Пиаф эдит. Эдит Пиаф: биография и личная жизнь певицы Эдит пиаф биография

Эдит Пиаф (фр. Edith Piaf, настоящее имя Эдит Джованна Гассион, Edith Giovanna Gassion; 19 декабря 1915, Париж - 10 октября 1963, Грасс) - французская певица и актриса.

Распространённая легенда гласит, что Эдит Пиаф родилась под уличным фонарём в Бельвиле, но это вряд ли соответствует действительности.

Когда любовь остывает, её нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте.

Пиаф Эдит

Матерью Эдит была неудачливая актриса Анита Майяр, выступавшая под псевдонимом Лина Марса. Отцом был уличный акробат Луи Гассион. В начале Первой мировой войны он отправился добровольцем на фронт. Первый раз он получил двухдневный отпуск только в конце 1915 года, чтобы повидать свою новорожденную дочь Эдит.

Через два года Луи Гассион узнал, что жена его бросила, а дочь отдала на воспитание своим родителям. Условия, в которых жила Эдит, были совершенно ужасающими, и Луи отвёз дочь в Нормандию к своей матери, содержавшей публичный дом.

Тут выяснилось, что Эдит совершенно слепа. Как оказалось, в первые же месяцы жизни у Эдит начал развиваться кератит, но чета Майар, видимо, этого просто не заметила.

Если у мужчины красивые руки, по-настоящему красивые, он не может быть уродливым внутри. Руки не лгут, как лица. Я пою не для всех - я пою для каждого.

Пиаф Эдит

Когда никаких других надежд не оставалось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции. Поездку назначили на 19 августа 1921 года, а 25 августа 1921 года Эдит прозрела. Ей было шесть лет.

Вскоре Эдит пошла в школу, окруженная заботами любящей бабушки, но добропорядочные обыватели не хотели видеть рядом со своими детьми ребенка, живущего в публичном доме, и учёба для девочки очень быстро закончилась.

Тогда отец забрал Эдит в Париж, где они начали вместе работать на площадях - отец показывал акробатические трюки, а его девятилетняя дочь пела. Эдит зарабатывала пением на улице до тех пор, пока её не взяли в кабаре «Жуан-ле-Пен».

Когда я не умираю от любви, когда мне не от чего умирать, - вот тогда я готова издохнуть!

Пиаф Эдит

В 1932 году познакомилась с Луи Дюпоном (фр. Louis Dupont), через год у неё родилась дочь Марсель (фр. Marcelle). Однако Луи не устраивало, что Эдит слишком много времени уделяет своей работе, и он потребовал оставить её. Эдит отказалась, и они расстались. Вначале дочь оставалась с матерью, но однажды, придя домой, Эдит не обнаружила её.

Луи Дюпон забрал дочь к себе, рассчитывая, что любимая женщина вернётся к нему. В это время в Европе свирепствовала «испанка», и дочь Эдит заболела и попала в больницу. После посещений дочери заболела сама Эдит.

В то время эта болезнь излечивалась плохо, не было подходящих медикаментов, и врачи зачастую могли просто наблюдать за болезнью в надежде на благополучный исход. В результате Эдит выздоровела, а Марсель скончалась (1935). Она была единственным ребёнком, родившимся у Пиаф.

Я умираю от любви пятьсот раз за вечер.

Пиаф Эдит

В 1935 году, когда Эдит исполнилось двадцать лет, её заметил на улице Луи Лепле (фр. Louis Leplee), владелец кабаре «Жернис» (фр. le Gerny’s) на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе.

Он научил её репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. Именно Лепле нашёл для Эдит имя - Пиаф (на парижском арго значит «воробышек»). В «Жернисе» на афишах её имя было напечатано как «Малышка Пиаф», и успех первых же выступлений был огромным.

17 февраля 1936 года Эдит Пиаф выступила в большом концерте в цирке «Медрано» вместе с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, Мистингетт, Мари Дюба. Однако успешный взлёт был прерван трагедией: вскоре выстрелом в голову был убит Луи Лепле, и Эдит Пиаф оказалась в числе подозреваемых, так как он в завещании оставил ей небольшую сумму.

Артисты и публика не должны встречаться. После того, как занавес падает, актер должен исчезнуть, как по мановению волшебной палочки.

Пиаф Эдит

Газеты раздули эту историю, и посетители кабаре, в котором выступала Эдит Пиаф, вели себя враждебно, считая, что они вправе «наказать преступницу».

Вскоре Эдит познакомилась с Раймоном Ассо, который окончательно определил дальнейший жизненный путь певицы. Именно ему во многом принадлежит заслуга появления на свет «Великой Эдит Пиаф». Он научил Эдит не только тому, что непосредственно относилось к её профессии, но и всему тому, что ей было необходимо в жизни: правилам этикета, умению выбирать одежду и многому другому.

Реймон Ассо создал «стиль Пиаф», исходя из индивидуальности Эдит, он написал песни, подходящие только ей, «сделанные на заказ»: «Париж - Средиземноморье», «Она жила на улице Пигаль», «Мой легионер», «Вымпел для легиона».

Я всегда отличала друзей от наперстников. С друзьями мне приятно поговорить, от наперсников я ничего не скрываю.

Пиаф Эдит

Именно он добился того, чтобы Эдит выступила в мюзик-холле «АВС» на Больших бульварах - самом знаменитом мюзик-холле Парижа. Выступление в «АВС» считалось выходом на «большую воду», посвящением в профессию.

Он также убедил её сменить сценический псевдоним «Малышка Пиаф» на «Эдит Пиаф». После успеха выступления в «АВС» пресса написала об Эдит: «Вчера на сцене „АВС“ во Франции родилась великая певица». Необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки в достижении цели быстро привели Эдит к вершинам успеха.

С началом Второй мировой войны Эдит рассталась с Реймоном Ассо. В это время она встретилась со знаменитым французским режиссёром Жаном Кокто.

От любовного пожара не застрахуешься.

Пиаф Эдит

Он предложил ей сыграть в небольшой пьесе его сочинения «Равнодушный красавец». Репетиции прошли удачно, и пьеса имела большой успех. Впервые она была показана в сезоне 1940 года. Кинорежиссёр Жорж Лакомб решил снять по пьесе фильм. И в 1941 году был снят фильм «Монмартр на Сене», в котором Эдит получила главную роль.

Однажды, Чарли Чаплин сказал, что Эдит Пиаф в своем творчестве, т. е. в песне, делала то же, что и он в кинематографе. И это правда. Во время войны Эдит Пиаф выступала в лагерях для французских военнопленных. В одном лагере военнопленные всегда были рады увидеть свою соотечественницу, тем более знаменитую певицу.

Эдит Пиаф внезапно выразила желание сфотографироваться с ними. Немецкие власти не смогли отказать знаменитой певице. Эдит сфотографировалась среди ста двадцати пленных и попросила карточку на память. В Париже фотография была отдана в подпольную мастерскую, где тщательнейшим образом проделали следующие работы: лицо каждого пленного пересняли на отдельную карточку, увеличили и приклеили к фальшивому удостоверению личности.

Момент, когда колешься не для того, чтобы тебе стало хорошо, а чтобы не было плохо, наступает очень быстро.
(Во время лечения от наркомании)

Пиаф Эдит

Проходит некоторое время, и она обращается к немецким властям с просьбой разрешить ей снова побывать в этом лагере. Она получает разрешение. И вместе со своей секретаршей, в чемодане с двойным дном прячет сто двадцать удостоверений личности, а затем тайком провозит их в лагерь. Что произошло дальше?

Каждому из ста двадцати пленных, под видом раздачи автографов, она раздавала фальшивые документы. Пленным оставалось только поставить подпись и бежать при первом удобном случае.

Кого-то она увезла из лагеря под видом музыкантов из оркестра, с их фальшивыми удостоверениями… Их было сто двадцать, и все они благодаря Эдит Пиаф получили долгожданную свободу. Уже потом, много лет спустя они приходили иногда во время концертов, чтобы обнять ее, чтобы поплакать вместе… (из воспоминаний кинорежиссера Марселя Блистена)

Эдит помогла найти себя и начать свой путь к успеху многим начинающим исполнителям - Иву Монтану, ансамблю «Компаньон-де ла Шансон», Эдди Константену, Шарлю Азнавуру и другим.

Послевоенное время стало для неё периодом небывалого успеха. Её с восхищением слушали жители парижских предместий и утончённые ценители искусства, рабочие и будущая королева Англии. В январе 1950 года ей предстоял сольный концерт в зале «Плейель», пресса писала «песни улиц в храме классической музыки». Это был очередной триумф.

Несмотря на любовь слушателей, жизнь, полностью посвящённая песне, делала её одинокой. Эдит сама это хорошо понимала: «Публика втягивает тебя в свои объятия, открывает своё сердце и поглощает тебя целиком. Ты переполняешься её любовью, а она - твоей. Потом в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. Они ещё твои. Ты уже больше не содрогаешься от восторга, но тебе хорошо. А потом улицы, мрак, сердцу становится холодно, ты одна».

В 1952 году Эдит попала подряд в две автокатастрофы; чтобы облегчить страдания, вызванные переломами руки и рёбер, врачи делали ей уколы морфия, и Эдит попала в наркотическую зависимость.

В 1954 году Эдит Пиаф снялась в историческом фильме «Если мне расскажут о Версале» вместе с Жаном Маре.

В 1958 году Эдит начала выступать в концертном зале «Олимпия»; успех был ошеломительный. После этого она отправилась в 11-месячное турне по Америке, после - очередные выступления в «Олимпии», турне по Франции. Такие физические, а главное, эмоциональные нагрузки сильно подорвали её здоровье. В 1961 году, в возрасте 46 лет Эдит Пиаф узнала, что она неизлечимо больна раком печени (гепатоцеллюлярная карцинома).

25 сентября 1962 года Эдит пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма «Самый длинный день» песни «Нет, я ни о чём не жалею», «Толпа», «Милорд», «Ты не слышишь», «Право любить». Её слушал весь Париж.

Последнее её выступление на сцене состоялось 18 марта 1963 года. Зал стоя устроил ей пятиминутную овацию.

10 октября 1963 года Эдит Пиаф не стало. Тело певицы было перевезено из города Грасса, где она скончалась, в Париж в обстановке секретности, и официально о её кончине было объявлено в Париже только 11 октября 1963 года (с чем связаны ошибки в некоторых источниках). В тот же день, 11 октября 1963 ушёл из жизни друг Пиаф Жан Кокто. Существует мнение, что он скончался, узнав о смерти Пиаф.

Похороны певицы состоялись на кладбище Пер-Лашез. На них собралось более 40 тысяч человек, многие не скрывали своих слез, цветов было столько, что люди были вынуждены идти прямо по ним.

Фильмография
* 1936 - / La garconne
* 1941 - Монмартр на Сене / Montmartre-sur-Seine
* 1945 - Звезда без света / Etoile sans lumiere
* 1947 - Девять парней, одно сердце / Neuf garcons, un coeur
* 1950 - Париж всегда поет /Paris chante toujours
* 1954 - Если мне расскажут о Версале / Si Versailles m’etait conte
* 1954 - Французский канкан French cancan
* 1959 - Любовники завтрашнего дня / Les amants de demain

Песни
1. A l’enseigne de la fille sans cur (1951)
2. A quoi ca sert l’amour? (1962)
3. Adieu mon cur (1946)
4. Au bal de la chance (1952)
5. Avant l’heure (1951)
6. Avant nous (1956)
7. Avec ce soleil (1954)
8. Bal dans ma rue
9. Boulevard du crime
10. Bravo pour le clown (1953)
11. Browning
12. C’est a Hambourg
13. C’est d’la faute a tes yeux
14. C’est l’amour
15. C’est lui que mon cur a choisi
16. C’est merveilleux
17. C’est peut-etre ca
18. C’est pour ca
19. C’est toi le plus fort
20. C’est un gars
21. C’est un homme terrible
22. C’est un monsieur tres distingue
23. C’etait pas moi
24. C’etait un jour de fete
25. C’etait une histoire d’amour
26. Ca fait drole
27. Carmen’s story
28. Celine
29. Celui qui ne savait pas pleurer
30. `Chand d’habits
31. Chanson bleue
32. Chanson de Catherine
33. Comme moi
34. Comme un moineau
35. Correque et reguyer
36. Coup de grisou
37. Cri du cur
38. Dans leur baiser
39. Dans ma rue
40. Dans un bouge du vieux port
41. De l’autre cote de la rue
42. Demain (il fera jour)
43. Des histoires
44. Ding din dong
45. Du matin jusqu’au soir
46. Eden blues
47. Elle a dit
48. Elle frequentait la rue Pigalle
49. Embrasse-moi
50. Emporte-moi
51. Enfin le printemps
52. Entre Saint-Ouen et Clignancourt
53. Escale
54. Et ca gueule ca madame
55. Et moi
56. Et pourtant
57. Exodus
58. Fais comme si
59. Fais-moi valser…
60. Fallait-il
61. Faut pas qu’il se figure
62. Heureuse
63. Hymne a l’amour (1949)
64. Il a chante
65. Il fait bon t’aimer
66. Il n’est pas distingue
67. Il pleut
68. Il y avait
69. Inconnu, excepte de Dieu
70. J’m’en fous pas mal
71. J’ai danse avec l’amour
72. J’ai qu’a l’regarder…
73. J’en ai tant vu
74. J’entends la sirene
75. J’suis mordue
76. Je m’imagine
77. Je me souviens d’une chanson
78. Je n’en connais pas la fin
79. Je sais comment
80. Je suis a toi
81. Je t’ai dans la peau
82. Jean et Martine
83. Jerusalem
84. Jezabel
85. Jimmy c’est lui
86. Johnny, tu n’es pas un ange
87. Kiosque a journaux
88. L’accordeoniste (1940)
89. L’effet qu` tu m` fais
90. L’escale
91. L’etranger
92. L’homme a la moto
93. L’homme au piano
94. L’homme de Berlin
95. L’homme des bars
96. L’homme que j’aimerai
97. L’orgue des amoureux
98. La belle histoire d’amour
99. La demoiselle du cinquieme
100. La fete continue
101. La foule (1957)
102. La goualante du pauvre Jean
103. La java de Cezigue
104. La Julie jolie
105. La p’tite marie
106. La petite boutique
107. La rue aux chansons
108. La serenade du pave
109. La valse de l’amour
110. La vie en rose (1946)
111. La vie, l’amour
112. La ville inconnue
113. Le ballet des curs
114. Le billard electrique
115. Le bleu de tes yeux
116. Le bruit des villes
117. Le brun et le blond
118. Le chacal
119. Le chant d’amour
120. Le chant du pirate
121. Le chasseur de l’hotel
122. Le chemin des forains
123. Le chevalier de Paris
124. Le ciel est ferme
125. Le contrebandier
126. Le diable de la Bastille
127. Le disque use
128. Le droit d’aimer
129. Le Fanion de la Legion
130. Le gitan et la fille
131. Le grand voyage du pauvre negre
132. Le mauvais matelot
133. Le metro de Paris
134. Le petit brouillard
135. Le petit homme
136. Le petit monsieur triste
137. Le prisonnier de la tour
138. Le rendez-vous
139. Le roi a fait battre tambour
140. Le vagabond
141. Le vieux piano
142. Legende
143. Les amants
144. Les amants d’un jour (1956)
145. Les amants de demain
146. Les amants de Paris
147. Les amants de Teruel
148. Les amants de Venise
149. Les amants merveilleux
150. Les bleuets d’azur
151. Les blouses blanches
152. Les deux copains
153. Les deux menetriers (galop macabre)
154. Les deux rengaines
155. Les flon-flons du bal
156. Les gars qui marchaient
157. Les gens
158. Les grognards
159. Les hiboux
160. Les marins, ca fait des voyages
161. Les momes de la cloche (1936)
162. Les mots d’amour
163. Les neiges de Finlande
164. Les prisons du roy
165. Les trois cloches (1946)
166. Madeleine qui avait du cur
167. Margot cur gros
168. Mariage
169. Marie la francaise
170. Marie-trottoir
171. Mea culpa
172. Milord (1959)
173. Misericorde
174. Mon amant de la coloniale
175. Mon ami m’a donne
176. Mon apero
177. Mon Dieu
178. Mon homme
179. Mon legionnaire (1937)
180. Mon manege a moi
181. Mon vieux Lucien
182. Monsieur Ernest a reussi
183. Monsieur et madame
184. Monsieur Incognito
185. Monsieur Lenoble
186. Monsieur Saint-Pierre
187. Musique a tout va
188. N’y vas pas, Manuel
189. Non, je ne regrette rien (1960)
190. Non, la vie n’est pas triste
191. Notre-Dame de Paris
192. On cherche un Auguste
193. On danse sur ma chanson
194. Opinion publique
195. Ou sont-ils, tous mes copains?
196. Ouragan
197. Padam… Padam… (1951)
198. Paris
199. Paris-Mediterranee
200. Pleure pas
201. Plus bleu que tes yeux
202. Polichinelle
203. Pour moi tout` seule
204. Pour qu’elle soit jolie, ma chanson
205. Qu’as-tu fait, John?
206. Qu’il etait triste, cet anglais
207. Quand meme
208. Quand tu dors
209. Quatorze juillet
210. Regarde-moi toujours comme ca
211. Reste
212. Retour
213. Rien de rien
214. Roulez tambours
215. Salle d’attente
216. Si si
217. Si tu partais
218. Simple comme bonjour
219. Soeur Anne
220. Soudain une vallee
221. Sous le ciel de Paris (1954)
222. Sur une colline
223. T’es beau, tu sais
224. T’es l’homme qu’il me faut
225. Tant qu’il y aura des jours
226. Tatave
227. Telegramme
228. Tiens v’la un marin!
229. Toi qui sais
230. Toi, tu l’entends pas
231. Toujours aimer
232. Tous les amoureux chantent
233. Tout fout l’camp
234. Traque
235. Tu es partout
236. Un coin tout bleu
237. Un etranger
238. Un grand amour qui s’acheve
239. Un homme comme les autres
240. Un jeune homme chantait (1937)
241. Un monsieur me suit dans la rue
242. Un refrain courait dans la rue
243. Une chanson a trois temps (1947)
244. Une dame
245. Une enfant
246. Une valse
247. Va danser
248. Y a pas d’printemps
249. Y avait du soleil
250. Y en a un d’trop

Детство и семья Эдит Пиаф

Родным городом певицы является Париж. Именно там и появилась девочка на свет. Родители дали ей имя Эдит. Полное имя при рождении звучит как Эдит Джованна Гассьон. Семья, в которой она появилась на свет, была творческой. Её мама являлась непризнанной актрисой, зарабатывающей на жизнь выступлениями на сцене, отец же был акробатом.

Так случилось, что Эдит родилась, когда отец был на фронте, и мать осталась одна. Так как выступать на сцене с маленькой дочерью матери было тяжело, она решила «подбросить» малышку к своим родителям. Бабушка по материнской линии совершенно не заботилась о внучке, та была в абсолютно запущенном состоянии. Так как бабушка часто пила вино, то чтобы Эдит её не беспокоила, она и ей подливала вино в бутылочку с молоком. Именно в таких условиях нашёл дочку пришедший с фронта отец. Забрав её, он отправился в Нормандию, где проживала его мать.

Бабушка по линии отца воспитывала внучку в любви, не жалея для неё ничего. Оказалось, что трёхлетняя Эдит совершенно слепа, по причине развившейся после рождения катаракты. Лечение оказалось бесполезным. Прозрела малышка только после того, как её свозили к святой Терезе в город Лизье. Училась в школе Эдит совсем недолго, вскоре приехал отец и забрал её в Париж. Вместе они начали выступать на улицах, так зарабатывая на жизнь. Под пение дочери отец выполнял акробатические номера.

Начало карьеры: первые песни Эдит Пиаф

После того, как девочке исполнилось четырнадцать, она решила жить самостоятельной жизнью. Первое время Эдит трудилась в молочной лавке, но вскоре решила вернуться к уличному пению. Некоторое время она выступала вместе с младшей сестрой по отцу, её звали Симона. Они снимали комнатку в гостинице и вели совершенно самостоятельный образ жизни.

Такое существование продолжалась до тех пор, пока ее уличное выступление не услышал владелец кабаре «Жернис» и не предложил петь в его заведении. Имя этого человека – Луи Лепле. Для первого выступления начинающая певица решила связать себе платье, однако к моменту выхода на сцену один рукав был не связан. Именно это и стало причиной того, что дебютировала она в длинном чёрном платье, накинув сверху белый шарф.

Эдит Пиаф - Padam, Padam

С начала работы Эдит с Лепле у неё появился псевдоним. Лепле назвал её Эдит Пиаф. В переводе с парижского арго псевдоним переводился как «воробушек». На афишах же писалось – «Малышка Пиаф». Карьера девушки стремительно шла вверх, однако ей было суждено прерваться из-за произошедшей с Лепле трагедии – он был застрелен. Так случилось, что в его убийстве подозревали в том числе и певицу.

Взлёт карьеры Эдит Пиаф

Вскоре талантливая певица начала сотрудничать с Реймоном Ассо. Он много сделал для Пиаф, это касалось и внешнего вида, и манеры поведения, и репертуара. Благодаря их усердным репетициям, стало возможным выступление Эдит в самом большом концертном зале Парижа. Его название – «АВС». Выступление получилось грандиозным. Можно сказать, что этот день и был днём рождения великой и неповторимой французской певицы.

От Реймона Ассо певица ушла с началом Второй мировой войны. Она выступала на протяжении всего периода военных действий. Часто это было пение перед военнопленными, которым она старалась помогать, как могла: не раз передавала документы и всё необходимое для побега.

Эдит Пиаф. Non Je Ne Regrette Rien

Став знаменитой во Франции, певица отправилась покорять Америку. Она за свою непродолжительную карьеру много выступала в разных странах. Болезнь очень рано оборвала её жизнь.

Последние годы и причины смерти Эдит Пиаф

Певица была подвержена депрессиям. Так, после смерти своего возлюбленного Марселя Сердана, она много пила, часто бродила в ужасной одежде по улицам, радуясь, что остаётся неузнанной. Пиаф вернулась к нормальной жизни только спустя время, когда рана утраты немного затянулась. После катастрофы, в которую попала певица, она оказалась в больнице, где для ослабления сильнейших болей ей кололи наркотики. Уже после выздоровления, наркотики остались в её жизни, став чем-то обычным. Она оказалась серьёзно зависима.

Ко всем её бедам добавился рак и сильнейший артрит. Порой от боли она падала в обмороки. Последний раз Эдит выступила в марте 1963-го года. Концерт окончился пятиминутной овацией. Певицы не стало в октябре 1963-го года. Хоронить её вышли сорок тысяч человек.

Личная жизнь Эдит Пиаф

Мужчины в жизни Пиаф появились сразу, как только она начала жить отдельно от отца. Любовников у неё было много, она быстро влюблялась, а потом бросала их. Первый брак тоже состоялся рано и длился совсем недолго. Её муж владел небольшим магазином. Его имя – Луи Дюпон. Спустя год у них появилась дочка, которая вскоре умерла от менингита. От дочери заразилась и юная певица, но её организм смог побороть болезнь. После потери дочки, с мужем Пиаф рассталась. Других детей у неё никогда не было.


Большой любовью певицы стал боксёр по имени Марсель Сердан. У них бурно развивался роман, но её возлюбленный погиб в авиакатастрофе. Незадолго до смерти Эдит вышла замуж за парикмахера, влюбившись в него. Молодому человеку было всего двадцать семь лет. Своего мужа певица успела вывести на сцену.

В декабре 2015-го исполнилось 100 лет со дня появления на свет французской звезды по имени Эдит Пиаф. Но кажется, сколько бы ещё столетий не прошло, имя этой гениальной певицы будет так же известно, а её творчество так же почитаемо, как и сегодня. Жизнь Эдит Пиаф – это череда взлётов и глубочайших падений. Пожалуй, испытаний, отмеренных на жизнь этой крошечной женщины ростом в полтора метра, небеса отмеряли столько, сколько хватило бы на десять человек.

Смерть единственного ребёнка, две (по иным сведениям четыре) автомобильные катастрофы, семь тяжёлых операций, зависимость от наркотиков и алкоголя, приступы безумия и белой горячки, попытка самоубийства, три комы из-за гепатита, две мировые войны и потеря любимого человека – это лишь вершина айсберга. Биография Эдит Пиаф – это вереница трагедий, позволяющих назвать эту женщину мученицей и грешницей в равной мере.

Детство и юность

Пиаф родилась в декабре 1915 года. Её родители – несостоявшаяся актриса Анита Майяр и акробат Луи Гассьон – зарабатывали на жизнь как могли. Девочка родилась в разгар Первой мировой войны. Отец ушел на фронт, а мама отправила малютку к бабушке. Женщина злоупотребляла спиртным и внучка стала для неё настоящей обузой. Поэтому в бутылочку с молоком ей подмешивалось вино, чтобы она постоянно спала.


Гассьон, вернувшийся с фронта, нашел дочь в ужасном состоянии. Истощённая, кажется, никогда не мытая, с гноящимися глазами девочка растопила сердце солдата. Луи отвёз малышку в Нормандию к своей пожилой матери. Здесь 3-летняя Эдит Джованна Гассьон, так звучит настоящее имя Пиаф, наконец узнала, что такое уход и внимание. Бабушка с ужасом заметила, что внучка слепая. Как оказалось, развившийся кератит прежняя вечно подвыпившая «нянька» просто не увидела.

Существует легенда, что излечить слепую Эдит Джованну сумела святая Тереза, к которой в Лизье каждый год съезжались тысячи паломников со всей страны. По иным сведениям, малышку вылечили в больнице, но при этом бабушка неустанно молилась о её прозрении святой Терезе. Как бы там ни было, но зрение вернулось к Эдит. С тех пор портретик святой был постоянно с ней до конца жизни.


И всё бы ничего, если бы не место, в котором пришлось жить маленькой Эдит Пиаф вместе с доброй старушкой. Это был публичный дом. По одним сведениям, женщина здесь работала прислугой. По другим – содержала дом. В школе над маленькой девочкой издевались так, что ей пришлось оставить учёбу. Бабушка отправила 9-летнюю внучку к отцу в Париж.

Луи Гассьон сам едва выживал. На его содержании было 8 детей, единокровных братьев и сестёр Эдит. Всё, чем мог помочь старшей дочери папа, это взять ребёнка с собой на работу. Он выступал с акробатическими номерами на улицах и площадях.

Обнаружилось, что дочь умеет петь. Когда мужчина выступал, крошечная девочка исполняла какую-то незатейливую песенку. Жалостливые прохожие, смотря на поющего ребёнка в нищенских лохмотьях, жертвовали больше денег.

Вот так, на улице, и началась творческая биография Эдит Пиаф. Когда девчонке исполнилось 14, она начала жить самостоятельной жизнью, зарабатывая себе на комнату пением в различных злачных местах. Тощая, некрасивая, с вульгарно подкрашенными губами и глазами, в ярких, не видавших стирки тряпках, она смотрелась ужасно. Но голос – голос был великолепен.

Музыка

Уличную певунью заметил хозяин кабаре «Жуан-ле-Пен». Когда эта нескладная девочка выходила петь на сцену, замирали все. Удивительно, но в эти минуты она казалась необычайно красивой. В певицу из кабаре влюбился владелец магазина Луи Дюпон. Они начали жить вместе. В 17 Пиаф стала матерью. Но нянчить крошку Марсель сутками она не могла. Сцена давно стала для Эдит местом, вне которого она не представляла жизни.


Чтобы заставить «нерадивую мать» сидеть дома, Дюпон перевёз малышку к себе домой. Он рассчитывал, что так супруга вернётся к нему. Но Марсель заболела бушевавшим в Париже менингитом, который врачи в то время толком лечить не умели. Эдит Пиаф пришла к девочке в больницу и тоже заразилась. Она сумела выздороветь, а вот Марсель не стало. Больше у певицы никогда не было детей. От Луи она всё-таки ушла.

В 1935 году 20-летняя певица попала в поле зрения владельца кабаре «Жернис», которое располагалось на Елисейских Полях. Луи Лепле сравнил эту бесценную находку с необработанным алмазом. Именно он придумал ей сценическое имя Пиаф (воробушек). «Огранка» оказалась жесткой. Будущую звезду обучали всему: работать с аккомпаниатором, со вкусом одеваться, правильно вести себя на сцене, следить за мимикой, жестикулировать.

Эдит Пиаф исполняет песню Padam, Padam

Некоторые биографы пишут, что Лепле не особо церемонился с «приобретением». Он запросто мог дать артистке подзатыльник. Но желаемого результата он добился. Вскоре новая звезда засверкала на подмостках «Жернис». На первых афишах её имя звучало как «Малышка Пиаф». Успех последовал неожиданно громкий.

А дебютное выступление на радио позволило ей прославиться на всю страну. Радиослушатели заваливали редакцию письмами, требуя «Малышку Пиаф». За стремительным взлётом последовало падение. Лепле нашли застреленным. В круг подозреваемых попала и Пиаф, ведь её в своём завещании Луи тоже упоминал. Началась травля в газетах. Публика устраивала дебоши во время выступлений певицы.


Новый взлёт случился после встречи с известным поэтом Раймоном Ассо. Он научил восходящую звезду всему, чему не успел Лепле. Ассо приписывают создание «стиля Пиаф». Поэт-песенник написал специально «под неё» композиции «Париж - Средиземноморье», «Она жила на улице Пигаль», «Вымпел для легиона» и «Мой легионер».

Вскоре к этому тандему присоединилась композитор Маргерит Монно, от сотрудничества с которой родились песни «Маленькая Мари», «Дьявол рядом со мной» и «Гимн любви».

Эдит Пиаф исполняет песню Non, Je ne regrette rien

Ассо добился выступления Эдит Пиаф на сцене самого популярного в Париже мюзик-холла «АВС». Выступление на этих подмостках приравнивалось к спусканию корабля на большую воду. После первого же выступления все парижские газеты написали о рождении великой французской певицы Эдит Пиаф.

Во время Второй мировой войны звезда ушла от Ассо и начала работать с , известным французским режиссёром. Он снял певицу в своём фильме «Равнодушный красавец». Спустя год, в 1941-ом, артистка снова появилась на экране в картине Жоржа Лакомба «Монмартр на Сене».


Известно, что французская легенда внесла свою лепту в приближение победы. Она выступала перед французскими военнопленными и фотографировалась вместе с ними после концерта. Из этих снимков потом делались фото для документов, с которыми пленные могли бежать из лагеря.

Популярность певицы в послевоенное время была грандиозной. В 1955 году Пиаф выступила в «Олимпии», легендарном концертном зале. После выступления сразу отправилась в многомесячное гастрольное турне по всей Америке.

Эдит Пиаф исполняет песню La vie en rose

Уже тогда звезда была очень больна. Её здоровье, подорванное тяжелыми недугами, алкоголем и наркотиками, которыми она глушила боль от обострившегося артрита, эта поездка подорвала окончательно. Певица проводила в больнице по нескольку месяцев.

В 1961-ом у неё обнаружили рак печени. А в сентябре 1962 года французского «воробушка» слышал весь Париж. Эдит Пиаф с высоты Эйфелевой башни пела соотечественникам свои лучшие песни «Нет, я ни о чём не жалею», «Милорд» и «Право любить». Последний раз она вышла к поклонникам 31 марта 1963 года. Это была сцена оперного театра в Лилле.

Личная жизнь

О её романах рассказывали легенды. Удивительно, но эта маленькая, по большому счёту некрасивая и даже в какой-то мере карикатурная женщина имела невероятную власть над мужчинами. При этом своих любовников всегда бросала первой, едва к ней приходило понимание, что чувства остыли.


Так, например, после 2 лет совместной жизни она поступила с 23-летним , которому пробила дорогу на сцену и научила всему. Поговаривают о её романе с голливудской звездой . Якобы, этих двух легендарных женщин связывали не только дружеские чувства.


Во время гастролей по Америке звезда познакомилась с известным соотечественником – боксёром Марселем Серданом. Он стал главным мужчиной в жизни Эдит Пиаф. На момент знакомства у Сердана была жена и трое сыновей. Но устоять перед этой маленькой великой женщиной он не смог, до конца жизни разрываясь между семьёй и Пиаф. Где бы он ни был, но мчался со всех ног, если его звала Эдит.


Так случилось и в тот страшный октябрьский день 1949 года. Она позвала Марселя в Нью-Йорк, где тогда гастролировала. Сердан бросил всё и вылетел. Его самолёт разбился возле Азорских островов. Останки Марселя опознали по часам, подаренным ему Пиаф. От глубочайшей депрессии звезда спасалась морфием, алкоголем и работой.


Личная жизнь Эдит Пиаф получила шанс измениться, когда певице исполнилось 36. Она вышла замуж за певца Жака Пилса, но вскоре брак распался. Она так и не научилась вить семейное гнездо и создавать уют. Её жилище было проходным двором с роялем в полкомнаты, бедной мебелью и следами запустения.

В самом финале жизни Эдит Пиаф в это жилище забрёл сын греческих эмигрантов Теофанис Ламбукис. Он оказался её давним поклонником. Это была последняя страсть певицы. 20-летняя разница в возрасте, как и все другие условности, не интересовали женщину. На тот момент она уже знала свой страшный диагноз – рак.


Эдит вышла замуж за молодого Теофаниса. Она придумала ему сценическое имя Тео Сарапо и даже постаралась – из последних угасающих сил – вывести его на сцену. Попытка не удалась. Газеты захлёбывались злобными статьями об альфонсе и его престарелой патронессе. Тем не менее, они были счастливы.

Смерть

Сарапо с обожанием смотрел на эту измождённую болезнью, почти облысевшую женщину и до последних дней трогательно ухаживал за ней. Он выводил её гулять и кормил. Так продолжалось всю их совместную семейную жизнь, которая длилась 11 месяцев. Но Тео ненадолго пережил Эдит. Он разбился в аварии спустя 7 лет после её кончины.


10 октября 1963 года легенды не стало. Церковь отказалась её отпевать и совершать церемонию погребения, объяснив это тем, что вся жизнь Эдит Пиаф была сплошным грехом.

Зато поклонники певицы так не считали. На кладбище Пер-Лашез, где похоронили звезду, собралось более 40 тысяч людей. Они принесли с собой такое количество цветов, что они толстым шаром устлали всю аллею до могилы.

Эдит Пиаф (Édith Piaf), настоящее имя Эдит Джованна Гассион (Édith Giovanna Gassion), родилась 19 декабря 1915 года в Париже (Франция). Ее матерью была певица Анита Майяр, носившая сценический псевдоним Лина Марса. Отец, Луи Гассион, был уличным акробатом, участником Первой мировой войны.

Вскоре после рождения малышка была отдана на воспитание бабушке по линии матери, которая плохо обращалась с ребенком.

Прибывший в отпуск отец отправил дочь к собственной матери в Нормандию, в Берней. Вскоре выяснилось, что девочка ослепла.

Когда надежд на выздоровление не осталось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции, и девочка прозрела.

До восьми лет Эдит ходила в школу, но потом отец забрал ее в Париж, где они начали вместе работать на площадях — отец показывал акробатические трюки, а дочь пела.

Позже она стала выступать одна как уличная певица. В 17 лет Эдит родила дочь Марсель, которая спустя два года умерла от менингита.

Поворотным в судьбе Эдит , когда импресарио Луи Лепле, владелец модного кабаре "Джернис", расположенного по соседству с Елисейскими полями, услышав ее пение, пригласил выступить в своем заведении с песней "Бездомные девчонки".

Небольшой рост певицы (меньше полутора метров) и ее внешний вид натолкнули владельца кабаре на мысль придумать ей сценический псевдоним Малышка Пиаф, что на парижском жаргоне означает "воробей".

Успех первых же выступлений был огромным. Специально для Эдит Жак Буржа написал первые песни — "Слова без истории" и "Старьевщик".

В феврале 1936 года Эдит Пиаф выступила в большом концерте в цирке "Медрано" вместе с ведущими звездами французской эстрады. Короткое выступление на Радио-Сите позволило ей сделать первый шаг к славе.

После убийства Луи Лепле в апреле 1936 года Эдит попала под подозрение полиции. В газетах печаталась ее фотография как подозреваемой. В результате парижская публика была настроена настолько враждебно, что Пиаф была вынуждена покинуть город и выступать в его пригородах, Ницце и в Бельгии.

Когда скандал утих, певица смогла вернуться в Париж. В 1937 году она сблизилась с поэтом и композитором Раймондом Ассо, который помог ей создать "стиль Пиаф", отталкиваясь от индивидуальности певицы. Им были написаны песни "Париж — Средиземноморье", "Она жила на улице Пигаль", "Мой легионер", "Вымпел для легиона". История Эдит Пиаф стала историей ее песен. Ассо добился выступления певицы в мюзик-холле "АВС" на Больших бульварах — самом знаменитом мюзик-холле Парижа.

С этого времени певица выступала под именем Эдит Пиаф. В 1939 году Эдит рассталась с Ассо.

В этот период она познакомилась со знаменитым французским поэтом, драматургом и режиссером Жаном Кокто, который предложил ей сыграть в небольшой пьесе его сочинения "Равнодушный красавец", впервые показанной в сезон 1940 года. Игра Эдит произвела впечатление на режиссера Жоржа Лакомба, который снял по пьесе фильм "Монмартр на Сене" (Montmartre-sur-Seine, 1941) с Эдит Пиаф в главной роли.

Во время оккупации Франции (1940-1944) певица много выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии, фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными "на память", а потом в Париже по этим фотографиям изготавливали фальшивые документы для солдат, бежавших из лагеря. Затем Эдит отправлялась в тот же лагерь и тайно раздавала фальшивые удостоверения личности военнопленным.

В 1947 году Эдит отправилась на гастроли по Греции, а затем — в США, где встретила самую большую любовь в жизни — боксера Марселя Сердана, который был женат и имел троих сыновей. В 1949 году Сердан погиб в авиакатастрофе. Его трагическая смерть вызвала у певицы тяжелую депрессию.

В 1952 году певица попала подряд в две автокатастрофы. Облегчая страдания, вызванные переломами, врачи кололи ей морфий, и Эдит попала в наркотическую зависимость.

В июле 1952 года она вступила в брак с поэтом и певцом Жаком Пилсом, спустя четыре года брак распался.

В 1958 году Эдит с успехом выступила в концертном зале "Олимпия". В том же году началось ее 11-месячное турне по Америке, а затем состоялись очередные выступления в "Олимпии" и турне по Франции.

В 1961 году певица узнала, что она неизлечимо больна раком печени.

25 сентября 1962 года Эдит Пиаф пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма "Самый длинный день" песни "Нет, я ни о чем не жалею", "Толпа", "Милорд", "Ты не слышишь", "Право любить".

В октябре 1962 года она вышла замуж за парикмахера Тео Ламбукаса, грека по национальности. Эдит придумала ему псевдоним Сарапо (по-гречески "я тебя люблю").

В апреле 1963 года Пиаф записала свою последнюю песню.

В кино Эдит Пиаф сыграла главные роли в картинах "Звезда без света" (Star Without Light, 1946) и "Любовники завтрашнего дня" (Les Amants de demain, 1959), она также снималась в драмах "Тайны Версаля" (Affairs in Versailles) и "Французский канкан" (French Cancan), вышедших на экраны в 1954 году и др.

- (фр. Édith Piaf, урожденная Эдит Джованна Гассион (фр. Édith Giovanna Gassion) 19 декабря 1915, Париж - 10 октября 1963, Грасс) - французская певица и актриса.

Распространённая легенда гласит, что Эдит Пиаф родилась под уличным фонарём в Бельвиле, но это вряд ли соответствует действительности. Матерью Эдит была неудачливая актриса Анита Майяр, выступавшая под псевдонимом Лина Марса. Отцом был уличный акробат Луи Гассион. В начале Первой мировой войны он отправился добровольцем на фронт. Впервые он получил двухдневный отпуск только в конце 1915 года, чтобы повидать свою новорожденную дочь Эдит.
Через два года Луи Гассион узнал, что жена его бросила, а дочь отдала на воспитание своим родителям. Условия, в которых жила Эдит, были совершенно ужасающими, и Луи отвёз дочь в Нормандию к своей матери, содержавшей публичный дом. Тут выяснилось, что Эдит совершенно слепа. Как оказалось, в первые же месяцы жизни у Эдит начал развиваться кератит, но чета Майар, видимо, этого просто не заметила. Когда никаких других надежд не оставалось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции. Поездку назначили на 19 августа 1921 года, а 25 августа 1921 года Эдит прозрела. Ей было шесть лет.

Вскоре Эдит пошла в школу, окруженная заботами любящей бабушки, но добропорядочные обыватели не хотели видеть рядом со своими детьми ребенка, живущего в публичном доме, и учёба для девочки очень быстро закончилась. Тогда отец забрал Эдит в Париж, где они начали вместе работать на площадях - отец показывал акробатические трюки, а его девятилетняя дочь пела. Эдит зарабатывала пением на улице до тех пор, пока её не взяли в кабаре «Жуан-ле-Пен».
Юность

В 1932 году познакомилась с Луи Дюпоном (фр. Louis Dupont), через год у неё родилась дочь Марсель (фр. Marcelle). Однако Луи не устраивало, что Эдит слишком много времени уделяет своей работе, и он потребовал оставить её. Эдит отказалась, и они расстались. Вначале дочь оставалась с матерью, но однажды, придя домой, Эдит не обнаружила её. Луи Дюпон забрал дочь к себе, рассчитывая, что любимая женщина вернётся к нему. В это время в Европе свирепствовала «испанка», и дочь Эдит заболела и попала в больницу. После посещений дочери заболела сама Эдит. В то время эта болезнь излечивалась плохо, не было подходящих медикаментов, и врачи зачастую могли просто наблюдать за болезнью в надежде на благополучный исход. В результате Эдит выздоровела, а Марсель скончалась (1935). Она была единственным ребёнком, родившимся у Пиаф.

В 1935 году, когда Эдит исполнилось двадцать лет, её заметил на улице Луи Лепле (фр. Louis Leplée), владелец кабаре «Жернис» (фр. le Gerny’s) на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе. Он научил её репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. Именно Лепле нашёл для Эдит имя - Пиаф (на парижском арго значит «воробышек»). В «Жернисе» на афишах её имя было напечатано как «Малышка Пиаф», и успех первых же выступлений был огромным. 17 февраля 1936 года Эдит Пиаф выступила в большом концерте в цирке «Медрано» вместе с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, Мистингетт, Мари Дюба. Однако успешный взлёт был прерван трагедией: вскоре выстрелом в голову был убит Луи Лепле, и Эдит Пиаф оказалась в числе подозреваемых, так как он в завещании оставил ей небольшую сумму. Газеты раздули эту историю, и посетители кабаре, в котором выступала Эдит Пиаф, вели себя враждебно, считая, что они вправе «наказать преступницу».

Вскоре Эдит познакомилась с Реймоном Ассо, который окончательно определил дальнейший жизненный путь певицы. Именно ему во многом принадлежит заслуга появления на свет «Великой Эдит Пиаф». Он научил Эдит не только тому, что непосредственно относилось к её профессии, но и всему тому, что ей было необходимо в жизни: правилам этикета, умению выбирать одежду и многому другому. Реймон Ассо создал «стиль Пиаф», исходя из индивидуальности Эдит, он написал песни, подходящие только ей, «сделанные на заказ»: «Париж - Средиземноморье», «Она жила на улице Пигаль», «Мой легионер», «Вымпел для легиона».
Именно он добился того, чтобы Эдит выступила в мюзик-холле «АВС» на Больших бульварах - самом знаменитом мюзик-холле Парижа. Выступление в «АВС» считалось выходом на «большую воду», посвящением в профессию. Он также убедил её сменить сценический псевдоним «Малышка Пиаф» на «Эдит Пиаф». После успеха выступления в «АВС» пресса написала об Эдит: «Вчера на сцене „АВС“ во Франции родилась великая певица». Необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки в достижении цели быстро привели Эдит к вершинам успеха.

С началом Второй мировой войны Эдит рассталась с Реймоном Ассо. В это время она встретилась со знаменитым французским режиссёром Жаном Кокто. Он предложил ей сыграть в небольшой пьесе его сочинения «Равнодушный красавец». Репетиции прошли удачно, и пьеса имела большой успех. Впервые она была показана в сезоне 1940 года. Кинорежиссёр Жорж Лакомб решил снять по пьесе фильм. И в 1941 году был снят фильм «Монмартр на Сене», в котором Эдит получила главную роль.

Во время войны скончались родители Эдит. Земляки ценили и личное мужество Пиаф, выступавшей во время войны в Германии перед французскими военнопленными, чтобы после концерта вместе с автографами передать им все необходимое для побега, и её милосердие - она устраивала концерты в пользу семей погибших. В период оккупации Эдит Пиаф выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии, фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными «на память», а потом в Париже по этим фотографиям изготавливали поддельные документы для солдат, бежавших из лагеря. Затем Эдит отправлялась в тот же лагерь и тайно раздавала фальшивые документы военнопленным. Скрывала евреев, в частности, помогла композитору Мишелю Эмеру и Норберту Гланзбергу, кинорежиссёру Марселю Блистену.

Эдит помогла найти себя и начать свой путь к успеху многим начинающим исполнителям - Иву Монтану, ансамблю «Компаньон де ла Шансон», Эдди Константену, Шарлю Азнавуру и другим.
Эдит со своей секретаршей Андре Бижар, участницей Сопротивления, приняла предложение оккупационных властей спеть в Германии. Тем, кто её критиковал, она отвечала: «Я буду петь для наших ребят в лагерях военнопленных. Представляете, как им нужна поддержка?» И она действительно спела и снялась с пленными на большой фотографии. Вернувшись в Париж, она отдала фото подпольщикам, и те изготовили поддельные паспорта для всех ста пятидесяти пленников. Приехав в лагерь ещё раз, Пиаф тайком передала паспорта французам, и часть из них сумели бежать. Это не миф. Эту историю она рассказала, когда после освобождения от оккупации её пытались обвинить в коллаборационизме. Защищать её пришли не только спасенные беглецы, но и друзья-евреи, которым она помогала скрываться от нацистов. В конце разбирательства члены комиссии встали навытяжку и отдали честь этой маленькой женщине.

Однажды, Чарли Чаплин сказал, что Эдит Пиаф в своем творчестве, т.е. в песне, делала то же, что и он в кинематографе. И это правда. Во время войны Эдит Пиаф, выступала в лагерях для французских военнопленных. В одном лагере военнопленные всегда были рады увидеть свою соотечественницу, тем более знаменитую певицу. Эдит Пиаф внезапно выразила желание сфотографироваться с ними. Немецкие власти не смогли отказать знаменитой певице. Эдит сфотографировалась среди ста двадцати пленных и попросила карточку на память. В Париже фотография была отдана в подпольную мастерскую, где тщательнейшим образом проделали следующие работы: лицо каждого пленного пересняли на отдельную карточку, увеличили и приклеили к фальшивому удостоверению личности. Проходит некоторое время, и она обращается к немецким властям с просьбой разрешить ей снова побывать в этом лагере. Она получает разрешение. И вместе со своей секретаршей, в чемодане с двойным дном прячет сто двадцать удостоверений личности, а затем тайком провозит их в лагерь. Что произошло дальше? Каждому из ста двадцати пленных, под видом раздачи автографов, она раздавала фальшивые документы. Пленным оставалось только поставить подпись и бежать при первом удобном случае. Кого-то она увезла из лагеря под видом музыкантов из оркестра, с их фальшивыми удостоверениями… Их было сто двадцать, и все они благодаря Эдит Пиаф получили долгожданную свободу. Уже потом, много лет спустя они приходили иногда во время концертов, чтобы обнять ее, чтобы поплакать вместе… (из воспоминаний кинорежиссера Марселя Блистена)

Послевоенное время стало для неё периодом небывалого успеха. Её с восхищением слушали жители парижских предместий и утончённые ценители искусства, рабочие и будущая королева Англии. В январе 1950 года ей предстоял сольный концерт в зале «Плейель», пресса писала «песни улиц в храме классической музыки». Это был очередной триумф.
Несмотря на любовь слушателей, жизнь, полностью посвящённая песне, делала её одинокой. Эдит сама это хорошо понимала: «Публика втягивает тебя в свои объятия, открывает своё сердце и поглощает тебя целиком. Ты переполняешься её любовью, а она - твоей. Потом в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. Они ещё твои. Ты уже больше не содрогаешься от восторга, но тебе хорошо. А потом улицы, мрак, сердцу становится холодно, ты одна».

В 1952 году Эдит попала подряд в две автокатастрофы; чтобы облегчить страдания, вызванные переломами руки и рёбер, врачи делали ей уколы морфия, и Эдит попала в наркотическую зависимость. В 1954 году Эдит Пиаф снялась в историческом фильме «Если мне расскажут о Версале» вместе с Жаном Маре.

В 1958 году Эдит начала выступать в концертном зале «Олимпия»; успех был ошеломительный. После этого она отправилась в 11-месячное турне по Америке, после - очередные выступления в «Олимпии», турне по Франции. Такие физические, а главное, эмоциональные нагрузки сильно подорвали её здоровье. В 1961 году, в возрасте 46 лет Эдит Пиаф узнала, что она неизлечимо больна раком печени (гепатоцеллюлярная карцинома). 25 сентября 1962 года Эдит пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма «Самый длинный день» песни «Нет, я ни о чём не жалею», «Толпа», «Милорд», «Ты не слышишь», «Право любить». Её слушал весь Париж.
Последнее её выступление на сцене состоялось 18 марта 1963 года. Зал стоя устроил ей пятиминутную овацию.

10 октября 1963 года Эдит Пиаф не стало. Тело певицы было перевезено из города Грасса, где она скончалась, в Париж в обстановке секретности, и официально о её кончине было объявлено в Париже только 11 октября 1963 года (с чем связаны ошибки в некоторых источниках). В тот же день, 11 октября 1963 ушёл из жизни друг Пиаф Жан Кокто. Существует мнение, что он скончался, узнав о смерти Пиаф. Похороны певицы состоялись на кладбище Пер-Лашез. На них собралось более 40 тысяч человек, многие не скрывали своих слез, цветов было столько, что люди были вынуждены идти прямо по ним.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.