени и сил: художники, музыканты, дауншифтеры и т.д.

Восток против запада

Различия в классификации вызваны, прежде всего, ответной реакцией молодежи в Азии и Европе на давление извне. Японские и китайские затворники предпочитают избегать открытых конфронтаций с окружающими, поэтому стараются не взаимодействовать с обществом и обрекают себя на изоляцию — хотя Ли с Вонгом выделяют «мягких» хикки, позволяющих себе вылазки наружу. Западные NEET, в свою очередь, не всегда желают ограждаться от социума — скорее, они хотят достичь с ним взаимопонимания, но на своих условиях. Кроме того, в Азии чаще сталкиваются с так называемыми внутренними факторами риска: стремлением ограничить социальные контакты и лишний раз не показывать свою «несостоятельность», вызванные проблемами с интеграцией в общество. Такие подростки еще на этапе обучения в школе обнаруживали проблемы в налаживании контакта и в стремлении избегать их решались на изоляцию. Европейцы обычно сталкиваются с более глобальными факторами, например, несовершенствами в системе, мешающими им влиться в работу.

Следует отметить, что хикки и NEET — это выходцы из семей со средним и высоким достатком: Ли и Вонг считают, что лишь в таком случае молодой человек может оставаться дома без ущерба родителей.

В России, по данным доклада «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения», проживает около 10 миллионов молодых людей, которых формально можно отнести к NEET и, в отличие от других представителей, они сочетают в себе признаки и азиатского затворничества, и европейского нежелания заниматься неинтересной им социальной активностью. В силу ментальных особенностей развивались отечественные NEET иначе.

Далеко не осознанный выбор

В РФ не так много NEET, по сравнению с мировым сообществом: по данным, опубликованным в журнале Time в 2011 году, число самозанятых молодых людей в США составляет примерно 15% от общего населения страны — это около 50 миллионов человек. С одной стороны, подобному положению можно порадоваться — ведь отделение человека от социума порождает для него массу проблем в дальнейшем — однако при внимательном рассмотрении феномена можно прийти к неутешительным выводам.

Статистики по NEET в России как таковой нет: данные собираются и систематизируются на основе совершенно иных исследований, например, учета числа самозанятых людей. В расчет не берется молодежь, оставшаяся без возможности повторно влиться в коллектив в результате лишения свободы, проблем со здоровьем.

Кроме того, Россия характеризуется специфическим отношением к академическому образованию. Дело в том, что западный человек остается без учебы или вынужденной необходимости ходить на работу, скорее, благодаря обстоятельствам, в то время как российский NEET становится таковым вопреки. До недавнего времени число молодежи без работы и квалификации снижалось, однако потом их количество стремительно увеличилось: по мнению специалистов, это связано с обесцениванием высшего образования. К 2015 году стало больше выпускников — почти 30%, что заметно превысило показатели прошлых лет. Фактически каждый третий специалист на рынке прошел программу обучения, однако немногие пользуются приобретенными знаниями для работы по специальности. Это и создает обстановку, в которой решающим фактором при приеме на работу становится не наличие компетенций, полученных в ходе обучения, а реальный опыт. Это в дальнейшем и влияет на число студентов.

Наконец, самоизоляция молодежи в России — это, скорее, вынужденный выбор, также вызванный особенностями местных социальных лифтов. Как мы заметили ранее, NEET из более развитых стран — это дети представителей среднего или высшего класса: российские же члены сообщества, как правило, происходят из бедных семей. Наследники людей, которые могут позволить потомству достойный уровень жизни, с подачи своих родителей устраиваются в престижные учебные заведения, после чего работают на какой-никакой должности в семейном деле. Они вливаются в общество и затем успешно в нем функционируют: с самого начала им прививаются ценности, связанные с потребностью в успехе. Те, в свою очередь, неоднократно подтверждаются действиями родственников. Выходец из низшего слоя не видит перед собой достойного примера: отчаявшиеся родители влияют на него лишь при помощи оперирования моралью и верой, что срабатывает далеко не всегда: обозначаемые тезисы опровергаются еще на этапе их внедрения. В итоге, ребенок рискует впитать в себя неудачную родительскую модель поведения и прийти к самоизоляции — из-за осознания туманности собственных перспектив и невозможности успешно влиться в общество.

Почти все мои сверстники, сдающие сейчас ЕГЭ, собираются идти в вузы на специальности, которые им не по душе. А те, кто немного старше, учатся тому, что им неинтересно. Почему так происходит? И надо ли что-то с этим делать?

Пять историй

Анна, 17 лет . Вот она сидит рядом со мной и корпит над учебником алгебры и сборниками заданий ЕГЭ повышенной сложности. Аня не терпит свободных минут и перерывов между уроками (это – «катастрофическая потеря времени!»): бьется над задачами, сравнивает ответы, подсчитывает баллы, ищет ошибки. Каждый день она преодолевает себя – свою нелюбовь к точным наукам.

Соотношение затраченных сил и полученных результатов оказалось непропорциональным – на пробном экзамене Аня не проходит порог минимального балла. В ее планах – поступление на экономический факультет по профилю бухгалтерского учета, в мечтах же – преподавание в начальных классах.

Мечта эта появилась еще в детстве, и не беспочвенно – Аниному таланту общения с детьми, терпению, выдержке, искренности в отношениях с малышами можно позавидовать. Но она не идет учиться на педагога. Спрашиваю: почему? В ответ вздохи сожаления и невнятные аргументы об уровне будущей зарплаты и социальной одобряемости. «Да, это монотонная работа с бумагами и цифрами. Да, мне это не нравится, но ведь и отвращения не вызывает. Зато уверенность и стабильность…»

Ирина, 20 лет. Учится на третьем курсе юридического факультета, получает повышенную стипендию и демонстрирует отличные результаты. Ира говорит, что один из самых больших ее страхов – работа по специальности. «Помню, как в десятом классе хотела поступать на журфак. Помню, как отговаривали и направляли в совершенно другую сторону. И вот перед тобой будущий, не дай бог, юрист».

Ира учится по принуждению – вероятно, родительскому – и не находит смысла в своем образовании. Она умна, организованна и ответственна, что радует преподавателей; на деле же – отсутствие заинтересованности, хроническая усталость, темные круги под глазами и нелепо торчащий из дамской сумочки Уголовный кодекс.

Нина, 20 лет. Занимается музыкой с раннего детства. Нина – студентка музыкального училища. Нина упорна: она прекрасно разбирается в теории и истории музыки, играет на фортепиано и сама пишет музыку. Скоро Нина защитит дипломную работу; следующий этап – поступление в консерваторию. Она уже ходила туда на день открытых дверей. И не слишком рада. «Мне было там так тоскливо и скучно, что теперь я пребываю в ужасе от того, как я проведу свою жизнь; а другого решения нет. Я снова пойду по четко намеченной, проторенной дорожке, как всегда и делала. И никогда не решусь поменять свою жизнь на то, что я действительно хочу. Там работают знакомые мне люди, но я слишком люблю свободное творчество – возможно, академическое образование не для меня. И вместо поступления на факультет с большим конкурсом и популярной специальностью, я подаю документы на схожую, но гораздо менее популярную специальность – не хочу выходить на конкуренцию. Не считаю себя к этому достаточно способной».

Андрей, 22 года. Его специальность – лесное дело; он отчислился из университета в конце четвертого курса, но восстановился через пару месяцев. «Долгов было немерено, и тут уж стоял выбор: либо ухожу сам, либо меня отчисляют принудительно. Я и сейчас, восстановившись, тяну долги за собой. Курса с третьего я физически не мог заставить себя пойти на лекции: мне казалось, что мое время уходит впустую, утекает в какую-то черную дыру. Конечно, было несколько интересных предметов и прекрасных преподавателей, но в целом – тоска. Сфера лесной промышленности в России не имеет никаких перспектив».

Сейчас он числится на заочном, а сам работает в столярной мастерской. Андрей из тех людей, о ком говорят, что у них золотые руки. Он справится с чем угодно: может табуретку сделать, может – ремонт, может – украшение из слоновой кости; в мечтах – открытие собственной мастерской. Андрей никогда не будет работать по специальности. Он получит «корочку» и продолжит заниматься делом, которое, в общем-то, не требует наличия высшего образования.

Мария, 17 лет. Идет на золотую медаль и красный аттестат. За отличную успеваемость расплачивается свободным временем, сном, нервной системой и общением со сверстниками. Маша живет под жестким давлением родителей, возлагающих на нее большие надежды и перекладывающих на ее плечи собственные несбывшиеся планы. Мария поступает на экономический. «Это стабильность, универсальность, уверенность в завтрашнем дне». У самой Маши нет увлечений: «Я не нашла себя». Да и как может найти себя тот, в ком с раннего детства задавили желание к живому поиску?

Статистка и размышления

По статистике, каждый пятый российский студент твердо уверен в том, что не пойдет работать по специальности, среди выпускников вузов лишь 40% нашли работу в соответствии с дипломом.

Для человека в 18 лет выбор дальнейшего жизненного пути практически непосилен. Но его приходится делать – в результате молодые люди попадают в крепостную систему российского высшего образования, и мы получаем миллионы несчастных, неудовлетворенных своей жизнью людей, занимающих не свое место. Понятно, что невозможно изменить молодежь, заставить 18-летних принимать не спонтанные, а обдуманные решения. Значит, нужно изменить систему, сейчас катастрофически ограничивающую их возможности и свободы.

Что делать? Ответы умных людей

Проблема – в консервативности нашей системы образования. А решение проблемы – в изменении этой системы по лучшим западным образцам. Так считает Даниил Александров, декан Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ СПб. Вот что он рассказал «Городу 812»:

«Российское высшее образование находится в маразматическом состоянии преувеличенной специализации; детализация номенклатуры образовательных специальностей чудовищна. Вузы вообще не должны готовить людей по точной специализации, затачивая специалиста для узкой специальности. Предприятиям надо брать на практику лучших студентов независимо от узкой направленности полученного ими образования: если человек хорошо учился, он способен и энергичен – он все освоит на месте.

Сверхспециализация наших вузов в конечном итоге создает совершенно бессмысленную ситуацию. Сейчас у людей есть ощущение, что весь мир открыт – и это правда, – поэтому они делают выбор, а по прошествии некоторого времени обнаруживают, что хотели бы заниматься совершенно другим делом, но выясняют, что свободы они лишились. Из-за надуманной, преувеличенной специализации у студентов практически невозможно поменять специальность.

У нас абсолютно крепостная система: раз уж попал сюда, четыре года будешь мучиться. Там, где у людей есть возможность выбора, падение настроения и энтузиазма всегда существенно меньше.

Западная система высшего образования, гарантирующая свободу выбора учебных курсов, устроена самым правильным образом. Наши же вузы настолько консервативны, что никто не готов отказаться от системы специализации.

Возможно, что несколько вузов в какой-то момент решат эту проблему путем введения существенной свободы выбора студентов и будут продвигать более общие программы. Эти вузы будут на переднем плане – в том числе и мировой науки. Таких учебных заведений будет десять или двадцать на всю страну, а остальные так и будут жить по-старому и продолжать производить специалистов по узким старым направлениям».

Мария Шумилова

Уже забыли, что нам 12 лет назад обещали к 2020: пенсия 35 тыс, МРОТ 40 тыс, 25 млн рабочих мест Как же легко придумать небылиц на 12 лет вперед. Мол, заводы и теплоходы - всё будет, ты, мужик, главное галочку за кого следует поставь. Нехорошо получилось - 12 лет прошло, срок исполнения обещаний подходит к концу, а перспективы успеть выполнить наобещанное стремятся к нулю. Актер Павел Деревянко в роли чиновника (сериал "Домашний арест") Актер Павел Деревянко в роли чиновника (сериал "Домашний арест") План развития до 2020 года Пару лет назад прочитал потрясающий документ от 2008 года №1662-р (за подписью В.В. Путина), который обещает нам, что уже через несколько дней (!) вся страна заживет в невиданном счастье. О чем же в нем говорится? Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества. А если без всех этих общих слов. Есть конкретный цифры? Да, есть и они просто шикарные. Времени на раскачку нет Все нижеизложенное планировали выполнить за 12 лет (приличное количество времени), но что-то пошло не так и план провалился. Хотя, до 2020 года есть ещё почти месяц, вдруг успеют. Всего-то надо: Установление МРОТ на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2 - 2,2 раза) Смотрим прожиточный минимум для трудоспособного населения от 10.09.2019 (Москва) - 20196 руб. Тогда МРОТ должен быть от 40392 до 44431 руб. Когда уже работающие люди действительно начнут получать не меньше 40 тыс? Средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 м2 на человека. На данный момент он около 25 м2 (например в Чехии эта цифра - 40 м2 на человека). Спасибо партии, что не предлагают купить 11 м2 за 2 млн. Я все пропустил? Уже предлагают? Доли расходов на образование и здравоохранение в ВВП составят около 13 - 14 %, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран. На 2019 году расходы на образование в России заложено - 4,1%, на здравоохранение - 3,3% от ВВП. Итого: 7,4%. Не сопоставимо с показателями передовых стран. Средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016 - 2020 годам. Прожиточный минимум пенсионера в Москве на 2019 год составляет 12578 руб. Получаем, что пенсия должна быть около 31445-37734 руб. Граждане пенсионеры, ждать осталось меньше месяца. Пока можете выбрать турпутевки. Снижение уровня абсолютной бедности с 13,4 % в 2007 году до 6 - 7 % в 2020 году, увеличение среднего класса к 2020 году до более 50% населения. Уровень бедности в России в первом квартале 2019 года составил 14,3%, а всем характеристикам среднего класса соответствуют только 7% населения страны. Итого 25 миллионов рабочих мест, инфляция в 3% в год, ВВП по ППС $30000, глобальная конкуренция, эффективные институты, инновации, модернизации и тд. Столько правильных слов было сказано. Искренне хочется увидеть воплощенным в жизнь хоть чего-то из этого списка обещанного, но почему-то вспоминается Михаил Михайлович Жванецкий и его: "мы им обещаем-обещаем, а им все мало".



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.