Не стесняются детей. Почему дети стесняются? Другой вариант игры - "Мяч в кругу"


Попав первый раз в первый класс, он должен выходить к доске и отвечать перед всем классом. Вашему ребенку затруднительно узнать домашнее задание у одноклассника, спросить у учительницы свою оценку. И в его внешкольной жизни замечаете, как ребенок стесняется обратиться к продавцу, чтобы купить мороженое или булочку. А то и вовсе вы за него озвучиваете просьбы.

Если вашему ребенку страшно отвечать у доски, общаться со сверстниками, он робеет перед взрослыми и боязливо себя ведет в обществе, то эта статья для вас.

Откуда стеснительность и застенчивость?

Чувствительный зрительный вектор задает ребенку такое поведение в силу своих особенностей, говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Вектор - это группа врожденных желаний и свойств для их реализации. Рассмотрим зрительный вектор, обладатель которого имеет большую эмоциональную амплитуду: от сильного испуга до наивысшего чувства любви.

Впечатлительны, ранимы и чувствительны. Потому этим детям ничего не стоит расстроиться до слез из-за сломанного карандаша или живо и ярко обрадоваться подарку. Про таких говорят: делают из мухи слона , то есть преувеличивают эмоции, как устрашающие, так и положительные.

«А вдруг меня обидят?»

Когда по каким-то причинам ребенок, находясь в семье, теряет чувство защищенности и безопасности , у него растут различные страхи. В основе лежит страх за свою жизнь, и из-за него ребенку хочется быть менее заметным для окружающих людей. Кажется, что так он избежит опасностей, таящихся вокруг него.

Способность к преувеличениям заставляет его бояться еще больше. Приходя в магазин или выходя к доске, он легко представляет негативный исход: либо осмеют, либо поругают или укажут на ошибки, а это еще бОльший стресс. Вот и решает он, что лучше не выходить отвечать перед классом, не просить подать мороженое в магазине или вовсе не обращаться с просьбой к взрослому.

Быть стеснительным и постоянно бояться спросить то, что тебе нужно - значит лишать себя возможности получить желаемое, необходимое или порой жизненно важное.

Дайте ребенку ощущение защищенности

Системно-векторная психология Юрия Бурлана рекомендует вернуть ребенку чувство защищённости и безопасности, чтобы он снова мог наслаждаться общением, перестал надуманно бояться непонимания, осмеяния. Такому ребенку необходима психологическая, моральная поддержка близких ему людей.


Самое главный человек - это мама. От маминого душевного состояния зависит и психическое равновесие ребенка. Атмосфера внутри семьи также важна для благоприятного развития малыша со зрительным вектором. Ссоры, скандалы, споры с ругательными словами лишают ребенка такого важного чувства - защищенности и безопасности.

«Боюсь опозориться»

Также может «мешать» быть смелым и общительным, как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, анальный вектор. Природная нерешительность и страх опозориться иногда являются причиной скованности и излишней скромности.

Выглядеть глупым в глазах других людей не очень приятно. Тем более, если в памяти сидит подобная ситуация, где он был смешным. Такому ребенку понадобится ваша соразмерная уместная похвала за его любое проявление активности, смелости в общении с другими детьми, людьми. Но, стараясь подталкивать его к взаимодействию с окружающими людьми, не переусердствуйте.

Ведите неторопливую беседу о его одноклассниках, о прошедшем дне, проговаривайте прогнозируемые ситуации, где он будет выглядеть похвально и достойно. В разговорах не акцентируйте внимание на его неуклюжести, скромности, боязливости.

Помогите ребенку открыться людям, миру, общению

Дети со зрительным вектором легко экстравертируются, начинают общаться открыто и с удовольствием, если будут отсутствовать негативные факторы, влияющие на его психику. Если нет страхов и боязни внешнего мира, есть спокойное и уверенное состояние ребенка, то такие дети очень любят внимание к себе, тянутся к публичным выступлениям (танец, стих или ответ у доски).

Дети с анальным вектором, имея положительный опыт или одобрение взрослыми людьми своих поступков, будут активно стараться, чтобы снова и снова услышать слова похвалы в свой адрес. Именно малыши с анально-зрительной связкой векторов наиболее стеснительные.


Подробнее узнать о том, что необходимо дать своему ребенку, чтобы он испытывал удовольствие от общения с другими детьми и взрослыми, можно на бесплатных лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Подарите ему возможность получать обратную связь от общества, которая так важна для его собственной реализации и развития личных качеств и потенциала.

Регистрируйтесь на бесплатные лекции - по ссылке http://www.yburlan.ru/training/ .

Статья написана с использованием материалов

В мире не обойтись без общения. Нужно выстраивать отношения, порой заявлять о себе и спорить. Сложно делать это, когда ты, общаясь с другими, испытываешь чувство неловкости, скованности, страх начать или поддержать беседу, а еще воспринимаешь себя как объект для обсуждения со стороны окружающих. Все это испытывает застенчивый ребенок, который потом имеет все шансы стать несчастным взрослым.

Изменить ситуацию к лучшему можно в детстве, когда родители замечают «тревожные звоночки»: малыш всегда предпочитает уединение играм со сверстниками, впадает в ступор, если надо прочитать четверостишие на утреннике в саду, прячется за спину мамы или бабушки по любому поводу. И если навыки общения не сформировать вовремя, с возрастом побороть застенчивость становится все труднее. Ребенок замыкается в себе. А мама и папа, желая ему помочь, нередко усугубляют ситуацию.

Типичные ошибки родителей застенчивых детей

Родители чаще всего занимают одну из двух крайних позиций:

1. Стремятся всеми силами переделать застенчивого ребенка. Отдают в театральную студию, заставляют вставать на табуретку перед гостями – петь песни и читать стихи и т. д. Иначе говоря, делают все, чтобы ребенок попал в ситуацию, в которой он оказываться не хочет, и одним махом справился со своей застенчивостью. На самом же деле родители создают много ненужного напряжения. У малыша, кроме прочих переживаний, начинает формироваться чувство вины (что не оправдал родительских ожиданий) или страха (ведь угроза наказания тоже страшит).

2. Бездействуют и закрывают глаза на проблему застенчивости. Здесь чаще всего родители исходят из своих корыстных интересов. В психологии есть такое понятие – «вторичная выгода» (допустим, человеку его эмоциональное состояние или даже болезнь приносит какую-то пользу, о которой он сам может и не догадываться). И «вторичная выгода» застенчивости – это «удобный» для родителей ребенок. Некоторые воспринимают стеснительность ребенка просто как некую черту характера и не стремятся как-то изменить ситуацию к лучшему. Они полагают, что у ребенка никакой проблемы нет. Он не шумит, не бегает, никуда не лезет, сидит себе тихонько и молчит. Но между понятиями «удобный» малыш и «счастливый» поставить знак равенства нельзя. Наивно полагать, что застенчивый ребенок вырастет и лет в 15, 20, а то и в 30 скажет: ну все, мне надоело быть застенчивым, больше не буду стесняться. «Спуская на тормозах» ситуацию, родители лишают сына или дочь дальнейшей успешной жизни.

Как же поступить?

Искать золотую середину. Поддерживать застенчивого ребенка, учитывая особенности и причины застенчивости ребенка, оказывать ту поддержку, в которой он нуждается, и помочь ему быть счастливым.

Почему ребенок стесняется? Ищем причины

Чтобы успешно справиться с детской застенчивостью, нужно для начала определить ее причину.

1. Ребенок стесняется в силу возраста

Бывает, что ребенок стесняется чужих людей в силу возрастных особенностей. Например, в 6–9 месяцев, и иногда до 1,5 лет, малыш уже не пойдет так просто к чужим людям. Для крохи в этот момент любой непривычный человек – источник опасности. Так срабатывает инстинкт самосохранения крохи. Это этап развития, и бороться с ним не нужно.

Что делать?

Просто пережить этот период. Относиться с уважением к тому, что ребенок так себя ведет, поддерживать его словами и действиями – быть рядом тогда, когда в комнате много чужих людей и малыш боится.

2. Ребенок стесняется из-за отсутствия опыта

Так часто бывает, если ребенок долгое время рос в семье, в которой общался преимущественно только с папой, мамой, бабушкой или няней и парочкой знакомых детей. К примеру, если он жил далеко от игровых площадок. А бывает так, что до детского сада ребенок в принципе мало общался с детьми, потому что мама или бабушка его от этого всячески оберегали. Если еще и , то проблемы с общением весьма вероятны. Ведь оно может оказаться стрессом. А одной из реакций на стресс является застенчивость ребенка и нежелание идти на контакт.

Что делать?

Учить ребенка общаться с другими детьми. Искать возможности, когда малыш будет сам решать, в меру своих сил, возникающие конфликты, налаживать отношения. Разумеется, и самим родителям нужно быть примером для ребенка, показывать, как это – дружить, общаться, ходить в гости. Помогите ребенку подобрать игры, которые смогут заинтересовать его потенциальных друзей.

3. Ребенок застенчив в новой обстановке

Попадая в незнакомое место, люди с разной скоростью в нем адаптируются: кому-то нужно 2–3 недели, кому-то хватит и пары часов. У детей все так же. Оказавшись в незнакомой обстановке, ребенок нуждается в некотором времени, чтобы освоиться в ней и начать знакомиться с другими детьми.

Что делать?

Здесь важно давать ребенку столько времени, сколько ему понадобится. Не торопите его и не бросайте одного. Просто будьте рядом и, если нужно, держите за руку. Полезно заранее проговорить с малышом, куда вы пойдете, что там будет происходить – праздник ли это в детском центре, или встреча с друзьями. Пообещайте, что если малышу не понравится, вы сразу же уйдете (и, если так случится, сдержите свое слово). Лишним будет чересчур расхваливать то место, куда вы идете. Разочаровав ребенка однажды, восстановить его доверие будет сложнее.

4. Ребенок стесняется из-за неуверенности в себе

Ребенок считает, что он самый плохой и некрасивый и никто не будет с ним играть, поэтому и не стремится к установлению контактов. Как правило, причина в таком отношении к себе идет от родителей, которые осознанно или нет, но внушают ребенку подобные мысли. Бывает, что здесь же имеют место и педагогические ошибки, когда внимание малыша слишком часто акцентируется на промахах, а не на достижениях. Игнорирование ребенка, когда предпочтение в саду или дома отдается другим детям, приводит к тому, что малыш перестает принимать активное участие в коллективных делах, боится лишний раз ответить, дабы не навлекать на себя гнев родителей и педагога. Все это выглядит как .

Что делать?

Менять свое отношение к ребенку. Для этого сначала надо признать тот факт, что малышом вы разочарованы, что он не такой, как вам хотелось. Затем нужно начать отслеживать, когда вы ребенка или игнорируете, или слишком ругаете, и поступать наоборот: повышать его самооценку, чаще хваля не только за какие-то заслуги, но и просто так, целовать и обнимать. Обращать внимание на те его действия, которые привели к результату (раскрасил рисунок, достроил гараж из конструктора, научился кататься на велосипеде), не забывая хвалить и те усилия, которые ребенок на это потратил.

5. Застенчивость ребенка вызвана особенностями темперамента

Считается, что стеснительные сангвиники и холерики встречаются реже, чем робкие флегматики и меланхолики. Если ребенок больше экстраверт, то есть как бы обращен к окружающему внешнему миру, то он, скорее, будет активным и коммуникабельным. А если малыш интроверт и больше ориентирован на свой внутренний мир, то шумные компании, долгое общение со сверстниками ему вообще могут быть неинтересны. Ему и так хорошо.

Что делать?

Разобраться, какой темперамент у вашего ребенка, что им движет во время общения (или не общения) с другими людьми, и осознать его особенности. Можно обратиться за помощью к психологу, который объяснит, что в поведении малыша можно скорректировать, а что нет. Научит, как это сделать, и поможет вам справиться с принятием ситуации.

Каким бы ни был ваш ребенок – озорным непоседой или тихим молчуном, он всегда в вас нуждается. И чем ему труднее, тем сильнее вы ему нужны. Будьте рядом!

Звездные родители

Стас Костюшкин, певец, и Богдан (10 лет):

«У нас с Богданом много общего. Он такой же общительный. Еще я в детстве много плакал. Мне достаточно было услышать от мамы: «Все дети как дети, а ты…» У меня сразу слезы. И Боня ранимый. Стоит ему строго сказать: «Богдан, иди сюда», он подходит, и я вижу, что у него губа уже дрожит. Я сразу начинаю его успокаивать, потому что помню себя в возрасте сына и не пытаюсь переломить его ».

Мария Петрова, фигуристка, и Полина (6 лет):

«Поля не застенчива совсем. Она вообще от нас с мужем многое взяла. Правда, когда вредничает, Алексей говорит, что на меня похожа. Она не покладистая, но мне нравится ее характер. Люблю, когда в детях живет чертенок! В Полине он точно есть! Не знаешь порой, чего от нее ожидать. Озорная! Особенно с бабушками, с которыми она сегодня проводит больше времени, чем с нами».

Не надо навешивать ярлыки. Родители не должны лишний раз подчеркивать застенчивость малыша для окружающих («Не обращайте внимания, он у нас ни с кем не здоровается: »), словно извиняясь за него. Равно как не следует и принижать – намеренно или нет – его достоинства («Уже пять лет, а все чужих боится»). Вместо этого указывайте на сильные стороны его личности, аккуратно пользуйтесь словами, подчеркивающими положительные стороны его поведения (не «стесняется», а действует «осторожно» или «осмотрительно»). Обращайте внимание на моменты, когда он общителен и открыт, а те, когда он ведет себя застенчиво, поскорее забывайте.

Все дети - как дети, а ваш смотрит букой на малышей на детской площадке и боится оторваться от маминой руки? На предложение поздороваться с вашей подругой - опускает глаза в землю и бормочет что-то неразборчивое? Идея выступления ребенка на (даже третьим зайчиком в пятом ряду) кажется вам абсурдной? Что ж, у вас растет маленький застенчивый скромняшка!

Хорошо это или плохо? Давайте разберемся!

Застенчивость - это биология

Маленький ребенок по мере взросления переживает два периода боязни незнакомцев. Первый из них - в возрасте около полугода, когда он уже хорошо различает лица домочадцев и в состоянии идентифицировать посторонних людей. Это забавно описывает американский педиатр Бенджамин Спок в своей книге «Ребенок и уход за ним»

” Осматривать трехмесячного ребенка - одно удовольствие. Когда врач улыбается и разговаривает с ним, он тоже улыбается и двигает ножками и ручками от радости. Пятимесячный ребенок ведет себя иначе. Когда он видит незнакомое лицо, он замирает и напрягается всем телом, несколько секунд пытливо и подозрительно смотрит на незнакомца, затем начинает быстро дышать, подбородок его дрожит и раздается отчаянный крик. В этот период ребенок легко пугается всего незнакомого.

Второй период «подозрительности» приходится на начало социализации малыша: он уже не спит во время прогулок в коляске, а активно познает мир рядом с мамой. И внезапно обнаруживает, что помимо мамы, папы, бабушки, кошки, в мире есть еще множество незнакомых живых существ, и не факт, что контакт с ними будет безопасен. Этот этап характерен для детей 2-4 лет, а доктор Спок и вовсе считает, что самые подозрительные люди - это годовалые дети.

” Мне кажется, самый «подозрительный» возраст - это 13 месяцев. Когда врач пытается осмотреть 13-месячного ребенка, он вскакивает на ножки и пытается сползти со стола на колени к матери. Он рыдает и прячет лицо на груди у мамы, как маленький страусенок. Он бросает на врача гневные взгляды исподлобья. Но он сразу успокаивается, как только осмотр окончен. Через несколько минут он может с интересом разглядывать кабинет врача и даже подружиться с «злодеем-доктором».

Итак, застенчивость, боязнь незнакомцев - все это совершенно естественные реакции для ребенка, который учится разграничивать мир на «своих» и «чужих». Беспокоиться по этому поводу не нужно, наоборот - тревогу должна вызывать готовность ребенка подружиться с каждым встречным и уйти от мамы с любой тетей.

Стеснительность: все хорошо в меру

Если стеснительность - это наша естественная реакция, то, может быть, стоит ее поощрять? Действительно, сколько раз мы слышали, что «скромность - лучшее украшение девушки», а выпячивать себя на передний план - некрасиво и бестактно.

Тут стоит сказать, что все хорошо в меру. У всех разные характеры, разные темпераменты; кто-то в любой компании чувствует себя как рыба в воде, а кто-то испытывает дискомфорт, становясь центром всеобщего внимания.

Где же критерий «нормальности»? Он прост: застенчивость не должна мешать, ни ребенку, ни взрослому.

Если из-за своей стеснительности вы не спрашиваете дорогу в чужом городе, нарезая круги по незнакомым улицам; не расслышав важную информацию, боитесь переспросить; не готовы представиться человеку, с которым хотели бы познакомиться, - нужно срочно принимать меры!

И, конечно, совершенно не нужно, чтобы стеснительность ребенка приобрела такие мучительные формы. Как и почему это может случиться?


«Школа застенчивости» - как ребенок начинает стесняться

Бывает, что заурядные житейские ситуации становятся причинами развития трудно изживаемых психологических комплексов. Обращайте внимание на такие опасные моменты!

Провальное выступление

Даже для уверенных в себе детей выступление перед публикой - это стресс. Заученные намертво танцевальные па и строки стихов сами собой испаряются из памяти. В голове становится звонко и пусто, и чувствуете вы себя при этом необычайно глупо. С вами тоже случалось такое, да? У детей после таки провалов порой возникает мысленный знак равенства: публика = глупое, неудобное положение.

Отвергнутое предложение

Попытка познакомиться с другими малышами на детской площадке, вступить в игру, может оказаться плачевной. Если компания уже давно развлекается вместе, правила игры всем хорошо знакомы, кто же захочет прерываться ради незнакомца? Особо впечатлительным детям даже не требуется собственный негативный опыт - достаточно оказаться зрителем подобной сцены, чтобы годами набираться смелости для знакомства с компанией ровесников.

Паровоз и вагончик

Часто застенчивыми оказываются дети веселых, активных, раскрепощенных родителей. У них просто нет ни малейшей возможности проявить хоть какую-то инициативу - между ними и миром всегда стоит веселая и энергичная мама, которая уже познакомилась с малышами в песочнице и уже вступила в азартное состязание по лепке куличиков. В лучшем случае ребенок движется «в кильватере» мамы, а в худшем, когда она не чувствует, что дети не принимают ее на своей территории, старается дистанцироваться и от детей, и от мамы. «Да вы что, я не с ней, как вы могли подумать!» - словно говорит малыш, нахохлившись на другом краю игровой площадки.

Безжалостная критика

Наконец, застенчивые дети вырастают у строгих родителей-перфекционистов. «Делай идеально или не делай вовсе» - вот что они слышат с детства. Но первый опыт чего угодно никогда не будет идеальным, а ребенок убеждается, что не стоит демонстрировать миру ни свои труды, ни таланты, да и самого себя, неидеального, лучше попридержать в уголке.

Как помочь ребенку, если он излишне застенчив

Большинство этих ситуаций, как вы уже заметили, можно не просто избежать, но позволить ребенку действовать легко и эффективно. Правда, о многих вещах нужно позаботиться заранее!

Репетируйте

Когда вы занимаетесь с ребенком дома, обязательно проигрывайте бытовые ситуации, используя куклы, машинки, мягкие игрушки… тема игры должна быть узнаваема и очень конкретна: встреча приятелей в магазине, знакомство с новыми персонажами. Важно, чтобы ребенок по очереди выступил в такой игре во всех ролях, запомнил стереотипные диалоги: здравствуйте, меня зовут так-то, а как зовут тебя? Как только малыш свободно почувствует себя в такой игре, он будет готов применить эти навыки и в жизни.

Маленькая хитрость: вежливость помогает от застенчивости! Если ваш ребенок автоматически говорит «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «до свидания» - то он уже на 90% вступил в диалог!

Научите полезным приемам

Маленькая хитрость: если новые знакомые немного младше вашего ребенка - это дополнительно усилит его позицию и придаст ему уверенность.

Помните, что воспитание - процесс интимный

Маленькая хитрость: обсуждая ребенка с другими людьми - родственниками или знакомыми - ведите себя так же, как если бы вы говорили о взрослом человеке.

И последний совет: не заслоняйте малыша собой, но будьте «в зоне доступа», чтобы он чувствовал, что всегда может укрыться в ваших объятиях от кратковременных бурь недружелюбия, которые случаются в его удивительном солнечном мире!

Часто можно наблюдать такую картину: ребенок в транспорте или на прогулке бойко общается, поет песни, рассказывает стихи, но стоит заинтересованным взрослым, чаще всего случайным свидетелям, обратить на его выступление внимание, что-то сказать или попросить еще спеть-станцевать, как малыш резко замолкает, его запал пропадает, и сам он жмется к родителям.

«Застеснялся», - объясняют они такое поведение, а сами недоумевают, отчего это? Ведь только что ничего не стеснялся!

Стеснительность может быть просто реакцией на незнакомую ситуацию, особенностью возраста или устойчивой чертой личности. Чтобы понять, с чем именно вы имеете дело, нужно разобраться, почему ребенок ведет себя именно так, что служит причиной.

Почему ребенок стесняется: загадка для родителей

У каждого возраста свои особенности. Стеснительность является особенностью дошкольного возраста. В этот период жизни вокруг ребенка появляется много взрослых людей, которых он до этого не знал: воспитатели детского сада, педагоги групп раннего развития, руководители кружков, знакомые родителей, и т.д. естественно, ребенок стесняется взрослых, которых он не знает, особенно если они просят его о каких-либо публичных выступлениях: что-то рассказать, спеть, или даже просто представиться перед группой.

Это сложно подкорректировать. Вы можете до бесконечности внушать ребенку, что стесняться не стоит, однако он раскрепостится только с возрастом, когда освоится в мире. Родители могут лишь ускорить этот процесс, ненавязчиво вводя ребенка в общество. Стеснительного малыша стоит почаще брать с собой в разные интересные места, где много людей, которые не станут проявлять к нему излишнего интереса. Подойдут детские площадки, кафе, даже торговые центры. Видя вокруг себя много чужих людей, ребенок со временем привыкнет, что они не несут для него угрозы и стеснительность постепенно уйдет.

Ребенок стесняется в садике: как преодолеть неуверенность?

Если в садике ребенок стесняется не только воспитателей, но и других детей, то важно понимать, является это признаком адаптации к коллективу – или самостоятельной проблемой. В первом случае все нормализуется само, в течение первых месяцев, особенно если в сад малыш будет ходить регулярно, не пропуская его. Во втором – стоит оценить степень стеснительности. Возможно, ребенок стесняется выступать на публике, но в обычной жизни он активен и общителен. Это обычная ситуация. Не все взрослые могут свободно чувствовать себя перед аудиторией, кому-то это в жизни и не требуется.

И все же, если хочется, чтобы ребенок был в садике более активным и раскованным, стоит повысить его уровень уверенности и снизить тревожность. Выступать на публике можно сначала дома, перед родителями, бабушками и дедушками, разыгрывая сценки или рассказывая стихи. Большим интересом пользуются и фокусы, только их сложность должна соответствовать возрасту. Что делать, если ребенок стесняется?

Для начала, не надо внушать ребенку, что стесняться – плохо, и что он всеми силами должен преодолеть эту черту, а иначе… Страшилки родителей повышают тревожность, это снижает самооценку малыша, и он еще больше замыкается. Порочный круг.

Cтоит принять стеснительность ребенка как данность и перестать пытаться ежедневно повлиять на его характер, переделать. Ваш ребенок стеснительный? Это не плохо и не хорошо, это просто есть. Не факт, что так будет всегда, но сейчас – это так. Многие взрослые, в детстве страдавшие от своей стеснительности вспоминают не о том, что стеснялись, а о том, как этим были недовольны их родители.

Затем было бы неплохо повысить общую уверенность ребенка в себе, своих силах и способностях. Это наиболее эффективный способ научить ребенка не стесняться. Постоянно хвалите его за малейшие положительные сдвиги в поведении, и главное, своим примером показывайте, как хорошо быть раскованным и свободно общаться. Если из-за неуверенности в своих знаниях ребенок стесняется отвечать на уроке – поработайте над проблемным предметом, объясните непонятые темы или наймите репетитора. Самый простой способ решить эту проблему - заинтересовать ребенка предметом, показывая ему интересные фильмы или рассказывая об удивительных фактах, связанных с ним. В помощь заботливым родителям школьников созданы энциклопедии в аудиоформате, которые можно слушать, например, в дороге.

Внешность и ее восприятие

Если ребенок стал стесняться своей внешности при ее изменении в связи с наступлением подросткового возраста, имейте в виду – это «заслуга» значимых для него взрослых, чаще всего – семьи. Что бы ни говорили сверстники – подросток все пропускает через уже имеющееся у него представления о себе.

Большинство подростков – кладезь комплексов. Слишком толстый, слишком худой, слишком высокий или слишком маленький, лопоухий, кривоногий… какие только признаки не приписывают себе вполне симпатичные мальчишки и девчонки. И когда обидные слова попадают в цель – тогда уверенность в себе и пошатывается.

Но изначально такое представление о своих недостатках формируется от нечаянно (хочется верить, что не специально) сказанных родителями слов.

«Не надевай это платье, эта модель для стройных, не для тебя»….
«Зачем тебе дорогая косметика, ты же не участница конкурса красоты»….
«Не лезь в драку, ты слишком слабый, чтобы противостоять хулиганам»….
«Учись хорошо, с твоей внешностью ты вряд ли удачно выйдешь замуж, придется зарабатывать самой»…
«Не расстраивайся, что эта девочка отказалась встречаться с тобой – похудей для начала, начни бегать по утрам, а потом будешь бегать за девочками»…

Чаще всего родители хотят совсем другого: подсказать, уберечь, направить, а подросток лишь обрастает новыми комплексами.

Родители могут сделать лишь одно: увидеть в своем подрастающем ребенке то лучшее, что в нем есть, а этого немало. Понятно, что угловатый и постоянно вредничающий подросток – это не милый малыш, которым он был не так давно. Вот только взрослые часто замечают ухудшения и совсем пропускают мимо улучшения, которых тоже немало.

Да, ребенок стал хуже учиться, он уже не отличник, поскольку вместо уроков пропадает на репетициях со своими друзьями – пишут и поют песни. Но зато их музыкальная группа состоит из талантливых ребят, их приглашают выступать на школьные праздники и сверстникам нравится их творчество.

Дочка перестала носить так любимые мамой «принцессишные» платья и отстригла косу, которую отращивала всю жизнь. Зато она стала самостоятельной – участвует в жизни школы, лидер в классе и даже организовала волонтерское движение со своими единомышленниками.

Дети, уверенные в себе, не станут стесняться, даже если посторонние будут пытаться их смутить или обидеть, просто потому, что обидным репликам не за что будет уцепиться. Взрастить в наших сыновьях и дочерях сознание собственной ценности и уникальности – наша, родительская задача, и справиться с ней полноценно могут те взрослые, которые взрастили эти качества в себе. Так что, как обычно, прежде всего, приходится работать именно над собой.

И в заключение…

Если ваш малыш стесняется – не придавайте этому факту чрезмерного значения. Покажите рабанку, что быть открытым и активным весело и безопасно.

Дошкольник стесняется заниматься в школе раннего развития или в кружке, сидит и молчит? Посидите на первых порах с ним вместе – большинство педагогов не возражают против присутствия родителей. Рядом с вами малыш освоится в новой обстановке, и потом будет с радостью бежать на занятия и уверенно отвечать на вопросы.

Школьник стесняется учителя, стесняется даже попроситься в туалет, когда это необходимо? Объясните, что учитель, несмотря на свой грозный вид, ничем ребенку не угрожает, он учит новым и интересным вещам, показывает увлекательные фильмы, водит на экскурсии. А учителю объясните, что ваш ребенок еще не освоился и не всегда может проявить активность, даже если и знает правильный ответ. Пусть педагог время от времени спрашивает и его, а не только тех, кто беспрестанно тянет руку и выкрикивает версии.

Будьте рядом со своим ребенком, не физически – так морально, поддерживайте его, отмечайте его успехи, а к неудачам относитесь без трагизма и философски: не вышло сейчас, в следующий раз обязательно получится.

Проблема стеснительности взрослого человека не возникает на ровном месте – ее корни родом из детства. Застенчивый ребенок не вызывает проблем с воспитанием, а потому считается примером для подражания и только с годами эта черта характера начинает вызывать беспокойство.

Почему ребенок стесняется?

Причин для того, чтобы малыш стал стеснительным, несколько и определить их удается не всегда. Ребенок стесняется если:

  • у него имеется биологическая предрасположенность, доставшаяся в наследство от стеснительных родителей;
  • в семье высмеивается проблема, когда застенчивый ребенок не получает поддержки и ситуация усугубляется;
  • ребенок был в сложной для него стрессовой ситуации (переезд на новое место жительства, смена школы, смерть родных);
  • его постоянно , избрав мишенью насмешек.

Ребенок стесняется – что делать в этой ситуации не всегда понятно, ведь многое зависит от возраста и конкретики проблемы. В любом случае, если ребенок стесняется отвечать на уроке, или же проблема возникла в садиковом возрасте, существует много приемов, которые позволят родителям положительным образом повлиять на ситуацию. Важно, использовать эти методы параллельно друг с другом и не опускать руки, ища все новые способы:

  1. Деткам постарше можно рассказать о собственной застенчивости, которая имела место в жизни родителей. Если ребенок поймет, что он не одинок в своих переживаниях, ему будет легче преодолеть свою стеснительность.
  2. Когда ребенок стесняется в садике, то шансы сделать его общительным намного выше. Чаще бывайте с ним в общественных местах: на выставках, в цирке, на детских утренниках, чтобы у него было как можно больше возможностей для общения. Хорошо, если малыш постепенно «обрастет» своими собственными друзьями, с которыми у него будут общие интересы.
  3. Необходимо обязательно поощрять застенчивого ребенка за его активность , проявление инициативы в общении, за малейший положительный сдвиг.
  4. Ни в какой ситуации нельзя, чтобы застенчивый ребенок слышал от родителей и домочадцев любые насмешки в свой адрес по поводу стеснительности, неправильной речи, незнания общеизвестных фактов.
  5. Для исправления ситуации необходимо использовать с малышом ролевые игры , где будут использоваться ситуации, которые страшат его больше всего.

Застенчивые дети дошкольного возраста


Когда застенчивый ребенок в детском саду стесняется рассказать стихотворение или танцевать на утреннике, взрослые (родители, воспитатели), всеми силами стараются исправить ситуацию. Но вместо этого малыш все больше замыкается в себе. В присутствии посторонних, ребенок чувствует себя еще более уязвимым, когда он слышит в свой адрес нелицеприятные эпитеты. Если найти правильный подход (а лучше всего это сделать при помощи детского психолога), то в возрасте до 5 лет вполне реально хотя бы частично побороть излишнюю скромность.

Застенчивые дети в школе

Если ребенок стесняется отвечать на уроке, советы психолога включают правильную подготовку в которую входит:

  • посещение логопеда и корректировка речи;
  • для развития мышления;
  • позитивное отношение к ребенку в семье;
  • правильный настрой на учебу;
  • посещение различных кружков по интересам, максимальный контакт со сверстниками.

Застенчивый ребенок – как преодолеть страх общения

О том, как научить ребенка не стесняться, знают детские психологи, но в исполнение их рекомендации будут родители, так как им малыш доверяет больше всего. Самое ценное и простое, что ребенку могут дать родственники – общение. Чем больше времени провидится вместе, когда занятия вызывают неподдельный интерес обеих сторон, тем большего результата можно ожидать. Для самых маленьких сказки и игровые ситуации станут отличным подспорьем в борьбе с робостью.

Игры для застенчивых детей дошкольного возраста


Существуют разнообразные игры для застенчивых детей, которые помогут малышу стать более раскованным. Использовать их нужно по нескольку раз в день, постоянно чередуя и подбирая новые:

  1. «Комплименты», «Самый хороший», «Пожелания». Эти игры повышают детскую самооценку, помогая расширить словарный запас и уметь слушать в свой адрес положительные высказывания.
  2. «Зоопарк». Такая игра поможет малышу перевоплотиться из слабого зайчика во льва и суметь высказаться и дать отпор более сильному хищнику.
  3. «Отвечай, не зевай!», «Поймай мячик». Такие спортивные состязания подойдут для тех, кто теряется, когда на него обращают внимание.
  4. «Живые игрушки», «Поймай меня». Эти игры направлены на тактильное раскрепощение.
  5. «Гуси и волк». При помощи активных подвижных игр, дети учатся сбрасывать лишнее напряжение.

Сказки для застенчивых детей

Когда родители не знают, как отучить ребенка стесняться, то . Переживая за любимых героев и отождествляя себя с ними в непростых ситуациях, схожих с реальными, такие занятия лучше всего подходят малышам в возрасте от трех до семи лет. Самые разнообразные сказки, обыгрывающие различные ситуации можно найти во всемирной сети или придумать самостоятельно. Главное – чтобы они имели простое повествование и логическое завершение. Застенчивый стеснительный ребенок



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.