Как безопасность влияет на имидж. Формирование привлекательного имиджа предпринимательской единицы. Фигурирование имен организации в средствах массовой информации

Имидж организации можно рассматривать как существующую в сознании людей систему образов и оценок.

Понятие имиджа организации включает две составляющие:

1. Описательную (или информационную) составляющую, которая представляет собой образ организации.

2. Оценочную составляющую, которая существует в силу того, что любая информация об организации побуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, могут приниматься или отвергаться, и это напрямую связано с отношением к организации.

Образ и оценка поддаются лишь условному концептуальному различению. В реальности они неразрывно связаны. Имидж организации может быть позитивным, негативным, нечетким. Целью организации является формирование позитивного имиджа. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Он облегчает доступ организации к различным ресурсам: финансовым, информационным, человеческим, материальным. Успешный процесс формирования корпоративного имиджа требует планирования, организации и контроля.

Неотъемлемым атрибутом любой системы является структура. Структура

имиджа организации включает восемь компонентов (или составляющих):

1.Имидж товара (услуги) - представления людей относительно уникальных характеристик которыми, по их мнению, обладает товар.

2. Имидж потребителейтовара включает представления о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках потребителей.

3. Внутренний имидж организации- это представления сотрудников о своей организации. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально психологический климат.

4. Имидж руководителя или основных руководителей организации включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, и внешности руководителя.

5. Имидж персонала - это собирательный, обобщенный образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты.

6. Визуальный имидж организации - представления об организации, субстратом которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию об интерьере офиса, торговых и демонстрационных залах, фирменной символике организации.

7. Социальный имидж организации - представления широкой общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества.

8. Бизнес-имидж организации - представления об организации как субъекте деловой активности.

Имидж организации обладает относительной стабильностью. Что касается организации, то требуется длительное время и большие усилия, чтобы изменить представления о ней людей.

Особое значение имидж имеет для крупных и хорошо известных организаций. Такая организация на виду общественности и в центре внимания средств массовой информации. Поэтому крупные организации постоянно работают с общественным мнением. Эта работа направлена на обеспечение благоприятного поведения общественности в отношении организации.

Отношение общественности к организации может быть опосредовано уже сформировавшимся отношением к системе, в которую включена организация как составляющая. Так, представление о конкретном банке неизменно включает представление о банковской системе в целом и оценку ее деятельности. Данная опосредованность может оказывать как положительное влияние на имидж конкретной организации, так и отрицательное.

Таким образом, процесс создания имиджа - это постоянный процесс совершенствования стиля и философии компании, разработки новых атрибутов и совершенствования старых, пересмотр идей и поиск новых подходов.

Внешний имидж. Исследования показывают, что 83% решений мы принимаем, основываясь на визуальной информации. Мы внимательно осматриваем человека, офис или вещь и решаем, хотим ли мы иметь дело с таким партнером или нет. Вот и получается, что никогда внешность делового человека не имела такого значения, как сейчас. Никогда бизнесмены так не заботились о своем внешнем имидже, как в наше время. Так или иначе, этого требует от нас стремительно развивающееся общество. Составление плана по внешнему имиджу означает тщательный анализ всего того, что в первую очередь бросается в глаза обществу и конкретному покупателю.

То, что между нашим обликом и успехом существует прямая связь, доказывают и научные исследования. Они ясно показывают, что для профессионала необходима одежда, соответствующая стандартам внешнего вида, и все же миллионы интеллигентных людей отказываются принимать эти исследования всерьез. Чаще всего о руководителе компании, судят по стандартам внешнего вида ее сотрудников. Самая главная причина проблем с внешним видом сотрудников - отсутствие понимания. Другими словами, люди не понимают, как их внешний вид влияет на имидж всей компании. Иначе никто из них не появлялся бы на работе в том виде, который они считают нормальным.

Часто свое негативное воздействие оказывают образование и домашнее окружение молодых сотрудников. Поэтому руководитель вынужден самостоятельно определять стандарты внешнего вида сотрудников. В этом смысле руководство должно являть собой пример их соблюдения, однако одного «ходячего» образца явно недостаточно.

Каково же решение этой проблемы. Необходимо подробно изложить принятые в вашей компании требования к внешнему виду сотрудников. Многие сотрудники согласятся с вами, если причины введения этих правил будут им понятны. Необходимо сразу же знакомить с ними вновь принятых на работу сотрудников, иначе разговор с кем-нибудь из них о внешнем виде тогда, когда в коллективе уже успели сформироваться определенные отношения, станет для менеджера по персоналу самой сложной в его работе задачей. Широко известен тот факт, что, если сотрудники получают возможность самостоятельно выбирать себе деловую одежду, границы стандартов внешнего вида нарушают наиболее профессиональные работники.

Кроме того типичной ошибкой является то, что руководители многих крупных компаний считают профессионализм в одежде и внешнем виде делом само собой разумеющимся, поэтому они уделяют так мало времени и внимания этому вопросу. Это мнение ошибочно, и таким руководителям можно посоветовать обязательно найти время, чтобы объяснить отношение компании к форме одежды своих сотрудников и дать необходимые разъяснения. Кроме того, хотелось бы отметить, что профессиональная одежда порождает профессиональное поведение, другими словами, одежда и поведение взаимосвязаны.

Единственный производственный фактор, влияющий на репутацию бизнеса, - качество продукции. Для большинства компаний важность качества продукции очевидна. При плохих потребительских свойствах товара компанию не спасут ни прекрасные связи с общественностью, ни безукоризненное обслуживание покупателя. Реклама может привлечь покупателя, но если он будет недоволен товаром или качеством услуг, то позитивный имидж такой компании долго не просуществует. Необходимо следить за качеством продукта и много и упорно работать.

К области осязаемого имиджа, который мы воспринимаем всеми пятью чувствами, относится все, начиная от лозунга компании до ее месторасположения. Название фирмы и ее лозунг - самые заметные элементы в системе имиджа. На создание наиболее эффективного варианта этих двух элементов стоит потратить время и деньги. Особенно это важно для недавно созданных компаний.

Название и лозунг компании сообщают людям о том, что это за компания, они должны четко отражать профиль ее деятельности. Название фирмы имеет очевидное воздействие на людей. Чем короче название, тем сильнее его эффект. Оно также должно легко запоминаться. В бизнесе во всём мире название корпораций считается настолько важным, что ежегодно, после консультаций с профессионалами, его изменяют тысячи компаний.

Внешний имидж компании должен быть ясным и привлекательным для клиентов. Также необходимо периодически перестраивать имидж, постоянно укрепляя его. Не надо каждый раз все кардинально изменять. Название компании должно присутствовать на знаке, фирменном бланке, визитках, упаковке продукта – на всем, что представляет компанию людям. Чтобы усилить воздействие имиджа, необходимо унифицировать все его составляющие.

Важной составляющей внешнего имиджа компании является реклама. Люди узнают о новом продукте или услуге в основном с помощью рекламы. Некоторые виды рекламы используют мощный имидж, другие - нет. Телевидение перевернуло наш взгляд на жизнь в XX веке. За последние сорок лет мы превратились из общества читателей в общество телезрителей. Сегодня мнение о людях и товарах мы составляем на основе визуальных образов, символов и краткого, тщательно составленного текста. В этом смысле реклама, печатная и электронная, поднялась до уровня науки. Самая главная проблема у тех, кто делает сегодня рекламу, - конкуренция. Поражает тот объем информации о товаре, который обрушивается на покупателя. Кроме рекламы в газетах, по радио, на рекламных щитах вдоль дороги, в вечерних телепередачах и журналах, на долю обыкновенного российского потребителя ежедневно приходится столько коммерческих рекламных сообщений, что большая их часть просто не воспринимается им. Только самая эффективная реклама доходит до человека и влияет на него.

Сегодня, в самый разгар конкурентной борьбы, создание рекламы необходимо поручать только профессионалам. Даже если речь идет о написании рекламного объявления в местную газету или рассылке рекламы по почте, все равно это любительское начинание вряд ли привлечет внимание потребителя, ибо ему придется конкурировать с сотнями других коммерческих объявлений, составленных профессионалами. И здесь, пожалуй, главная проблема состоит в том, как выделиться из общей массы, даже если создание рекламы поручено профессионалам.

Сегодня эффективная реклама привлекает внимание потребителя не только своим профессиональным уровнем, но и эмоциональным воздействием на людей. Вряд ли все рекламные агентства понимают это, поэтому, прежде чем поручить какому-либо из них создание своей рекламы, изучите его предыдущие работы.

Таким образом, можно сказать, что на внешний имидж влияют такие факторы как внешний вид сотрудников, качество продукции, лозунг, месторасположение и реклама. По данным характеристикам можно в целом судить о корпоративном имидже вне организации.

Внутренний имидж организации. По сравнению с внешним, внутренний имидж труднее поддается корректировке, но он значительно более важен для репутации компании и ее успешной деятельности. Преданность сотрудников своей компании и энтузиазм по отношению к обслуживанию покупателей - сердцевина внутреннего имиджа.

Опыт показывает, что большинство сотрудников даже не подозревают о том, какое влияние они оказывают на восприятие покупателем компании, в которой они работают. Совет, который можно дать работникам любой компании, прост: или вы всегда отзываетесь о своем начальстве и своей работе только положительно, или бросайте эту должность и находите ту компанию, работой в которой вы будете гордиться. Этот совет относится к сотрудникам всех уровней.

Исходя из сказанного: внутренний имидж – это имидж компании глазами ее сотрудников, имидж, который возникает у покупателей при общении с ее сотрудниками. Проще говоря, негативный внутренний имидж означает неизбежную потерю компанией покупателей и утрату репутации. Исследования показывают, что сохранение постоянного покупателя стоит в пять раз меньше приобретения нового. Даже самые известные компании берегут свой внутренний имидж и стараются поддерживать моральный настрой работников. Командный дух и моральный настрой работников определяют, станет ли компания, имеющая большие планы и талантливых сотрудников, известной на весь мир или она оставит в истории лишь легкий след.

Пожалуй, ни одна потребность сотрудника не имеет такого значения для поднятия морального настроя и укрепления преданности компании, как желание работников быть в курсе деятельности своей компании. Одной из основных обязанностей руководства должно стать постоянное ознакомление сотрудников с концепцией развития компании. Принадлежность к компании с высокими стандартами внешнего вида и поведения поднимает моральный настрой нового сотрудника. Но некоторые руководители опасаются, что поддержание высоких стандартов внешнего вида и поведения может отрицательно сказаться на качестве труда сотрудников. Ничего подобного - как раз наоборот. Сам факт того, что компания нанимает на работу только хороших работников и тем самым поддерживает высокие стандарты, увеличивает ее привлекательность в глазах кандидатов на вакантные места. И конечно, укрепляет командный дух тех, кто уже там работает.

Изложение четких стандартов поведения и внешнего вида в письменном виде значительно облегчает решение проблем. Инструкция с изложенными в ней стандартами поможет вам начать любой разговор такого рода. Прекрасно, если разработка стандартов, должностных инструкций ведется одновременно с созданием компании, еще до приема на работу первого сотрудника. Предварительная работа укрепляет имидж компании и в будущем экономит время при решении проблем, связанных с сотрудниками.

Современные компании, в которых работают лучшие менеджеры, стараются удовлетворить и другое стремление своих сотрудников: потребность в уважении.

Американский филиал японской компании Honda, например, для того чтобы создать в компании атмосферу равенства, упразднил традиционные привилегии руководства. Нет больше отдельных автостоянок. Все питаются в одном кафетерии. Руководители и рабочие носят одинаковую униформу. Кроме этих символических жестов Honda поощряет участие своих рабочих в принятии решений, разработке расписания сверхурочной работы и смен, что всегда было прерогативой менеджмента.

Одна из самых сильных потребностей сотрудников компаний - необходимость в усовершенствованной системе внутренней корпоративной связи. Исследование среди работников крупных финансовых корпораций показывают, что на первом месте в списке их жалоб оказалась плохая связь между подчиненными и руководством и чувство того, что начальство не уважает своих сотрудников. Когда подчиненные вовлечены в двустороннюю связь, когда их постоянно ставят в известность о происходящем в компании, они чувствуют, что их ценят и им доверяют. А это, в свою очередь, рождает позитивное отношение сотрудников к компании. Отлаженная корпоративная связь значит больше, чем просто распределение постоянного потока информации. Она также включает в себя изучение менеджерами мнений сотрудников и личный контакт с ними.

Руководители Honda, к примеру, каждые два месяца в течение часа ходят по заводским корпусам и беседуют с сотрудниками компании, предложившими лучшие идеи по усовершенствованию производства.

Потребность сотрудников в творчестве и возможность внести личный вклад в дело компании, тесно связаны со стремлением к устойчивой двусторонней связи. Нам всем кажется, что мы обладаем уникальными талантами, что мы особенны и не похожи на других. Когда мы получаем шанс проявить свои творческие способности в работе, мы чувствуем свою значимость для компании. Никому не удастся сохранить высокий моральный настрой, если он ощущает себя маленьким винтиком корпоративной махины. Если дать возможность сотрудникам сделать хотя бы небольшой вклад в общее дело, их моральный настрой значительно повысится. И наоборот, если руководители отделов считают, что хорошие идеи рождаются только в их головах, мотивация к работе и настроение служащих опускаются ниже нулевой отметки. Творческий вклад сотрудников в дело компании приносит ей успех.

Потребность в том, чтобы нашу работу ценили, затрагивает самые глубинные струны человеческой души. Мы можем свернуть горы, если чувствуем, что нас ценят, и не хотим и пальцем пошевелить, если чувствуем себя недооцененными.

Для того чтобы выразить свое одобрение подчиненным и коллегам, не стоит придумывать грандиозные мероприятия, реализация которых отнимет у вас массу времени. Самое простое и самое ценное, что можно сделать, - послать коллеге записку со словами похвалы и высокой оценки. Работники, которых ценит руководство, будут ценить своего покупателя. И клиент обязательно это почувствует.

Потребность в признании и награде родственна стремлению работников к высокой оценке со стороны окружающих. Признание заслуг работника - это высокая оценка его вклада в общее дело в присутствии коллег. Похвала сотрудника на глазах его сослуживцев приносит двойную пользу, ибо эффект ее воздействия удваивается. Поощрение служит немедленной наградой за хорошую работу актеру, музыканту, сатирику, профессиональному оратору или священнику. Они получают его в виде смеха, аплодисментов и оваций. Каждый из нас нуждается в таком же признании, и любому из нас хочется его получить.

Очень умно поступает та компания, которая понимает потребность своих работников в поощрении. Совсем не обязательно, чтобы награда была дорогой и заумной. Это может быть внеплановый выходной, подарок, букет цветов, билеты на спортивное соревнование или даже приглашение на вечеринку в офисе.

Внимание к сотрудникам возвращается сторицей преданностью работников компании, удовлетворению от своей работы, а стало быть, и повышению в их глазах имиджа и престижа компании. Никто не может принести большую пользу корпоративному имиджу компании, чем сотрудники, которые гордятся своей работой.

Таким образом, можно сказать, что на внутренний имидж не менее важен для компании, чем внешний. На внутренний имидж влияют такие факторы как преданность сотрудников, представления о компании, потребность в уважении, потребность в двусторонней связи, потребность в творческой работе, потребность в высокой оценке окружающих, потребность в признании и награде, а также потребность в росте и продвижении. Внутренний имидж компании, учитывающей все вышеперечисленные факторы, будут весьма высок. А работа такой компании будет более эффективна.

5. Социальная ответственность бизнеса

Социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом и регулирующими органами требований или же сверх этих требований.

В обществе сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным корпоративным членом обслуживаемых сообществ. Формирующаяся на этой основе точка зрения сводится к тому, что организации должны ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителей и т.п.

Споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

· Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы.

· Изменение потребностей и ожиданий широкой публики.

· Наличие ресурсов для оказания в помощи в решении социальных проблем.

· Моральное обязательство вести себя социально ответственно.

Аргументы против социальном ответственности:

· Нарушение принципа максимизации прибыли.

· Расходы на социальную вовлеченность.

· Недостаточный уровень отчетности широкой публике.

· Недостаток умения разрешать социальные проблемы.

Продукт и его качество, уровень сервиса, ценообразование – эти параметры важны в деятельности любой компании. Но то, как она воспринимается клиентами и конкурентами, во многом зависит и от её имиджа. Он формируется независимо от того, работают ли над ним в компании специально или нет. Марина Мелия, психолог с многолетним стажем, в своей книге «Бизнес – это психология», даёт практические советы о том, как определить подлинный образ своей фирмы и как его улучшить. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем её ключевые идеи.

Как заставить имидж компании работать на нас

Имидж компании формируется независимо от того, занимается этим кто-либо целенаправленно или нет. И очень важно создавать образ осознанно. Сегодня руководители многих компаний это понимают: неслучайно семинары и консультации по построению имиджа пользуются большой популярностью.

Однако имидж организации - это не только узнаваемый бренд, манеры общения сейлз-менеджеров и звучащая по радио реклама. Это сложная целостная система, в которой нет несущественных мелочей.

Мой многолетний опыт позволяет выделить основные принципы, опираясь на которые можно создать эффективный имидж. В основе - та же триада, что и при построении имиджа индивидуального: «цель», «люди», «я» (здесь - индивидуальные особенности компании). И «зона имиджа» - пересечение этих трёх условных окружностей.


Цель

Прежде всего, нужно ответить на вопросы: каковы миссия организации, цель, стратегические ориентиры, какие направления являются приоритетными, какие продукты и услуги необходимо продвигать и т. п. Если есть чёткое понимание этого, тогда становится очевидным, какие элементы имиджа будут работать на вас, а какие против, чего явно не хватает, а что является лишним.

Люди

На кого конкретно направлен имидж, кто является целевой аудиторией организации? В большинстве компаний в первую очередь это клиенты. Часто важной аудиторией становится также профессиональное сообщество.

Существуют и различные агенты влияния, например, авторитетные люди, эксперты, госчиновники и т.д. Нельзя забывать о мнениях и ожиданиях внутренних потребителей имиджа - тех, кто работает в компании. Какая из этих групп выйдет на первый план, зависит от деятельности компании и её целей. Обозначив целевой сегмент, можно, например, чётко определить круг изданий, где публикация статей о компании и её рекламы будет наиболее эффективной; наметить мероприятия и акции, в которых стоит принимать участие; спланировать расположение магазинов и выставок; выбрать стиль сувенирной продукции и т. д. и т. п.

Я (индивидуальные особенности компании)

Каковы индивидуальные особенности компании, конкурентные преимущества, что отличает её от других и выделяет на общем фоне? Сильные стороны нужно уметь грамотно подчеркнуть, и они будут работать на вас и в бизнесе, и в имидже. «Коньком» одной фирмы может быть многолетний опыт работы, другой - сотрудничество с западными специалистами и внедрение новейших технологий, третьей - разветвлённая сеть магазинов в регионах и т. д.

Важный вопрос при определении индивидуальных особенностей компании - как будет подаваться фигура руководителя. Это каждая компания решает для себя сама, в зависимости от своих целей и личности самого руководителя. Часто глава компании - явный лидер и позиционирует свою организацию как авторскую, где его роль весьма существенна. Но иногда важнее показать организацию, прежде всего, как систему - в этом случае руководителю выгоднее оставаться в тени . Важно сделать определённый выбор, и тогда многие вопросы будут решаться почти автоматически: например, ставить ли фотографию руководителя в буклетах и отчётах, что помещать на сайте, кто даёт интервью и т.д.

Говоря об эффективном имидже, не стоит забывать и о зоне «ближайшего развития» всех направлений триады: целей, аудитории, индивидуальных особенностей компании. Вы ещё не достигли этих целей, ещё не работаете с этими людьми, ещё не обладаете какими-либо конкурентными преимуществами, но это уже есть в ваших планах, вы убеждены, что обязательно всё это осуществите. В этом случае планы заранее могут быть прописаны в буклетах, звучать в интервью, рекламе и т.д. - ведь наши слова и мысли материальны!

Аудит имиджа собственными силами

Итак, если мы чётко ответим на все вопросы, которые возникают при анализе триады, то станет ясно, какой образ в идеале должен быть у компании. При этом очень важно поддерживать динамический баланс всех составляющих эффективного имиджа, так как они находятся в постоянном движении: изменение целей компании может повлечь за собой изменение целевой аудитории и соответственно транслируемых конкурентных преимуществ и т. д.

И на мой взгляд, чётко отслеживать эти изменения, а значит, своевременно корректировать имидж не сможет ни одно самое сильное PR-агентство или опытные имиджмейкеры - в первую очередь это задача самого руководителя. А для этого нужно четко представлять, каким должен быть имидж.

Задумайтесь, а насколько эффективен тот образ, который есть у компании сейчас? Какой видят вашу компанию окружающие - клиенты, партнёры, соискатели? Чтобы ответить на эти вопросы, нужен довольно тщательный анализ. Однако предварительный «аудит», который не требует какой-то специальной подготовки, можно провести собственными силами - это позволит дать чёткие указания специалистам, которые будут разрабатывать конкретные элементы имиджа. Такая «инвентаризация», как правило, занимает один день. Разобьем этот процесс на три шага.

Шаг первый: что внутри?

Я предложила нескольким руководителям крупных компаний, работающим в разных сегментах рынка, провести простой эксперимент: представить, что каждый из них - клиент, который пришёл в их компанию впервые. Перед ними стояла задача пройти весь путь, который проделывает посетитель , причём важно было смотреть на всё увиденное, как говорил психолог Эрик Берн, взглядом «наивного марсианина» - ничего не оценивая, не высказывая своего эмоционального отношения к тому, что увидели, ничего сходу не отвергая. Просто собирать данные, отмечать всё, что успеют заметить.

Сперва некоторые из них отнеслись к такому эксперименту скептически: мол, что можно увидеть в собственном офисе, который и так видишь каждый день. Однако результаты поразили: каждый из них совершил на этом пути немало открытий, позволивших многое изменить в своих компаниях, в том числе существенно скорректировать имидж.

Первое открытие поджидало одного из руководителей прямо во дворе собственного офиса: оказалось, что посетители вообще не могли подъехать к зданию на машине - все проезды были перегорожены шлагбаумами, куда пропускали только руководство, а мест для парковки клиентов не было предусмотрено вовсе.

Другой руководитель, собственник крупной торгово-производственной компании, отправился на экскурсию на собственный завод, где недавно была открыта выставка-продажа. И был неприятно удивлён, когда обнаружил, что само предприятие можно найти с большим трудом: производство находилось в пригороде, но ни одного указателя и опознавательного знака вывешено не было. Более того, на самом заводе не было ни одной таблички с указанием фирмы, и даже сами сотрудники затруднялись объяснить, кому оно принадлежит. Неприятный сюрприз ожидал его и в салонах-магазинах: оказалось, что все вывески выполнены в разных стилях, вплоть до цветов и логотипов. Так произошло потому, что год назад компания поменяла фирменный стиль, а все вывески до сих пор заменить не успели. В результате клиенты, посещавшие салоны, даже не понимали, что это одна и та же фирма.

А вот впечатления президента крупного банка: «Мы проводили активную рекламную кампанию для частных клиентов, в которую было вложено много средств. Но, когда я понаблюдал, как охрана и сотрудники фронт-офиса обходятся с многочисленными посетителями, которые откликнулись на эту рекламу, я понял, что у них могло сложиться впечатление, что клиенты банку вовсе не нужны. Пропуска оформлялись долго: нужно было стоять в очереди и ждать, пока охрана дозвонится до сотрудника, к которому пришёл посетитель. А тот, кто предварительно не договорился с менеджером о встрече, не всегда мог быстро сориентироваться и понять, кто мог бы ему помочь: я заметил, что многих долго «переправляли» с одного телефона к другому. На моих глазах двое развернулись и ушли. И я их прекрасно понимаю!»

Генеральный директор IT-компании сделал полезное открытие, сев на стул для посетителей в клиентском зале: мебель оказалась настолько неудобной, что возникало желание поскорее закончить встречу. К тому же он обратил внимание, что информационные материалы и необходимые документы менеджерам, работающим с клиентами, каждый раз приходится распечатывать из компьютера.

А глава фирмы, занимающейся производством окон, обнаружил, что в демонстрационном зале выставлено бракованное - неработающее - окно: как выяснилось, начальник цеха на заводе, человек корпоративный и преданный, хотел сэкономить на выставочном экземпляре.

Другой руководитель, офис которого располагался на втором, десятом и тринадцатом этажах бизнес-центра, никогда не задумывался, что это не только «размывает» образ компании, но и создаёт множество трудностей клиентам и самим сотрудникам. Так, например, попытавшись проделать традиционный путь клиента, он обнаружил, что выйти с этажа можно лишь с помощью магнитной карты сотрудника. А это означало, что каждого посетителя на входе и выходе должен непременно кто-то сопровождать. Ещё хуже дело обстояло с лифтами: чтобы попасть с десятого этажа на тринадцатый, необходимо было сперва спуститься на первый, пересечь весь холл и сесть в другой лифт, идущий наверх.

Во время «путешествия» важно понаблюдать и за сотрудниками - как они здороваются друг с другом, разговаривают, как общаются с посетителями: их поведение во многом говорит об организации в целом, о том, как она взаимодействует с окружающим миром, как относится к работающим в ней людям. Стоит обратить внимание, во что одеты сотрудники: неадекватные наряды чаще всего можно увидеть летом, особенно в жару. Такие вещи могут рассказать о корпоративной культуре компании больше, чем все «правильные» заявления в листовках и буклетах.

Очень важно не принимать сходу никаких решений и ничего не оценивать: просто наблюдайте. Закончив «путешествие», прислушайтесь к себе и своим ассоциациям. Какой образ о компании сложился у вас, как у «наивного марсианина»? Попробуйте описать компанию, которую вы увидели, например, составив список из семи прилагательных. Хотите ли вы, чтобы люди получали именно такое представление о вашей организации?

Шаг второй: что снаружи?

На втором этапе перед нами стоит задача собрать всю информацию об организации, которую может получить человек, не приходя в офис , - ведь большинство людей впервые знакомятся с компаниями заочно.

Сегодня один из основных источников информации - интернет. Вспомните, когда вы в последний раз заходили на сайт своей компании – может быть, два года назад, когда был сделан новый дизайн? Обратите внимание, легко ли вообще найти вашу веб-страницу.

Например, неприятный сюрприз ожидал руководителя производственной компании: он позиционировал свою фирму как лидера в отрасли, однако собственный сайт нашёл лишь на десятой странице поисковой системы. При этом первая ссылка поиска открывала гневное письмо некоего покупателя - неудивительно, что люди, пытающиеся получить информацию о компании, сразу же натыкались на эти негативные высказывания и теряли к фирме всякий интерес.

Руководитель другой компании, изучая сайт, отметил, что последние изменения на странице новостей были внесены полгода назад. Стал откровением и раздел «История»: то, что казалось правильным и очевидным некоторое время назад, когда писались материалы, сейчас выглядело нелепым и нелогичным.

Попробуйте найти в интернете публикации о вашей компании за последний год. Бывает, что таких материалов попросту нет. Возникает вопрос, почему: то ли фирма не настолько известна, то ли неправильно построена PR-кампания. Если же публикации есть, отметьте, в каких изданиях чаще всего появляются статьи, позитивные они или негативные, кто и что говорит о вашей компании. Если вы не проводите регулярный мониторинг публикаций СМИ, посмотрите, что они пишут о вашей компании, изучите рейтинги, пролистайте обзоры в журналах - и вы узнаете очень много нового.

Такая подборка публикаций стала откровением для главы торговой фирмы: его сотрудники комментировали самые разные вопросы, включая работу конкурентов. В результате получился такой «винегрет», что вообще невозможно было разобраться, чем же конкретно компания занимается и какова её позиция.

Большинство людей получают интересующую их информацию по телефону. А легко ли дозвониться до вашей компании? Некоторых руководителей в ходе такого эксперимента ждало немало разочарований: в одном случае сообщение на автоответчике, где просили дождаться ответа оператора, было записано таким тоном, что возникало желание как можно быстрее повесить трубку, в другом оказалось, что в рекламе указаны не те телефоны и звонящий вместо центра продаж попадал в головной офис.

Почитайте рекламные листовки, буклеты, презентации. Всё ли выдержано в едином стиле, грамотно составлено, нет ли явных опечаток и несоответствий? Попробуйте представить, какие ощущения могут возникнуть у человека, впервые взявшего в руки такую листовку, увидевшего на улице рекламный стенд, услышавшего ролик по радио.

Посмотрите взглядом постороннего человека на подарки и сувениры, которые вы дарите партнёрам и клиентам. Насколько они уместны?

Закончив сбор информации, вновь задайте себе вопрос, что это за компания , и постарайтесь честно на него ответить. Опишите полученный образ семью прилагательными и сравните со списком, составленным после первого этапа - «взгляда изнутри». А затем с тем, какой бы вы хотели видеть свою компанию. Есть ли что-то общее? Насколько существенны расхождения?

Например, двое из руководителей, принимавших участие в эксперименте, с удивлением обнаружили, что эти списки совершенно разные. А ведь чем больше «ножницы», тем несовершеннее образ компании: это говорит о том, что все наши «выстрелы», направленные на формирование имиджа, попадают в «молоко».

Шаг третий: анализ

А теперь необходимо проанализировать всё, что вы узнали, увидели, услышали , разложив всю информацию на «корзинки» триады эффективного имиджа. Насколько всё это соответствует миссии и целям компании, её стратегическим ориентирам, целевой аудитории, индивидуальным особенностям? И тогда вы сможете ответить на многие важные вопросы: почему некоторые организации не хотят иметь с вами дела, почему на вас выходят странные люди, почему поставщики не могут с вами долго работать, дорогие рекламные кампании проваливаются и не дают ожидаемых результатов, а значит и прибыли, и т. д.

Если имидж построен грамотно, то окружающим понятно, какие цели у организации, по какой дороге она идёт. Однако часто бывает, что цели и миссия никак не транслируются и о них знает лишь узкий круг людей. Или, наоборот, компания заявляет о своих целях и стратегии везде, где только можно, однако это совершенно не соответствуют действительности.

Важно, чтобы информация о компании чётко была направлена на целевую аудиторию: например, компания размещала рекламу в основном в гламурных журналах, так как PR-агентство убедило руководителя, что это повышает престиж компании. Однако такая реклама была совершенно неэффективной и явно не способствовала улучшению имиджа, поскольку целевой аудиторией фирмы были люди старшего возраста со средним достатком, которые такие журналы не читали вовсе.

Также важно понять, есть ли вообще у компании индивидуальность , показывает ли она свои конкурентные преимущества. Например, в ходе анализа выяснилось, что логотип строительной компании похож на логотип одного из конкурентов, что мешало продвижению на рынке. Инвестиционная компания совершенно не упоминала, что работает на рынке уже 10 лет, хотя это было явным преимуществом. Коммерческий банк во всех рекламных материалах был представлен как «универсальный, оказывающий широкий спектр услуг предприятиям и населению», но для клиентов он ничем не отличался от сотен других, которые заявляли то же самое. Увидев, что самые главные достоинства банка в информационных и рекламных материалах никак не представлены, его руководитель понял, что деньги на рекламу потрачены напрасно. Внесенные коррективы не замедлили сказаться на результатах.

Важно осознавать, что целевой имидж должен базироваться на реальном положении дел. Если организация позиционирует себя как элитарную, то это должно проявляться в каждой мелочи, вплоть до коврика перед входной дверью, одежды сотрудников и качества кофе, который предлагают клиентам.

При создании эффективного имиджа каждый элемент должен отвечать конкретной задаче, иначе вся система рассыпется и не окажет направленного действия. При этом очень важно, чтобы все усилия шли общим целенаправленным потоком. Такая «кучность выстрелов» позволяет автоматически отсечь всё лишнее и быстрее добиться успеха. К тому же проработанный имидж - это и реальная экономическая выгода.

1

Имидж государства является одним из факторов его благополучия. От того как воспринимается государство своими и иностранными гражданами зависит его порядок и стабильность, инвестиционная привлекательность, поддержка и во многом успех проводимых реформ внутри государства, желание сотрудничества среди иностранных государств и мн. др. Вот почему на сегодняшний день формированием привлекательного имиджа государства обеспокоены политические власти всех цивилизованных стран. Также различные аспекты имиджа привлекают внимание исследователей различных областей. Одной из острых проблем исследуемой сферы являются способы и приемы, используемые для формирования благоприятного имиджа государства. Управление массовым сознанием по созданию имиджа может осуществляться как на основе рациональных информационных технологий, так и путем навязывания искаженной, обработанной под определенные цели информации при помощи специальных манипулятивных приемов, что ставит под угрозу информационно-психологическую безопасность личности. В статье исследуются факторы, влияющие на информационно-психологическую безопасность личности при формировании имиджа государства. Среди важных факторов автор выделяет правовое обеспечение информационно-психологической безопасности личности, гражданскую политическую культуру общества, уровень его интеллектуального развития, уровень стабильности, развитость информационной среды общества, наличие реальной конкуренции в политической сфере и др.

имидж государства

информационно-психологическая безопасность

управление массовым сознанием

политические технологии.

1. Доценко Е.Л. Манипуляция: феномен, механизм, защита. Феноменологическое описание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks7.html (дата обращения 20.06.2015).

2. Железняк А.В. Механизмы влияния на политическую психологию и правосознание людей через средства массовой информации // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2014. - № 2(6). - С.39-42.

3. Фадеев В.В. Психологическая безопасность как компонент политического имиджа / Политическая имиджелогия / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной и др. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 400 с.

4. Федорова О.Н. Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе // Вестник Дальневосточного государственного технического университета. - 2009. - №2 (7). - С.21-34.

5. Davyborets E.N. Creating Images of American Presidents / - Germany: LAMBERT. 2014. – 177 p.

В современном информационном обществе роль знаний и информации имеет особое значение в жизнедеятельности социума. С одной стороны, их развитие существенно оптимизировало жизнь человека, позволив решить его насущные проблемы. С другой, с современным уровнем развития информационной среды, средств распространения и преобразования информации, появились широкие возможности управления массовым сознанием в угоду чьим-то интересам, обусловив угрозу информационно-психологической безопасности личности. В том числе, политический имидж, как результат управления массовым сознанием, может, как способствовать благополучию общества и государства, так и стать инструментом обмана граждан. Именно поэтому, изучение различных аспектов имиджа, способов и приемов его создания, непосредственно влияющих на информационно-психологическую безопасность личности, является чрезвычайно актуальным. Под информационно-психологической безопасностью личности понимают состояние защищенности психики индивида от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы, и способные причинить вред личности .

Целью исследования является выявление факторов информационно-психологической безопасности личности при создании имиджа государства. Объект исследования - политический имидж. Предмет - условия информационно-психологической безопасности личности в процессе имиджмейкинга.

Управление массовым сознанием, в зависимости от применяемых информационных технологий, а также целей акторов политического процесса, может, как выполнять позитивные функции для общества и государства, так и использоваться в негативном «ключе». Так, на основе управления массовым сознанием обеспечивается лояльность существующему режиму, поддержка гражданами власти на время проводимых в обществе реформ, что способствует порядку и стабильности в обществе. Посредством управления массовым сознанием, возможно привить важные ценности гражданам - любовь к природе, спорту, уважение к закону, лояльное отношение к представителям других обществ и пр. Также возможно обеспечить благоприятное восприятие и отношение к своему государству, что является фактором стабильности и благополучия общества, обусловливающим проявление патриотизма, и желания действовать во благо родины.

С другой стороны, посредством управления массовым сознанием можно нанести вред обществу, обеспечивая лояльность власти, действующей вразрез с интересами общественными, например, разжигающей межнациональную рознь, оправдывающей губительную, либо агрессивную политику в отношении своего и других государств и т.д. Так, посредством формирования имиджа «врага» другому государству, возможно обеспечить широкую поддержку общественности военных действий с ним. Созданием положительного инвестиционного имиджа своему государству, не имеющего под собой реальных оснований, также можно дезинформировать и дезориентировать общественность, подталкивая к инвестиционной активности в ущерб собственным интересам.

Современный уровень развития информационных технологий открыл «просторы» для манипуляции массовым сознанием. «В настоящее время наблюдается колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание» . Причем использование манипулятивных методов воздействия на людей возможно, в том числе, при демократическом политическом режиме, который также на сегодняшний день не имеет эффективных механизмов защиты от манипуляций. Так, ряд исследователей полагает, что «плюрализм мнений, который складывается в демократической системе средств массовой информации, носит иллюзорный характер. Зачастую множественность и иллюзия выбора носит одну цель - изменить общественное правосознание, политическую психологию, внедрить в коллективное сознание ложные образы, подтолкнуть народ к неверным решениям» . В то же время существуют определенные условия, минимизирующие степень манипулятивного влияния на людей, а также возможности для манипуляции массовым сознанием.

Для создания имиджа государства используются те же политические технологии, что и для формирования общественного мнения, разновидностью которого и является имиджмейкинг. Используются и специальные приемы и методы для создания имиджа государства. Политические, в том числе имиджевые технологии можно подразделить на рациональные и манипулятивные. Первые обращены к разуму граждан и не искажают существующее положение дел, но информируют с целью популяризации сильных сторон государства, для формирования положительного отношения к нему. Манипулятивные технологии в своей основе имеют различного рода искажения информации (эмоционализация информации, «усиление» некоторых сторон информации посредством проставления акцентов на ней, использование психологических закономерностей восприятия, технических особенностей информации и т.д.), включая прямой обман граждан, и психологические приемы давления на них. При этом манипулируемый не догадывается о том, что подвергается психологическому воздействию, как и о намерениях манипулятора.

Нужно отметить, что зачастую, политические технологии сложно однозначно отнести к манипулятивным или рациональным в силу того, что они могут взаимодействовать и пересекаться, а также в зависимости от целей имиджмейкеров. Так, в ту или иную рациональную технологию могут внедряться манипулятивные приемы и техники, либо информационные искажения, в результате чего она приобретает манипулятивный характер. Большинство современных информационных технологий можно отнести к манипулятивным (манипуляция - это скрытое психологическое воздействие на индивида с целью подчинения его сознания, воли, поведения ).

Манипулятивные информационные технологии не есть всецело отрицательное явление, напротив, они являются эффективным и действенным механизмом формирования яркого привлекательного имиджа политическому объекту. С их помощью можно усилить имеющиеся характеристики объекта, что необходимо для создания сильного целостного образа государству. Но также на их основе можно сформировать имидж не соответствующий своему «прототипу», то есть обмануть граждан . Имидж государства, сформированный на манипулятивный технологиях и психологических приемах имеет не меньшую силу воздействия, чем основанный на рациональных. «Дутый» имидж также воспринимается общественностью, как реальность, и он является весьма стойким стереотипизированным образованием, которое не просто разрушить. «Прочность» имиджа, вне зависимости от степени его истинности, основана на психологических закономерностях восприятия: людям свойственно культивировать информацию, совпадающую с собственными знаниями, убеждениями, представлениями, что еще больше их подкрепляет. Напротив, то, что не совпадает с уже сформированными представлениями, воспринимается как ложное, некритически отвергается человеком, не подвергаясь логическому анализу.

Минимизации манипулятивных информационных технологий способствует широкое использование рациональных, которые оказываются эффективными не в любой социальной среде. Попытаемся ответить на вопрос о том, что влияет на выбор методов воздействия на граждан при формировании имиджа государства? Какие условия делают эффективными манипулятивные информационные технологии, обусловливая угрозу информационно-психологической безопасности личности?

Так, манипулятивному воздействию более подвержено недостаточно интеллектуально развитое и образованное население. Одновременно оно меньше поддается логическим аргументам, что затрудняет использование рациональных политических технологий. Людьми также легче манипулировать, навязывая определенные идеологические позиции и стереотипы, в нестабильные и кризисные времена, когда в обществе актуализированы различного рода страхи, существует физиологизация потребностей. Эффективны манипулятивные информационные технологии в отношении маргинализованных групп населения, то есть высокий уровень нищеты и алкоголизации общества есть благоприятная среда для манипуляций.

Политическая социализация, приобщение граждан к политическому участию - фактор эффективности рациональных политических технологий, так как опыт политического участия формирует готовность индивидов вникать в политические процессы, воспринимать информацию не легковерно, но подвергая логическому анализу. Тоже можно сказать и о преобладающем типе модальной личности в обществе. Конформистам, с пассивной гражданской позицией легче внедрять подготовленную, обработанную под определенные цели информацию, и сложнее доказывать, что-либо аргументами и фактами, так как они не готовы слушать. Напротив, люди с активной гражданской позицией, склонные к критическому анализу, более восприимчивы к рациональным политическим технологиям, основанным на политическом диалоге, а также на аргументах и доказательствах. Данные типы личностей соответствуют двум типам политических культур - патриархальной и гражданской. Для патриархальной культуры более характерна конформная личность, политически активные граждане преобладают в гражданской политической культуре. Поэтому, демократия все же, влияя на политическую социализацию масс, и развивая активную гражданскую позицию, - это фактор информационно-психологической безопасности личности.

Фактором риска информационно-психологической безопасности личности при применении манипулятивных имиджевых технологий является политическая апатия граждан. Отсутствие интереса к политической сфере, самоотстранение от нее - эффективная среда для манипулятивного воздействия на граждан. Также имеет значение наличие, либо отсутствие традиций диалога в политике. Политические технологии, основанные на политическом диалоге - эффективный способ развенчания манипуляций, разрушения навязанных мифов и стереотипов. Но для этого граждане должны быть подготовлены к восприятию подобного рода информации. Появлению диалога в политике способствует наличие реальной конкуренции или оппозиции, препятствующие монополизации власти, и формированию общественного мнения в одном направлении. Политическая конкуренция способствует, в том числе развитию информационной среды, разноплановому освещению событий, что снижает возможности одностороннего навязывания определенных точек зрения, позиций.

Имеет значение в данной области политическая система общества, выбранный курс политической власти: проводится ли честная и «прозрачная» информационная политика, либо происходит тотальная государственная идеологизация массового сознания, обусловливая эффективность манипулятивных методов воздействия на граждан. Государство задает правила «игры», которые в дальнейшем распространяются на всю сферу политической жизни. Также, развитая информационная среда, наличие многообразных альтернативных источников информации, есть фактор информационно-психологической безопасности личности. Свободные альтернативные источники информации - необходимое условие минимизации манипулятивного воздействия на граждан.

Воспрепятствовать обману граждан посредством манипуляции их сознанием может также развитое в данной сфере законодательство и эффективные механизмы его реализации, которые в настоящее время имеют пробелы во многих странах. Дело в том, что на практике выявить и доказать манипуляции достаточно сложно, в результате чего существует проблема законодательного закрепления не дозволенных информационных методов воздействия на граждан. Проблема еще видится в том, что законодатель, являясь заинтересованным лицом в управлении массовым сознанием, сам не хочет браться за решение данного вопроса. Факторы информационно-психологической безопасности личности при формировании имиджа государства представлены на Рисунке.

Факторы информационно-психологической безопасности личности при формировании имиджа государства

Таким образом, имидж государства, формируемый на сегодняшний день правительствами всех цивилизованных стран, а также другими субъектами политических процессов, играет существенную роль в политической жизни обществ и государств. Если имидж государства существенно не совпадает с существующим положением дел, он способен нанести вред обществу, внедрив искаженную, обработанную под определенные цели картину мира в сознание масс, заставляя их действовать так, как выгодно тем или иным лицам. Формирование имиджа государства возможно посредством различных методов и технологий, предпочтительными среди которых, с точки зрения гуманности и функциональности для общества и граждан, являются рациональные.

Существуют определенные условия социальной среды и политической системы общества, делающие рациональные технологии важным фактором политической жизни общества, и способствующие обеспечению информационно-психологической безопасности людей. Среди таковых важнейшими являются опыт политического участия граждан, интеллектуальный и образовательный уровень населения, уровень стабильности общества, развитость и прозрачность информационной среды, выбранный курс государства по управлению массовым сознанием, наличие реальных конкурентов и оппозиции в политической сфере, а также законодательное обеспечение информационно-психологической безопасности личности. Напротив, факторами информационно-психологической угрозы общества являются отсутствие опыта политического участия, конформизм и легковерность граждан, ангажированность СМИ, политическая монополия внутри государства, отсутствие законодательной защиты населения в исследуемой сфере, кризисные периоды развития общества и др. Оптимальным для общества и личности является минимизация манипулятивного воздействия на граждан при широкой их социализации и просвещении, обусловливающем популяризацию и применение рациональных политических технологий имиджконструирования.

Рецензенты:

Белоус В.Г., д.филос.н., профессор, профессор кафедры российской политологии СПбГУ, г.Санкт-Петербург.

Радиков И.В., д.пол.н., профессор, профессор кафедры теории и философии политики СПбГУ, г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Давыборец Е.Н. ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23662 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Почему современные преобразования в военной сфере пока не находят должной поддержки у россиян? Для чего в России нужна открытая публичная политика? О том, почему необходим положительный имидж государства в массовом общественном сознании размышляет кандидат политических наук, эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев.">

8:33 / 27.11.12

Положительный имидж России как средство укрепления национальной безопасности

Почему современные преобразования в военной сфере пока не находят должной поддержки у россиян? Для чего в России нужна открытая публичная политика? О том, как сформировавшийся образ России у представителей других государств детерминирует политику в отношении нашей страны и почему необходим положительный имидж государства в массовом общественном сознании размышляет кандидат политических наук, эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев.

О необходимости формирования положительного имиджа России

Вопросы имиджа вообще и имиджа России уже достаточно основательно изучены отечественными учеными 1 ,а в марте 2003 года в нашей стране создана Академия имиджелогии, которая объединяет около ста академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук. 2

Отечественное научное и экспертное сообщество, полагаем, уже разобралось в сущности понятия «имидж». Поэтому в данной статье мы планируем проанализировать содержание взаимосвязи имиджа России и отечественной политики национальной безопасности.

На сегодняшний день существуют достаточно точные критерии, по которым можно определить понятие «имидж страны».

Это набор убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу политических, исторических, этнографических, социально-экономических, морально-психологических и других особенностей государства.

Очевидно, что субъективное представление о стране может формироваться вследствие непосредственного личного опыта (например, в результате проживания на ее территории) или опосредованно (со слов очевидцев, из материалов СМИ и т.д.).



По словам экс-президента Дмитрия Медведева, преобразования оборонной сферы России завершены. Каковы итоги?

Обратим внимание, что имидж страны - это очень разноплановый, иногда искусственно создаваемый ее образ, который складывается в сознании людей. Но поскольку сами люди - совершенно разные, постольку специфично и их восприятие; кроме того, каждый человек имеет отличающуюся информацию о стране, опыт проживания людей в ней различен.

Вследствие этого и имидж одной и той же страны в сознании разных людей формируется различный. Нередко имидж страны складывается при отсутствии достаточной информации и собственного опыта людей.

В этом случае в основу образа ложатся массовые стереотипные представления (а иногда заблуждения и мифы), факты, почерпнутые из СМИ, литературных, кинематографических и других источников (даже из анекдотов).

Поэтому очень важно для каждого государства при формировании своего положительного имиджа постоянно и очень активно влиять на информационное пространство (как национальное, так и международное).

Для нас очевидно, что положительный имидж государства в массовом общественном сознании необходим, прежде всего, для успешного формирования и реализации основополагающих национальных интересов. Национальные же интересы в свою очередь представляют собой мотивированные и конкретизированные базовые цели внешней и внутренней политики государства.



Имидж и политика как родственные категории

Анализ мировой политической практики убеждает в том, что ни отечественным органам государственной власти, ни российскому обществу пока не удалось добиться серьезных имиджевых успехов.

Приходится признать, что в мировом общественном мнении современный имидж России остается скорее отрицательным, и не способствует успешной реализации интересов нашей страны на международной арене.

Анализ соотношения позитивной и негативной информации о России позволяет предположить, что информационное пространство является своеобразным резонатором, поскольку в ней социум чутко, а иногда даже экзальтированно реагирует на происходящее в мире, происходит активное транслирование мнений мировых лидеров.

О России в последние годы в международных информационных потоках говорится и пишется в основном негативно и это сознательно сконструированная атмосфера, некая информационная аура, в которую её погрузили на фоне подражательной модернизации.

Вместе с тем, экспертное знание пока не нацелено на предложение интегрирующего (национального и международного общественного мнения) проекта имиджа новой России.

Мы имеем в виду такой проект, который бы предопределял чёткие границы образа России, предложил базовые ценности, символы, смыслы, составляющие картину мира современной России и ядро её имиджа.

Пока же выдвигаемые проекты формирования имиджа России в большей степени ориентированы на приведение реального состояния нашей страны в соответствие со схемами и моделями политтехнологов 5 (но не наоборот).



Модель позитивного имиджа России

Одним из национальных интересов России является надежная система ее национальной безопасности 6 , зависимая от имиджа государства.

Наша авторская гипотеза заключается в следующем предположении : сформировавшийся образ нашей страны у остального населения планеты (не являющегося россиянами) в немалой степени детерминирует политику в отношении России, а также может определять конкретные действия политического руководства других государств в отношении нашей страны.

И, конечно же, изменение отношения населения той или иной страны к России может и кардинально изменить политику этого государства в отношении нашей страны и затем - состояние отечественной национальной безопасности.

Выстраивая аргументацию для обоснования модели позитивного имиджа России, следует обратиться к трем основным концептам, лежащим в её основе:

  • самоимидж
  • воспринимаемый имидж
  • моделируемого имидж

Все они находятся в неопределенном и незавершенном виде. Так, имидж сверхдержавы, сопровождавший советское государство после Великой Отечественной войны, сменился негативным восприятием России в глазах, как мировой, так и внутренней общественности 7 .

На наш взгляд, очевидно, что если Россия воспринимается иностранными гражданами как криминальное или слабое в военно-политическом отношении государство, то возможно, такое обстоятельство может детерминировать агрессивные и/или провокационные действия со стороны отдельных государств и международных сообществ.

Не случайно профессор В.В. Серебрянников пишет: «Искусство формирования выгодного образа государств, политических и военных деятелей, хозяйственных и общественно-политических структур, армий и т.п. известно с древнейших времен. Но подлинная революция произошла в ХХ веке, когда дело формирования имиджа различных субъектов государства и общества стало одним из важнейших составляющих политической, идеологической и информационной борьбы». 8

Поэтому имидж диалектически взаимосвязан с вопросами национальной безопасности и внешней политики государства.



Инертность институтов гражданского общества наносит ущерб безопасности государства

Размышляя над содержанием этой взаимосвязи, стоит подчеркнуть, что инертность, пассивность политического руководства, органов государственной власти, да и институтов гражданского общества наносит поистине невосполнимый ущерб безопасности государства, общества и граждан.

Так, например, применение российских вооруженных сил в Южной Осетии в августе 2008 года наглядно показало серьезные просчеты в действиях российской власти и органов военного управления в международном информационном пространстве.

Только этой пассивностью можно объяснить ситуацию, когда на начальном этапе грузинской агрессии (т.е. еще до ввода российских войск) общественное мнение ряда стран Европы и США готово было признать Россию агрессором.

Не получая от руководства России и отечественного Минобороны объективной и постоянно увеличивающейся по объему новой информации, высшие политические руководители ряда зарубежных стран фактически оказали всяческую поддержку Грузии, в первую очередь - информационную.

После же ввода дополнительного контингента российских войск в зону конфликта интернет-сайты и многочисленные «блоги» буквально «взорвались» возмущенными сообщениями, осуждавшими «агрессию имперской тоталитарной России против маленькой свободолюбивой Грузии». 9

А сама Грузия в тот момент в информационном пространстве позиционировалась как нация, которая не просто восстанавливает свою территориальную целостность, но якобы еще и защищает южные рубежи РФ от «террористов и бандитов».

На наш взгляд, в данном конкретном случае ситуацию спасло то, что для России вооруженная фаза конфликта была скоротечной и в целом относительно удачной. «В противном случае , - отмечает специалист из Военного университета О.Н. Забузов, - информационная машина, запущенная М. Саакашвили, при явной поддержке со стороны ведущих мировых держав, могла бы серьезно ухудшить имидж России в глазах мировой общественности и отдельных иностранных граждан». 10

На не слишком высокую эффективность российской государственной власти в формировании о нашей стране позитивного общественного мнения уже тогда обратили внимание политологи.

Так, например, Г. Павловский отметил, что «российские обвинения в этнических чистках и геноциде были тут же скопированы воюющей Грузией, которая различила в этом потенциал политического действия, и немедленно - уже от грузинской стороны - в виде правильно поставленных бумаг отправлены в европейские судебные инстанции. … А у нас МИД и Минюст повторяют все те же формулы, но никто не потрудился составить простейшие бумаги». 11

Однако, несмотря на то, что прошло более года с начала событий в Южной Осетии, российское руководство так и не смогло убедить мировую общественность в полной правоте своих действий.

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 29 сентября 2009 года приняла резолюцию, посвященную «российско-грузинскому конфликту», в которой выразила недовольство якобы неадекватными действиями нашей власти и военных 12 (хотя агрессия Грузии все же была официально признана).

Из этого мы делаем вывод о том, что пока российское государство не работает на опережение в предупреждении информационных угроз, само фактически не может формировать нужное России мировое общественное мнение.

Кроме того, угрозу национальной безопасности могут представлять, в частности, политический обман, политические провокации, предательства, бездействие, неопределенность и нестабильность.

Известно, что политическая провокация представляет собой явление, способное оказать влияние (в первую очередь, за счет своего шокирующего действия) на сознание общества, в том числе на определенные социальные и профессиональные группы, партии и общественно-политические движения, представителей науки, культуры, здравоохранения и др.

Политическая провокация используется во многих странах как средство экономической, политической, идеологической и психологической борьбы, компрометации конкурентов. Она используется как средство разрушения политических ценностей, ориентиров личности, общества и государства и, в конечном счете, формирует негативный имидж.

Ярким примером политико-информационной провокации в адрес России, негативно повлиявшей на ее имидж, является случай с кораблем «Arctic Sea» летом 2009 года. Поступающая негативная (по отношению к России) информация не только не опровергалась российскими властными структурами, но даже длительное время и не комментировалась отечественными СМИ и пиар-структурами.

Похоже, в нашей стране ошибочно посчитали, что ничего опасного в угоне судна для России и ее имиджа нет. Однако реальные действия СМИ, информационных и пиар-агентств целого ряда государств опровергли российскую уверенность.

Так, пользуясь отсутствием информации со стороны нашей страны, в зарубежных СМИ и на сайтах Интернета появились многочисленные сообщения о якобы незаконно перевозимом на «Arctic Sea» ядерном оружии, о якобы имевшей место разборке «российских мафиозных кланов» и даже о возможном старомодном выбивании страховки со стороны владельцев судна.

Количество нереальных, а порой даже фантастических версий происходящего (на судне и в связи с судном) исчислялось в информационном пространстве несколькими десятками. В отсутствии объективной и взвешенной позиции России в связи с временным исчезновением судна, один эксперт даже предположил: загадочное исчезновение судна было театрализованным представлением, конечной целью которого является предоставление российскому президенту расширенных военных полномочий. 13

Полагаем, что нет смысла комментировать никакие версии. На наш взгляд, захват корабля пиратами, противоречивая информация о месте его нахождения, а также попытки со стороны зарубежных информационных агентств дискредитировать российский экипаж судна, позволяют предполагать проведение очередной провокации в отношении России и ее граждан.

Да и национальность пиратов также дает многим странам основание для такого предложения, поскольку все они оказались этническими русскими, хотя и гражданами разных государств - Эстонии, Латвии и России.



Причины слабости позиции руководства в международном информационном пространстве

Следует признать, что не достаточно активная позиция российского руководства в международном информационном пространстве способствовала рождению различных слухов, фантазий и домыслов. Именно эти, специально (не нами) сконструированные в информационном пространстве образы (по меткому выражению французского философа Жана Бодрияра - симулякры 14) продолжают оказывать воздействие на имидж России.

Нежелание же активно комментировать поступающую зачастую тенденциозную и не объективную информацию о России и ее гражданах властными и специализированными структурами дало основание мировому общественному мнению считать все эти слухи и домыслы небеспочвенными. И как результат - в очередной раз информационная провокация негативным образом отразилась на имидже нашей страны и ее национальной безопасности.

В чем причина слабости позиции высшего политического и государ-ственного руководства в международном информационном пространстве? Почему отечественные властные и специализированные структуры уступают аналогичным зарубежным и международным институтам в формировании позитивного имиджа нашей страны? Сформулируем несколько причин создавшегося положения.

Во-первых , полагаем, что политические решения в России пока имеют закрытый характер и принимаются узким кругом лиц. В последнее десятилетие в нашей стране «процесс принятия важнейших государственных решений приобретал откровенно клановый и даже «семейный» характер, роль его теневой составляющей резко усилилась и стала очевидной для всего общества». 15

Как полагает, исследователь В. Воротников, большинство населения фактически выключено из политического процесса, степень его политического участия низка, что объективно отражает меру социального представительства, общественного контроля, гласности и гражданского волеизъявления. 16 Эту причину периодически признают Президент России В.В. Путин и Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев. 17

Во-вторых , многими учеными и политиками отмечается, что в настоящее время в России отсутствует реальная политическая оппозиция, которая должна содействовать распространению политической информации, обеспечению реальной, а не только формальной свободы СМИ. Это, в свою очередь, способствует слабому развитию информационных технологий, подконтрольности средств массовой информации только крупным медиамагнатам и/или государству.

Полагаем в связи с этим, что глава российского правительства Д.А. Медведев правильно формулирует проблему формирования в нашей стране информационного общества, которая пока решается медленно.

В-третьих , в России продолжается постепенное «обюрокрачивание» политики (растет число чиновников, не удается обуздать коррупцию, не создаются новые институты государственного регулирования). Д.А. Медведев, в своей статье «Россия, вперед!» вынужден был признать, что всесильная российская бюрократия мешает инновационному развитию страны. 18

В-четвертых , на наш взгляд, задача формирования позитивного имиджа России в международном информационном пространстве не стала важной и актуальной для всей российской государственной политики. Такой вывод следует, в том числе, из чрезмерной перегруженности органов государственной власти различными функциями (по оценкам Правительства РФ госадминистрация в нашей стране даже после проведения административной реформы обязана исполнять более 3,5 тыс. разнообразных функций).

Кроме того, следует признать, что в нашей стране не сформировалась система специализированных институтов, предназначенных для проведения государственной политики только в информационном пространстве (мы имеем в виду систему СМИ, информационных агентств и пиар-структур).

В-пятых , наша страна имеет намного меньший (по сравнению с европейскими странами и США) опыт деятельности в информационном пространстве методами связей с общественностью (а не государственной пропаганды).

Первое из них - противоречие между необходимостью кардинального преобразования экономики, социальной сферы и обеспечением преемственности президентской власти.

Второе противоречие заключается в содержании и направленности социально-экономических преобразований, поскольку некоторые властные структуры больше заняты удовлетворением своих потребностей, чем реформами в интересах общества и граждан. 19

Получается, что в условиях, когда интересы власти, общественности и большинства граждан не синхронизированы друг с другом, противоречия и конфликт между ними будет продолжать углубляться. Между тем имидж России (как и любого государства) и состояние ее национальной безопасности взаимосвязаны по различным направлениям.

Например, Швейцария не имеет мощных вооруженных сил, однако имидж успешности этого исторически нейтрального государства и успешности швейцарцев создают для всего мирового сообщества образ безопасной страны во всех областях общественной жизни (политической, экономической, социальной и т.д.).

Отсюда и привлекательность для предприятий и частных лиц всего мира вкладов денег в швейцарские банки. В свою очередь рост благосостояния китайцев и экономические успехи Поднебесной на мировой арене создают образ КНР как страны, способной в настоящее время решать любые для себя проблемы (даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса).

Поэтому вместе с экономическим ростом в КНР укрепляется имидж этой страны как сильного в военно-политическом отношении государства. Практически прямая связь наблюдается между имиджем Вооруженных Сил государства и состоянием его национальной безопасности.



В чем причина слабости позиции высшего политического и государст-венного руководства в международном информационном пространстве? Почему отечественные властные и специализированные структуры уступают аналогичным зарубежным и международным институтам в формировании позитивного имиджа нашей страны? Сформулируем несколько причин создавшегося положения.

Во-первых, полагаем, что политические решения в России пока имеют закрытый характер и принимаются узким кругом лиц.

Как полагает, исследователь В. Воротников, большинство населения фактически выключено из политического процесса, степень его политического участия низка, что объективно отражает меру социального представительства, общественного контроля, гласности и гражданского волеизъявления. Эту причину периодически признают Президент России В.В. Путин и Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев.

Во-вторых, многими учеными и политиками отмечается, что в настоя-щее время в России отсутствует реальная политическая оппозиция, которая должна содействовать распространению политической информации, обеспечению реальной, а не только формальной свободы СМИ. Это, в свою оче-редь, способствует слабому развитию информационных технологий, подконтрольности средств массовой информации только крупным медиамагнатам и/или государству. Полагаем в связи с этим, что глава российского прави-тельства Д.А. Медведев правильно формулирует проблему формирования в нашей стране информационного общества, которая пока решается медленно.

В-третьих, в России продолжается постепенное «обюрокрачивание» политики (растет число чиновников, не удается обуздать коррупцию, не создаются новые институты государственного регулирования). Д.А. Медведев, в своей статье «Россия, вперед!» вынужден был признать, что всесильная российская бюрократия мешает инновационному развитию страны.

В-четвертых, на наш взгляд, задача формирования позитивного имиджа России в международном информационном пространстве не стала важной и актуальной для всей российской государственной политики. Такой вывод следует, в том числе, из чрезмерной перегруженности органов государственной власти различными функциями (по оценкам Правительства РФ госадминистрация в нашей стране даже после проведения административной рефор-мы обязана исполнять более 3,5 тыс. разнообразных функций). Кроме того, следует признать, что в нашей стране не сформировалась система специализированных институтов, предназначенных для проведения государственной политики только в информационном пространстве (мы имеем в виду систему СМИ, информационных агентств и пиар-структур).

В-пятых, наша страна имеет намного меньший (по сравнению с европейскими странами и США) опыт деятельности в информационном пространстве методами связей с общественностью (а не государственной пропаганды).

Перечисленные нами причины позволяют сформулировать два фундаментальных противоречия в современной российской политике.

Первое из них - противоречие между необходимостью кардинального преобразования экономики, социальной сферы и обеспечением преемственности президентской власти. На наш взгляд, основные политические игроки и органы государственной власти предпочитают больше заниматься поиском «преемника» главе государства, чем развитием национальной экономики.

Второе противоречие заключается в содержании и направленности социально-экономических преобразований, поскольку некоторые властные структуры больше заняты удовлетворением своих потребностей, чем реформами в интересах общества и граждан. Получается, что в условиях, когда интересы власти, общественности и большинства граждан не синхронизированы друг с другом, противоречия и конфликт между ними будет продолжать углубляться.



Между тем имидж России (как и любого государства) и состояние ее национальной безопасности взаимосвязаны по различным направлениям.

Например, Швейцария не имеет мощных вооруженных сил, однако имидж успешности этого исторически нейтрального государства и успешности швейцарцев создают для всего мирового сообщества образ безопасной стра-ны во всех областях общественной жизни (политической, экономической, социальной и т.д.). Отсюда и привлекательность для предприятий и частных лиц всего мира вкладов денег в швейцарские банки.

В свою очередь рост благосостояния китайцев и экономические успехи Поднебесной на мировой арене создают образ КНР как страны, способной в настоящее время решать любые для себя проблемы (даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса). Поэтому вместе с экономическим ростом в КНР укрепляется имидж этой страны как сильного в военно-политическом отношении государства.

Практически прямая связь наблюдается между имиджем Вооруженных Сил государства и состоянием его национальной безопасности. Высок имидж армии США, Израиля, Германии, Китая, поэтому на высоком уровне находится в этих странах и национальная безопасность.

Многие государства, которые находятся в стадии своего становления, в целях повышения уровня своей национальной безопасности работают над формированием положительного имиджа своих Вооруженных Сил, как сильных в военном отношении. Примером таких государств могут служить Венесуэла, Казахстан, КНДР и Иран.

Можно ли считать преобразования по приведению Вооруженных Сил России к новому облику как действия по созданию иного имиджа Российской армии? По нашему мнению, безусловно, «да». Однако при этом сокращение численного состава, замена большого числа воинских должностей на гражданские, а должностей офицеров и прапорщиков на сержантов вызывает беспокойство и неоднозначную оценку в российском обществе. Так, например, на состоявшемся в Благовещенске 2 октября 2009 года очередном региональном этапе всероссийского форума «Стратегия 2020» по вопросу современных преобразований в военной сфере жестко высказался Герой Советского Союза, глава комитета Амурского Законодательного собрания по делам ветеранов Ю. Кузнецов.

«В свое время на территории Амурской области стояли 7 дивизий, а сейчас у нас, извините за непарламентское выражение - кастрированная армия, - заявил он - Ко мне ветераны, старики обращаются - что будет с армией, куда идем, кто будет защищать границу?». Таким образом, в российском обществе пока складывается мнение о том, что формирование нового имиджа Вооруженных Сил России пока не способствует укреплению на-циональной безопасности страны.

Необходимо отметить, что сами преобразования в российской армии начались без широкого публичного освещения в СМИ и других информационных каналах замысла военного реформирования. В связи с этим, полагаем, объективно возникает некоторое общественное недовольство.

«Непосредственным поводом к усилению оппозиционных настроений в армейской среде стали скоропалительные и не принятые в военных кругах масштабные преобразования, - пишет доцент Орловской региональной академии государственной службы Д.Л. Цыбаков, - Глухое роптание переросло в открытое возмущение, когда в прессу стали просачиваться сведения о кардинальном изменении функционирования военной организации государства» .

Только после того, как уже начавшиеся структурные изменения и штатно-должностные мероприятия в Вооруженных Силах РФ вызвали волнения в российском обществе, начались комментарии высокопоставленных представителей Министерства обороны России в прессе. При этом до сих пор мало комментариев поступает от первых лиц государства.

«В российском обществе и в Вооруженных Силах РФ нарастает непонимание и прямое недовольство ходом и итогами проводимой Минобороны радикальной военной реформы. Правда жизни состоит в том, что в стране практически никто не может внятно объяснить замысла, существа и цели проводимых преобразований, этапов реформы и методов ее проведения», - говорится в Обращении ветеранов Вооруженных Сил к Президенту Российской Федерации.

Все эти факты, к сожалению, вызывают недоверие к проводимым преобразованиям в военной сфере и не находят широкой общественной поддержки. А это, в свою очередь, способно нанести ущерб национальной безопасности России.

Исходя из этого, полагаем, что чем меньше сведений скрывают властные структуры от общественности, тем больше граждане будут доверять своей власти. И тем скорее широкие массы населения будут поддерживать власть в любых вопросах, в том числе и в деле обеспечения национальной безопасности. Как отметил депутат Государственной Думы РФ, председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В. Плигин: «Наша безопасность будет заключаться в том, насколько здоровое, здравое общество мы сможем выстроить, и насколько оно будет сотрудничать с государством» .



Однако пока в российской политической действительности отсутствует как широкое информирование населения о проводимых в настоящее время преобразованиях в военной сфере, так и, соответственно, поддержка этих преобразований со стороны населения и, прежде всего, военнослужащих, ветеранов военной службы и членов их семей.

«То что, многие из современных начинаний, по всей видимости, оправданы временем, не принимается во внимание военной общественностью, - пишет Д.Л. Цыбаков, - Причина недовольства всех, кто как-либо связан с армией заключается в бесцеремонном и весьма радикальном характере преобразований, проводимых без учета мнения известных военных специалистов и экспертов. Методика проводимых реформ, стиль общения новой управленческой команды Минобороны вызывают во многом справедливые нарекания со стороны многих заслужен-ных профессионалов ратного ремесла».

Почему современные преобразования в военной сфере пока не находят должной поддержки у населения страны? По нашему мнению, ответ необходимо искать в особенностях общественно-политического устройства России. Политологу необходимо ответить на вопрос: открытым или закрытым является современное российское общество?

«Открытое общество, - пишет ведущий сотрудник Института проблем занятости А.С. Ахиезер, - возможно в гражданском обществе, где культура и вся система отношений ориентированы на стимулирование развития личности как субъекта творческих инноваций. В гражданском обществе формируется государство, способное охранять права каждого на формирование культурных инноваций … бороться за свободное участие в политическом диалоге на всех уровнях общества».

Для чего в России нужна открытая публичная политика? Многие отечественные специалисты отмечают, что сегодня в России государство в лице госаппарата нередко руководствуется устаревшими, давно потерявшими свою эффективность правилами административного управления и взаимодействия с обществом. Граждане страны ждут от своих политических и государственных лидеров не только нормативных актов или указывающих рекомендаций, но и обращения за советом к самому обществу, а также конкретных дел по обеспечению насущных потребностей людей. Ведь право на существование и руководство страной власть получает от общества, и, не заме-чая его коренных интересов, оно как бы лишается первородной основы. А это, в свою очередь, таит в себе главную опасность для существования вла-стных структур в их нынешнем виде.

По нашему мнению, открытая публичная политика даст возможность общественности и общественно-политическим институтам контролировать действия власти. Фактически, такая политика будет препятствовать неэффек-тивному и нецелевому использованию национальных ресурсов, в том числе, выделяемых на нужды национальной безопасности и обороны страны. Открытость и публичность будут способствовать не только формированию имиджа страны, как сильного в военном отношении государства и справед-ливого в применении военной силы.

Современной России нужен, прежде всего, имидж эффективного государства, способного в любых условиях защитить свои интересы и интересы собственных граждан. В то же время необходимо чтобы российское высшее руководство формировало свой имидж власти, озабоченной реализацией интересов россиян и защитой граждан своей страны.

Итак, вышеприведенные особенности политического режима в России оказывают непосредственное влияние на формирование имиджа нашего государства, который, как мы выяснили, в свою очередь, влияет на состояние национальной безопасности. Зачастую именно закрытость и узость принимаемых политических решений, и наличие многочисленного и не всегда эффективного бюрократического аппарата в России не позволяет сформировать положительный имидж нашего государства.

Какие меры необходимо предпринять для создания условий, позво-ляющих сформировать положительный имидж России?

Во-первых, считаем необходимым принципиально изменить систему воздействия на социум со стороны власти. А именно, необходим переход от системы государственного управления, которая предполагает административный стиль управления и наличие большого бюрократического аппарата, к системе госрегулирования, в основе которой находится принцип политического воздействия на социум со стороны политической элиты и опора на процессы саморегулирования и самоорганизации общества и граждан.

Во-вторых, необходимо создать сильные отечественные информацион-ные структуры (наподобие SNN или ВВС), которые могли бы успешно конкурировать с аналогичными мировыми информационными структурами.

В-третьих, уже давно назрела необходимость подготовки большого числа профессиональных «пиарщиков», имиджмейкеров в области создания положительного имиджа России, оперативного реагирования на постоянно возникающие вызовы и угрозы в международном информационном пространстве.

Безусловно, все эти специалисты должны быть устроены по специальности. В целом нашей стране необходима программа формирования позитивного имиджа России. В этой программе должно найтись место не только органам государственной власти, но и бизнесу, гражданскому обществу, политическим партиям и гражданам. Только в этом случае данная программа будет успешно реализована.

Используемая литература:

1. См., например: Васищева А.В., Ненашева А.В. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 4. - С. 311-317;

Березкина О.П. Политический имидж в современной политической культуре: Автореф. дис. … докт. полит. наук. - СПб., 1999 и др.

3. См. научные труды О.П. Березкиной, М. Бочарова, Э.А. Галумова, Л.Г. Лаптева, Е.А. Петровой, Л.И. Пироговой, С.М. Тучковой, Е.В. Фролова, А. Чумикова и др .

4. См., например: Чумакова А.А. Информационно-имиджевая политика страны в культурологическом освещении (на материале российской и зарубежной прессы) : Автореф. дис. … канд. культурол. - М., 2007. - 25 с.

5. См.:

6. См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

7. См.: Особенности трансформации имиджа России

8. См.: Серебрянников В.В. Имидж армии // Имидж армии - имидж России / Под ред. Е.А. Петровой, В.П. Делия . - М.: РИЦ АИМ, 2006. - С. 15.

9. Вооруженный конфликт в Южной Осетии и его последствия. - М.: Красная звезда, 2009. - С. 87.

10. Забузов О.Н. Действия России в информационном пространстве в связи с вооруженным конфликтом в Южной Осетии // Вооруженный конфликт в Южной Осетии и его последствия . - М.: Красная звезда, 2009. - С. 91.

11. Цит. по: Самарина А. Девочка и шоумен // Независимая газета. - 2008, 18 августа.

13. См.: «Летучий голландец»: странное исчезновение Arctic Sea

14. Симулякр - это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Например, Ж. Бодрияр назвал симулякром войну 1991 года в Персидском заливе, в том смысле, что у наблюдающих за этой войной по CNN не было никакой возможности знать, было ли там что-то на самом деле, или это просто пляска картинок и взволнованных пропагандистских репортажей на экранах их телевизоров. См .:

15 . См., подробнее: Восленский М. Номенклатура. - М.: Захаров, 2005. - С. 372-375.

16. См.: Воротников В. Политические решения: теория и российская теневая практика // Обозреватель. - 2004. - № 1. - С. 83.

17. См., например: Медведев Д.А. Россия, вперед!

18 .См. там же.

19. Таранцов В. Имидж политического лидера и национальная безопасность страны

20. См.:

21. См. подробнее:

22. См., подробнее: Обращение ветеранов Вооруженных Сил к Президенту РФ: Военному руководству придется отвечать перед нацией за качество принимаемых решений и результаты действий

23. См.: «Стратегия 2020» спроецировалась на Приамурье

24. См. подробнее: Цыбаков Д.Л. Нарастание активности оппозиционных ветеранских организаций - итог «реформы Сердюкова»?

25. См.: Ахиезер А.С. Как «открыть» закрытое общество . - М.: Магистр, 1997. - С. 16-17.

26. См.: Баяхчева С.Л., Илларионов С.И. Идеология гражданского общества. - М.: ООО «РИН «ПрофЭко», 2006. - С. 19.

27. См. подробнее: Государственное регулирование в современном политическом процессе России. Научная монография / В.К. Белозеров, С.В. Демченко, И.М. Карелина и др. - М.-Орел: ОРАГС, 2009. - С. 17-18.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.