Что умеет малыш в 6 месяцев комаровский. Развитие ребенка на шестом месяце жизни. Понимание и развитие речи

МИР РЕБЕНКА

Родители замечают появление новых особенностей в поведении и характере ребенка. Ласковый, открыто проявляющий свои чувства малыш вдруг начинает с опаской относиться к незнакомым людям. При появлении гостя он уже не так охотно улыбается и выражает свою радость. Даже бабушка, которая постоянно навещает внука, рискует получить отпор, пытаясь взять его на руки. К счастью, первоначальная робость малыша быстро проходит. Чтобы ребенок преодолел смущение, взрослым достаточно поговорить с ним или подарить игрушку, и они снова станут добрыми друзьями.
Почему так происходит? Неужели ребенок действительно утратил свой мягкий, добрый нрав? Нет. Просто единственные люди, с которыми он всегда готов общаться и которым доверяет, - это его родители. В сознании малыша мама и папа ассоциируются с ощущением безопасности и комфорта, с едой и удовольствием, и он не принимает никакой замены. Появление нового лица может грозить ему разлукой с родителями.
Как только малыш привыкает к незнакомому человеку, он сразу становится веселым и ведет себя естественно. Шестимесячный ребенок начинает осознавать свое "я" и то влияние, которое он оказывает на окружающих. Малыш любит покривляться и подурачиться, и если его гримасы вызывают одобрение взрослых, он начинает делать это еще с большим энтузиазмом.

Двигательные навыки

В возрасте шести месяцев многие дети способны самостоятельно садиться, вытянув руки вперед, а чтобы сохранить равновесие, крепко упираются ими в пол. Находясь в сидячем положении, они видят мир совсем по-другому. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Катаясь в тележке по магазину, он ощутит себя в центре волшебного мира, полного ярких красок и всевозможных звуков.
Многие шестимесячные дети уже вполне способны самостоятельно передвигаться. Одни ползают, лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами. Другие перемещаются, упираясь коленями. Кроме того, случается, что некоторые малыши, будучи достаточно развитыми, не могут сдвинуться с места. Если перед таким ребенком положить игрушку, он будет стремиться достать ее. Однако его попытки продвинуться вперед, изо всех сил отталкиваясь ногами, остаются безуспешными, и в конце концов он даже отодвигается назад от цели. Часто мы замечаем, что ребенок, который способен долго и устойчиво сидеть, не любит двигаться.
В этом возрасте малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем снова протягивает свободную руку и хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Пройдет некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен куда-нибудь положить ту, которую держит.
Теперь малыш осознанно стремится достичь цели, кроме того, он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. По-видимому, этому способствуют два обстоятельства: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет малышу воспринимать изображение на расстоянии. Теперь он будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.
В этом возрасте ребенок начинает разбираться в сложных ситуациях и принимать решения. Обратимся к классическому примеру из психологии, когда шестимесячный малыш, видя (по условиям эксперимента), что может упасть, отказывается ползти к матери через мост. В реальной жизни ребенок скорее всего остановится, приближаясь к краю кровати или к верхней ступеньке лестницы. К сожалению, нет никакой гарантии, что он всегда будет вести себя осторожно, поэтому родители должны постоянно присматривать за ним. Итак, в этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие, которое отражает сложные физиологические процессы, происходящие в его нервной системе.
Часто родители стремятся обучить шестимесячных детей плавать. Смысл заключается в том, что движения плывущего человека напоминают движения ползущего, и если ваш ребенок уже умеет ползать, то без труда научится и плавать. В действительности, если малыша обучают заботливые родители или опытный тренер, он может задерживать дыхание и перемещаться в воде на короткое расстояние. Очень немногим детям удается поднять голову над водой, чтобы перевести дыхание, и почти никто из них не в состоянии целенаправленно проплыть из одного места в другое. Плавание - прекрасное занятие для взрослых и детей. Однако если ребенка обучать слишком рьяно, он может начать бояться воды, и этот страх будет трудно преодолеть.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Для ребенка открывается новый мир звуков и образов. Его внимание начинают привлекать незаметные на первый взгляд детали, и он всегда знает, когда вы радуетесь или грустите. Малышу нравится играть одновременно с несколькими предметами, особенно с теми, которые приятно видеть и трогать. Теперь его любимые игрушки - это мячик, сшитый из разных по текстуре и цвету кусочков ткани, мягкая резиновая зверюшка, издающая громкий писк, звенящие кубики, ключи, ложки, кухонная посуда, яркие прищепки для белья.
Итак, ребенок свободно сидит, опираясь на что-либо, занимается игрушками и получает от этого большое удовольствие. Как правило, внимание малыша приковано только к одному предмету, с которым ему нравится играть. Взяв в руку погремушку, ребенок сначала внимательно рассматривает ее. Две-три секунды спустя он начинает энергично трясти ею, затем перекладывает в другую руку, сильно ударяет погремушкой, некоторое время держит ее во рту, снова трясет и наконец роняет. Через какое-то время малыш может обратить внимание на другой предмет и поступить с ним таким же образом.
Ребенка привлекает шуршание оберточной бумаги. Ему нравится мять руками тонкую папиросную бумагу или мягкую фольгу. Поскольку во время игры малыш может затащить ее в рот, необходимо особенно внимательно наблюдать за ним. Не позволяйте ему брать в рот кусочки газеты или журнала. Типографская краска может повредить здоровью малыша.
На этом этапе развития ребенок начинает узнавать знакомые предметы, даже если они чем-нибудь прикрыты. Погремушка, частично прикрытая материей, вызывает особый интерес ребенка. По-видимому, он начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Однако в этом возрасте ребенок вряд ли станет искать игрушку, если она закрыта полностью. Это можно объяснить, во-первых, тем, что пока ребенок еще не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно или если он куда-нибудь закатился. Во-вторых, малыш не знает, что вещи могут быть не видны, если они спрятаны внутри другого предмета, закрыты чем-нибудь или заслонены.

Понимаем своего ребенка

Несмотря на настороженное отношение шестимесячного ребенка к незнакомым людям, ему необходимо человеческое общение. Он любит играть с братьями и сестрами и рад появлению других детей. Если два шестимесячных малыша находятся рядом, они сразу замечают действия друг друга и начинают их повторять. Стоит одному рассмеяться, тут же заливается смехом второй. Если кто-то из них закричит, другой сразу же следует его примеру. Создается впечатление, что каждый малыш полностью отождествляет себя со своим партнером по игре.
Одна из самых любимых игрушек ребенка - зеркало. Он может подолгу сидеть перед ним, разговаривать со своим отражением и даже целовать его. Если зеркало в ответ молчит, ребенок способен ударить по нему, словно пытаясь выяснить, в чем дело.
По мере того как мир образов и звуков становится богаче, игры, в которые играет малыш, приобретают более сложный характер. Он с удовольствием предвкушает момент, когда "придет коза-рогатая" и "забодает" его, и уже заранее смеется, ожидая щекотку. Малыша привлекают движения взад и вперед, а если папа прячется за дверь, а затем выглядывает, это вызывает у него бурю восторга. Когда взрослый устает от постоянного движения, ребенок пытается изменить правила игры. Если папе надоедает трясти его на коленях и петь, малыш начинает подпрыгивать самостоятельно в надежде продлить удовольствие.
Стремление ребенка заставить взрослого выполнять свои желания наводит на мысль о том, что он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Ему кажется, что люди, а не вещи являются причиной того, что происходит вокруг. Малыш "разговаривает" с игрушками, не требуя от них ответа. Однако когда он общается с людьми, его лепет звучит намного выразительнее и может означать вопрос, ответ, замечание или команду. Если папа пытается спустить ребенка с рук, а тому не нравится это, в голосе малыша появляются повелительные интонации.
Шестимесячный ребенок старается подражать произношению, характерному для языка, на котором говорят взрослые. Его лепет становится более различимым, даже если он сам этого не осознает. Маленький китаец будет "гулить", подражая китайскому языку, кубинец - испанскому, американец - английскому, а лишенный слуха ребенок будет говорить все меньше и меньше. У малыша проявляется все большая способность подражать поведению окружающих. Раньше это относилось только к мимике лица и к голосу. Теперь мы видим, что ребенок старается повторять и жесты. Однако пока он ограничивается только теми движениями, которые ему известны. Чтобы имитировать движения чьих-то рук, малыш должен видеть свои. Он начинает хлопать в ладоши или ударять по кастрюле, заметив, как это делают родители.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Ребенок обследует дом
Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.
Сядьте на пол вместе с ребенком
В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать. Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе.
Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.
Называйте своими именами
В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела - глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.
Пригласите в гости друзей
Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.

Время игр

Новые открытия
Ладушки
Поиграйте с малышом в ладушки. Спойте ему песенку: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
Разговор с чашкой
Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет повторять.
Шарик с водой
Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят. Не оставляйте ребенка одного. Помните: если ребенок возьмет его в рот, разорвавшийся шарик может принести вред.
Игра со звуками
Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя ложкой по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и через некоторое время присоединится к игре.
Фотографии мамы и папы
При любой возможности произносите слова "папа" и "мама". Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш "гулит" "ма-ма" и "па-па", показывайте ему на фотографии и говорите: "Это мама, а это папа".
Развитие координации
"Птички полетели"
Медленно рассказывайте ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите "Птички полетели", поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет смеяться. Старайтесь не раскачивать и не дергать ребенка за руки слишком сильно, их можно легко вывихнуть.
Посадите ребенка на плечи
Пусть папа посадит малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.
Покачайте малыша на ноге
Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.
Если ребенок научился ползать
Соорудите перед ребенком забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.
Крутящийся шарик
Отличный способ заставить малыша ползать - показать ему, как движется по кругу шарик. Начните медленно вращать его на некотором расстоянии от ребенка. Обратите внимание малыша на шарик, сказав: "Скорее иди сюда и возьми шарик".
Игра с мячиком
Посадите ребенка на пол и начните катать перед ним мячик туда и обратно. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Решение проблем
Третья игрушка
Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит. Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один предмет, нужно освободить руки.
Игрушка, наполовину спрятанная под одеяло
Спрячьте любимую игрушку ребенка под одеяло или накроите чем-нибудь другим, так чтобы был виден ее край. Малыш схватить ту часть игрушки которую увидит, и будет дергать за нее. В конце концов, он научится стаскивать с игрушки одеяло.
Уроните куклу со стола
Попробуйте перемещать тряпичную куклу по столу а затем позвольте ей упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш наблюдает за вашими действиями.
Через некоторое время он научится ждать того момента, когда кукла упадет, и будет заранее смотреть на пол.
Игра с формочками
Дайте малышу несколько формочек для выпечки пирожных. Покажите, как нужно ударять ими друг о друга и о стол.
Спрячьте радиоприемник
Спрячьте радиоприемник под пеленку и понаблюдайте, сможет ли малыш найти его.
Воздушный шарик
Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного -- если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.
Дайте малышу "доску для игр"
Сейчас самое подходящее время, чтобы познакомить малыша с детской доской для игр. Выберите предметы, с которыми легко обращаться. Поместите доску в том месте, где малышу будет удобно играть.
Помашите рукой на прощание
Каждый раз, выходя ненадолго из комнаты, не забывайте на прощание помахать малышу рукой. Это подготовит ребенка к вашему длительному отсутствию.

Повседневные дела

Время кормления
Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул
В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле со столиком или в детском креслице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему развивать движения пальцев. Начните тренировки с сухих завтраков или с несоленых крекеров.
Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске
Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.
Помогите ребенку стучать по столу
Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова "удар, ударять", чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.
Сладкое желе
Приготовьте вкусное желе, смешав сок с желатином, и положите несколько кусочков на столик перед ребенком. Малышу понравится хватать сладкие скользкие кусочки и отправлять их в рот.
Соломинки
Если вы едите в ресторане, возьмите пластмассовые соломинки и крышки с дырочками от стаканчиков, используйте их в качестве игрушек. Наденьте несколько крышек на соломинку, оставляя пустое пространство между ними. Покажите малышу, как нужно стягивать их с соломинки.

Время отдыха
Занимательная подушка
Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы. Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая игрушка, пусть он поиграет с ней.
Большая тряпичная кукла
Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он делает.

6 месяцев – это первый серьезный юбилей вашего крохи. Он из беспомощного младенца начинает превращаться в смышленого малыша, активно изучающего все, что находится вокруг него.

Всем родителям интересно знать, что должен уметь делать их ребенок в полугодовалом возрасте. Нет одинаковых детей, и каждый развивается по-разному: одни быстрее, другие медленнее. Но всегда существует ориентир, на который нужно равняться. О развитии малыша поговорим в этой статье.

Физиологические особенности грудничка в 6 месяцев

За последний месяц малыш наберет еще примерно 600 грамм и теперь его вес достигнет 7400-7900 гр. Также кроха вырастет на 1,5-2 сантиметра, приблизившись ростом к 70 см.

К полугодовалому возрасту темпы, с которым малыши набирают вес, замедляются. Мальчики и девочки развиваются по-разному, что становится заметно уже у шестимесячных крох. Отличаются они средними показателями веса и роста: девочки часто чуть меньше мальчиков.

Слух . Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся двери, журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.

Зрение. В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса. Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.

Речевые навыки. Малыш еще активнее и дольше, чем раньше гулит, а в его лепете отчетливо проскакивают согласные звуки а-ма, ба-бя, па и т.д. В 6 месяцев активно формируются и развиваются речевые реакции ребенка. То есть, он уверенно связывает предмет с его озвученным названием.

Слушая речь взрослых, ребенок старается подражать им не только звучанием, но и интонацией. Кроху забавляют новые звуки, теперь он с удовольствием болтает, даже когда находится в комнате один. Ребенок в 6 месяцев овладевает артикуляцией языка, а звуки становятся более разнообразными.

Сон. Сон к этому возрасту обычно становится более спокойным и продолжается до 16 часов в сутки. При этом на ночной отдых приходится 9–10 часов. Днём ребёнок спит несколько раз, от 20 мин до 3–4 часов. Сон на свежем воздухе часто более длительный и спокойный, чем в помещении.

Физические навыки малыша в 6 месяцев

В полгода многие детки активно начинают менять положение своего тела в пространстве. Они переворачиваются, присаживаются, пытаются ползти. Такому проявлению активности способствует окрепший мышечный корсет и тяга к новым достижениям, таким как:

  • Грудничок встаёт на четвереньки, раскачивается в этом положении.
  • К 6 месяцам, малыш уже умеет поворачиваться не только со спины на животик, но и обратно. Лежа на животе, карапуз старается встать, отрывая животик от поверхности. Если есть за что ухватиться, малыш сможет, подтянув свое туловище, сесть. Теперь это получается у него очень хорошо.

Лежа на животе, малыш может держать свое тело, опираясь только на одну руку, другая ведь нужна, чтобы брать игрушки. Теперь ребенок понимает, что у него есть две ручки, и он может взять сразу две игрушки. Вскоре он начнет осознавать, что ему нужно что-то выпустить из рук для того, чтобы взять другую вещь.


Психоэмоциональное развитие 6 месячного малыша

К 6 месяцам большинство из рефлексов, имеющихся у новорождённых, угасают или в норме не наблюдаются вовсе. Зато малыш становится более самостоятельным, активно и настойчиво приобретает новые навыки и умения:

Питание грудничка: таблица прикорма

Поводы для беспокойства: когда нужно обратиться к врачу?

Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов. Необходимо обратиться к доктору, если:

  • малыш не держит уверенно голову;
  • при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
  • ребенок не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
  • не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
  • малыш не делает попыток в произношении звуков;
  • кроха не реагирует на звуки и речь;
  • грудничок не интересуется игрушками.

Осмотр у врачей и вакцинация

В 6 месяцев малыша, как и в предыдущие месяцы, осматривает педиатр , который замеряет вес, рост, температуру, объем головы и груди. Оценивает нервно-психическое и физическое развитие крохи, отвечает на вопросы.

После осмотра врач принимает решение о плановой вакцинации против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и вирусного гепатита В , гемофильной инфекции (группа риска).

Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2018 году регулирующийся Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» вычеркивает из осмотра таких врачей, как: невролог, хирург и ортопед. Также в 6 месяцев не нужно сдавать общий анализ крови и мочи .

Но, при необходимости, врач может выписать направления на внеплановое посещение других узких специалистов, сдачу анализов и проведение различных обследований.

Уход за малышом в 6 месяцев

Утром малыша купать не нужно, его достаточно просто умыть. Следите за чистотой и сухостью его ягодичек, вовремя меняйте подгузник, избегайте появления в этой зоне воспалительных процессов.

Отличительной особенностью при вечернем купании ребенка в 6 месяцев является активная вовлеченность родителей в процесс купания. Теперь вы можете придумывать различные игры в воде, сделав при этом процесс купания очень интересным и занимательным.

Если до 6 месяцев при купании необходимо было постепенно уменьшать температуру воды, для того чтобы увеличить двигательную активность малыша и закалить его, то начиная с этого месяца температура должна быть неизменной.

Ребенку должно быть комфортно, он не должен мерзнуть. Помните, что в ванне ребенок в большей степени сидит, при этом его движения становятся менее активными, именно потому сейчас нужно обеспечить ребенку ту температуру, на которой вы закончили снижение, а именно +32-36 градусов.

Познавательные игры и упражнения для развития малыша

В магазине в настоящее время можно приобрести специальные детские развивающие центры, сенсорные коврики, интересные картинки, которые здорово повеселят малыша и будут ему полезны. Но для игры с мамой порой достаточно и подручных средств, типа предметов обихода, ложечек, разных формочек и т.д.


В этом возрасте для крохи очень важна эмоциональная составляющая игры, а также удовлетворение познавательного интереса. Неудивительно, что он пытается все потрогать, пощупать, отведать на вкус. Таким образом, он получает нужные ему сенсорные стимулы, которые помогают правильно расти и развиваться мозгу.

Частые проблемы у 6 месячного малыша

Большинство родителей сталкиваются с новыми проблемами, когда карапузу исполняется 6 месяцев. К самым распространенным неприятностям, объясняемым ранним возрастом, относятся следующие:

  • Дискомфорт от прорезывания зубов. Десны набухают и чешутся, вызывая капризы. Используйте охлаждающие гели, специальные прорезыватели, чтобы минимизировать неприятные ощущения.
  • Пробуждения по ночам . Часто малыши несколько раз просыпаются за ночь. Улучшить сон крохи поможет купание на ночь и кормление после него. Проследите, чтобы между последним дневным и ночным сном прошло не меньше 4 часов.
  • Травмы . Возросшая активность приводит к тому, что шансы травмироваться у ребенка увеличиваются. Падения с кровати, удары о мебель при попытках ползти и другие неприятности родители могут предупредить, только если обеспечат постоянный контроль. Осмотрите помещение, где находится карапуз, сделайте его максимально безопасным.

Полгодика воспринимается как определенный рубеж в развитии малыша. Вам интересно, что должен уметь ребенок в шесть месяцев и как помочь маленькому человеку продвинуться в своем развитии.

Сегодня об этом и расскажу, но помните, что детки могут приобретать новые умения в разное время и в разном темпе.

Развитие тела и новые движения вашего малыша

В полугодовалом возрасте совершенствуется многое из того, что уже умеет ребенок, а также в шесть месяцев появляются и новые навыки:

  • К этому возрасту детки могут переворачиваться со спины на животик и обратно;
  • Часто и подолгу лежат на животике;
  • Благодаря развитию мускулатуры малыш уже может опираться на вытянутые ручки и из этого положения поворачиваться в разные стороны;
  • Стоя в этой позе, может поднять одну ручку или держать в ней какой-нибудь предмет;
  • Малыш пытается ползти по-пластунски.
  • Физическое развитие ребенка позволяет ему передвигаться по комнате:в шесть месяцев жизни большинство деток умеют ползать на животе или перекатываться, так что уже могут добраться до любого предмета. Узнайте из статьи, когда ребенок начинает ползать >>>

Если ваш малыш еще не ползает, стимулируйте его к приобретению этого навыка: положите в некотором отдалении новую игрушку. Ребенок заинтересуется и будет делать попытки дотянуться до нее. В конце концов, мышцы крохи окрепнут, и он поползет.

  • Наиболее активные детки в этом возрасте не только ползают, но и встают на ножки у опоры.
  • Физическое развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется появлением навыка сидения. Некоторые детки садятся и могут просидеть несколько секунд без опоры. Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает сидеть >>>
  • В шесть месяцев кроха хорошо пользуется обеими ручками, быстро идет развитие глазомера. Это значит, что малыш может захватить по игрушке в каждую руку и стучать ими друг об дружку. Большой палец при захвате пока используется редко и нетвердо, чаще всего детишки берут предметы горсточкой или четырьмя пальчиками.

Перечень того, что должен делать ребенок в полугодовалом возрасте, достаточно широк, но если в шесть месяцев малыш не выполняет то или иное действие – не расстраивайтесь, значит, этот навык карапуз приобретет немного позже.

Игры и игрушки

Психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев приводит к изменению характера взаимодействия малыша с окружающим миром. Теперь карапуз хочет изучать все вокруг и активно участвовать во всех происходящих событиях:

  1. Малыш передвигается по комнате, внимательно рассматривает окружающую его мебель и различные предметы;
  2. Исследует свои ручки и ножки;
  3. Развитие ребенка шестого месяца жизни обязательно включает чтение взрослыми стихов, потешек и пальчиковые игры, которые очень любят малыши. И если раньше ребенок только сосредоточенно слушал, как мама читает ему стихи, то теперь он эмоционально реагирует на эти занятия; улыбается, смеется, лепечет.

Играйте с крохой не только в пальчиковые, но и в телесные игры: «Большие ноги шли по дороге», «Ехали мы, ехали», «Едет, едет паровоз» и т. п.

Беря малыша на ручки, используйте разные способы поддержки, танцуйте вместе с крохой. Так вы не только укрепите детские мышцы, но и создадите позитивный контакт с маленьким человечком, доставите малышу удовольствие от новых тактильных ощущений.

В 6 месяцев у карапуза идет развитие осязания; он не только тащит все в рот, но и старательно ощупывает пальчиками.

В подробном курсе «Мой Любимый Малыш» вы найдете пошаговые рекомендации по развитию и воспитанию ребенка этого возраста, >>>

В шесть месяцев у крохи появляются новые игрушки:

  • Мягкие кубики с картинками. Хорошо, если поверхности кубиков будут выполнены из разных текстур. Детки рассматривают изображения, слушают мамины пояснения, ломают башенки, которые строят родители;
  • Музыкальная игрушка с приятной музыкой. Для детишек в 6 месяцев хорошо подойдет детское пианино с несколькими крупными клавишами, которые легко нажимать. Такая игрушка нужна для развития логики: малыши понимают, что при нажатии разных кнопок раздаются разные мелодии;
  • Игрушки для купания. Больше всего малышам нравятся резиновые пищащие животные и куклы;
  • Разная посуда: большая деревянная ложка, пластмассовые тарелки и кружки. В шесть месяцев ребенку интересно все, что связано с едой взрослых; поэтому пользоваться посудой – это то, что должны уметь и девочки, и мальчики;
  • Картонные книжки с картинками. Карапуз любит их разглядывать и слушать, как читает мама. Не расстраивайтесь, что кроха все время тянет их в рот, это совершенно нормально;
  • Мягкая бумага и различные пакеты. Давайте их детишкам только под присмотром взрослого! Детки обожают рвать бумагу и шуршать пакетом;
  • На прогулке малыш в 6 месяцев уже любит наблюдать за мыльными пузырями; интересуется воздушным шариком.

Важно! Самое главное в выборе игрушек – следите, чтобы у них не было легко отламывающихся мелких деталей, которые малыш может проглотить.

Настроение и эмоции крохи

Психическое развитие ребенка в шесть месяцев дает ему способность отделять родителей и родственников от незнакомцев.

  1. Малыш любит общаться с близкими людьми, которых часто видит;
  2. Карапуз улыбается и смеется, когда ему хорошо, и плачет, когда он чем-то недоволен;
  3. В свои 6 месяцев крошка учится выражать отрицательные эмоции: детишки умеют хмуриться, недовольно лепетать;
  4. Когда малыш рассматривает новую игрушку, на его лице появляется сосредоточенное выражение;
  5. Детки воспринимают интонацию и реагируют на нее соответствующим образом: ласковый голос вызывает на лице малыша улыбку, а от строгого он может заплакать;
  6. Маленький человечек тонко чувствует настроение мамы, если она грустит, может ныть и капризничать. Незнакомые люди настораживают кроху. Он не сразу начинает им доверять, может не пойти на ручки и заплакать от страха.

Обращая внимание на особенности развития ребенка, вы можете спрогнозировать характер ребенка, ведь именно в 6 месяцев проявляются первые его основные черты.

Развитие недоношенного ребенка в 6 месяцев почти полностью соответствует развитию ребенка, родившегося в срок. В этом возрасте «поторопившиеся» детки начинают полноценно общаться с близкими людьми, и мамам рекомендуется проводить с ними как можно больше времени.

Шесть месяцев ребенку – время, когда родители контролируют, что он должен уметь; мальчики и девочки имеют разные нормы развития. Психологами установлено, что девочки приобретают новые навыки немного быстрее, чем мальчики.

Узнайте много интересного о развитии ребенка в 6 месяцев из моего видеоурока:

Говорят малыши

В шесть месяцев продолжается речевое развитие крохи. Малыш уже увереннее произносит слоги, расширяется его «репертуар». Чтобы потренировать язычок и губки, делайте с крохой следующее упражнение. Дождитесь, когда ребенок скажет серию слогов, например, «фа-фа-фа». Произнесите «фо-фо-фо» или «фи-фи-фи».

Так вы покажете крохе, как можно составлять слоги. Когда разговариваете с карапузом, смотрите прямо на него и четко артикулируйте слова. Он будет запоминать, как произносить разные звуки.

Когда исполняется шесть месяцев ребенку, его развитие идет очень быстро и ширится список того, что он должен уметь; видео разных моментов жизни крохи поможет вам запомнить его в полугодовалом возрасте. Успевайте наслаждаться этими деньками, проводите с малышом больше времени. Вы и не заметите, как ваш карапуз начнет бегать и разговаривать.

Полгода - это не шутки, Ваш малыш подрос и повзрослел, это уже не просто маленький человечек, а ещё и большая личность, с мнением которой необходимо считаться.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

62-72,4 см.
6,4-9,7 кг.
41,5-46,7 см.
40,6-49,0 см.
61-72,1 см.
6,1-8,9 кг.
40,1-46,3 см.
40,6-47,2 см.

Физическое развитие ребенка на шестом месяце

За шестой месяц жизни ребенок набирает 600-650 грамм, а за весь период от рождения до 6 месяцев 4200-4400 грамм.

Рост ребенка за шестой месяц жизни увеличивается на 2-2,5 см, а за весь период на 15-16 см.

К шестому месяцу жизни начинают изменятся пропорции тела малыша, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Окружность головы за этот месяц увеличивается на 1,5 см, а окружность грудной клетки на 2 см.

К 6 месяцам у некоторых детишек режутся первые зубки. При этом малыш может стать раздражительным и капризным, из-за того что его десны набухают, чешутся и болят.

Ночной сон становится дольше, а днем малыш проявляет всё больше активности.

Нервно-психическое развитие ребенка на шестом месяце

Что же умеет ребенок в 6 месяце? Очень и очень многое!

Ваш малыш уже знает свое имя и откликается на него, с легкостью отличает своих от чужих и начинает требовать к себе всё больше и больше внимания.

Двигательные навыки

К 6 месяцам малыш всё лучше осваивает навык «сидения», так, некоторые малыши, могут уже самостоятельно садиться, другие же могут сидеть с поддержкой.

На шестом месяце жизни малыш начинает ползать. Как правило на начальном этапе дети ползают не поднимая живота. Ваш ребенок уже может подползти вперед или отползти назад, крутиться на одном месте.

Может управлять одновременно двумя руками, хватает игрушки, бросает их и даже может хлопать в ладоши. Движения становятся целенаправленными, а игры разнообразнее. Также у малыша совершенствуются движения пальцев, он способен брать и держать игрушки разного размера.

В 6 месяцев ребенок хорошо умеет переворачиваться со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

Познавательная активность малыша

Ребенок в 6 месяцев может подолгу заниматься с одним предметом. Малыши берут игрушки из разных положений, могут перекладывать их из одной руки в другую, трясти ею, рассматривать ее, пробовать на вкус и даже переворачиваться с ней со спины на живот.

Во время игр шестимесячный малыш пытается найти спрятанную игрушку, подражает движениям взрослого.

Речь

На шестом месяце жизни в лепетании крохи появляются нотки и интонации родного языка. В этом возрасте полезно как можно больше разговаривать с ребенком, так как происходит активное накопление словарного запаса. Лепет малыша может быть самым разным: быстрым, размеренным, тихим, громким и иметь разные значения (например, «возьми меня на ручки», «я хочу к тебе», «посмотри на меня», «мне это не нравится» и др.).

Малыш всё чаще повторяет одни и те же слоги, так он закрепляет приобретенные ранее речевые навыки.

Эмоции

На данном этапе всё заметнее становятся эмоциональные предпочтения малыша. Так у него появляется любимый член семьи, любимая игрушка.

Ваш малыш улыбается на ласковое обращение и хмурится при строгой интонации голоса. Его пугают резкие и громкие звуки.

В незнакомой обстановке или при встрече с новыми людьми ребенок становится настороженным.

Теперь Вы с легкость можете определить самочувствие и настроение Вашего малыша, когда он доволен, а когда нет, когда он возбужден, а когда спокоен, всё «написано» на его лице.

Зрение и слух ребенка шестого месяца жизни

В 6 месяц кроха способен видеть и различать даже совсем маленькие предметы, как на близком, так и на дальнем расстоянии.

Если спросить малыша «Где мячик?», то он легко находит взглядом знакомую игрушку.

Ребенку нравится изучать игрушки, предметы, он может подолгу держать их в руках, ощупывать, рассматривать.

Малыш исследует какие звуки издают те или иные игрушки, он с большим усердием трясет их или стучит ими.

Ваш малыш более чутко начинает прислушиваться к окружающим звукам, поворачивает голову к источнику звука, реагирует на приближающиеся шаги, звук открываемой двери, на журчание воды. Ребенок способен различать и очень тихие звуки - шуршание бумаги, пакета, шепот.

Уход за ребенком на шестом месяце

Наверняка, всё привычные ежедневные гигиенические процедуры по уходу за ребенком уже прочно вошли в Ваш распорядок дня, и не стоит ими пренебрегать.

Для гармоничного развития ребенка ему необходимы:

  • Ежедневные гигиенические процедуры;
  • Водные процедуры;
  • Воздушные ванны;
  • Закаливающие процедуры;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Массаж и гимнастика.

Малыш начинает активно двигаться и исследовать дом, поэтому проследите, чтобы все опасные предметы, а также средства бытовой химии были в пределах недосягаемости.

Питание ребенка в 6 месяцев

Первый прикорм обычно вводится на шестом месяце жизни, к этому возрасту ребенок начинает проявлять активный пищевой интерес к взрослой пище. Как правило, начинают с овощного пюре. В тех случаях, когда ребенок плохо набирает массу тела или имеет склонность к неустойчивому стулу, то целесообразно начать введение прикорма со злаковой молочной каши, так как она более калорийна и питательна.

Прикорм вводится при отсутствии противопоказаний и при условии, что ребенок здоров.

Обратите внимание, что введение прикорма не отменяет грудное вскармливание, которое является лучшим питанием для ребенка первого года жизни.

К 6 месяцам некоторые малыши начинают отказываться от ночных кормлений, а наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением.

Правила введения прикорма

Первый прикорм (новый продукт) дается на втором кормлении, то есть примерно в 10 часов утра.

Первый раз приготовленная для кормления пища дается перед кормлением грудью и в небольшом объеме.

После дачи прикорма (нового продукта) следует наблюдать за ребенком в течение суток. Особое внимание обратите на стул, состояние кожных покровов.

При отсутствии нарушений на второй день можно увеличить объем прикорма (но не более возрастной нормы).

Одно кормление грудью постепенно заменяется первым прикормом (на это уходит примерно 1-2 недели). За время одного кормления может съедать до 150 грамм овощного пюре.

Прикорм следует давать ложечкой.

Пища, которую дают в первый раз ребенку должна быть гомогенной, то есть однородной консистенции и однокомпонентной. В дальнейшем, постепенно можно добавлять новые ингредиенты.

Следующий новый продукт следует вводит не ранее чем через 10 дней после первого.

На шестом месяце в пюре можно постепенно вводит растительное масло, на порцию 150 грамм не более 1 чайной ложки масла.

При введении первого прикорма в виде молочной каши наиболее рациональными считаются следующие злаки: рис, гречиха, кукуруза.

Так в питании шестимесячного ребенка может уже присутствовать не только грудное молоко (или молочная смесь), но и фруктовые соки, фруктовые пюре, овощные пюре, каши, растительное масло, творог.

Необходимые обследования в 6 месяцев

Как и в предыдущие месяцы, в шесть месяцев, необходимо посетить педиатра, для оценки физического и нервно-психического развития малыша. Врач даст рекомендации по уходу за ребенком, расскажет о правилах введения первого прикорма.

В шесть месяцев делается третья вакцинация АКДС (от коклюша, дифтерии, столбняка) и ОПВ (от полиомиелита), также делается прививка от вирусного гепатита В.

Как играть с ребенком в 6 месяцев?

В этом возрасте малышу очень нравится когда его держат на руках, поднимают в воздух и опускают вниз, кружат по комнате, качают, в общем изменяют положение тела в пространстве. Такие упражнения способствуют развитию вестибулярного аппарата .

У ребенка просыпается тяга к исследованиям , поэтому, чтобы удовлетворить эту потребность у него среди игрушек должны быть различные емкости с крышками, которые можно открывать, закрывать, предметы, которые пищат, звенят, также такие предметы, которые можно сжать, растянуть.

Развивайте тактильную чувствительность , давайте малышу прикасаться к разным поверхностям гладким, шершавым, теплым, холодным, мягким, твердым. При прикосновении малыша к тому или иному предмету, называйте и характеризуйте его.

Для развития зрительного восприятия предлагайте ребенку игрушки разных цветов и размеров.

Для развития речи больше разговаривайте с ребенком, комментируйте все свои и его действия. Повторяйте простые слова, говорите на распев гласные звуки, меняйте интонацию, пойте песни, читайте сказки, рассказывайте стихи и потешки.

Для ребенка шести месяцев отлично подходят пальчиковые игры, игра в ладушки, игры со звуками, игры в прятки.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

Для малыша шести месяцев не теряет актуальность мобиль. Также для гармоничного развития малышу необходимы следующие предметы и игрушки: музыкальные игрушки (погремушки, колокольчик, барабан, ксилофон); мяч; зеркало и игрушки с зеркальными поверхностями; резиновое колечко-прорезыватель; игрушки для зрительного прослеживания (то есть те, которые позволяют следить за падением шариков, с прозрачными стенками и другие); книжки с картинками; пирамидки; колпачки разных размеров и цветов.

С каждым месяцем малыш требует всё больше Вашего внимания, ведь всё самое интересное об этом мире он узнает от Вас.

Малышу полгода? Как подрос и повзрослел ребенок! Но, несмотря на внешние изменения, произошедшие с крохой с рождения до этого маленького юбилея, многие родители беспокоятся: а соответствует ли развитие ребенка в 6 месяцев нормам? Все ли в порядке с малышом? Как организовать распорядок дня маленького члена семьи и как развивать его?

Физиологическое развитие в 6 месяцев

Сколько должен весить полугодовалый ребенок и каковы нормы роста в этом возрасте?

Нормы: Педиатры России, ВОЗ

Европейские педиатры и отечественные несколько расходятся во мнении, где границы нормального роста и веса. ВОЗ вводит диапазон нормы шире.

Рост (мальчики, девочки)

Отечественная педиатрия:

Вес (мальчики, девочки)

Отечественная педиатрия:

Нормы ВОЗ:


Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Кроха растет растет и его потребность в познании мира. Ведь теперь малыш столько умеет!

Двигательная активность

Ребенок в полгода отлично сохраняет равновесие на животе, не только отлично держит голову, но и контролирует движения ею. Он приподнимает тело, опираясь на руки, подтягивает его, передвигаясь по-пластунски. Очень многие детки уже способны ползать на четвереньках.

Садиться самостоятельно в полгода умеют далеко не все малыши, но, посаженный с помощью взрослого, ребенок неплохо удерживает спину без опоры.

Малыш уже активно манипулирует своими пальчиками, способен брать в ручки небольшие предметы, перекладывать их из одной ладошки в другую. Сейчас важно развивать мелкую моторику: это не только делает пальчики гибкими и сильными, но оказывает влияние на речевое развитие.

«В шесть месяцев опыт малыша увеличен несказанно: ребенок сидит за общим столом и, можно сказать, участвует в разговоре, передвигается по квартире, пытается делать первые самостоятельные шаги, - пишет Михаил Федотов, врач и прозаик и отец десятерых детей. - Ребенок изучил, как работают дверцы шкафа, нашел и запомнил все низкие полки, с которых так здорово падают книжки. Он знает, где живут гремящие кастрюли – вообще всех умений и знаний не перечислить!»

Зрительное восприятие

Продолжает совершенствоваться зрение ребенка: он различает больше цветов, четче видит очертания предметов на дальнем расстоянии. Ребенок жмурится при ярком свете, может прищуриваться при разглядывании игрушек – это нормальные рефлексы, а не нарушение зрения. Малыш способен фокусировать взгляд на предмете, который находится на расстоянии от носика на 7-8 см.

Некоторые малыши косоглазят, но к году это обычно проходит. Истинное косоглазие выявит при осмотре только офтальмолог.



Слуховое восприятие

Малыш прекрасно слышит даже негромкие звуки, активно ищет их источник. Он различает голоса членов семьи. Резкие звуки способны испугать малыша. Теперь даже во сне он реагирует на внезапный шум и может проснуться.

Анастасия, мама шестимесячного Никиты: «Я была уверена, что сон малыша крепок, и разбудить ребенка сложно. Недавно, пока Никитка спал, решила навести порядок на кухне. Дверь в детскую открыла, чтоб слышать, если сын проснется. Внезапно обрушилась полочка с посудой. Грохот был жуткий, а сын сразу проснулся и зашелся криком: очень долго успокаивала. Теперь Никитка часто вздрагивает во сне, плачет с закрытыми глазами, видимо, испуг был сильный! Наблюдаемся у невролога».

Понимание и развитие речи

В полгода кроха не только гулит, а активно лепечет, повторяя продолжительное время один и тот же слог. Многие детки замечают реакцию родителей на это: увидев восторг мамы на «ма-ма-ма», малыш начинает лепетать еще активней.

Ребенок может и подражать интонации родителей: лепетать тише или громче, покашливать, напевать. Он активно вовлекается в диалог: расположитесь рядом, чтобы малыш видел ваше лицо, слушайте, пока малыш «говорит», а в паузах вставляйте свои реплики. Когда замолчите вы, малыш продолжит разговор.

Познавательное развитие ребенка в 6 месяцев

Общение – главное условие познания окружающего мира. Комментируйте увиденное, рассказывайте ребенку о своих действиях. Подносите малыша к окну, объясняйте, какая на улице погода. Во время прогулок, пока кроха не заснул в коляске, возьмите ненадолго его на руки – так обзор значительно увеличится. Если есть возможность – показывайте животных (птиц, собак, кошек): увиденные вживую, животные скорее будут запоминаться ребенком, чем те, что на картинках.

Позвольте играть малышу на полу или на травке в саду: это не только научит его скорее ползать и ходить, но даст более полное представление об окружающем мире (можно дотянуться до чего захочешь и все потрогать).


Эмоционально-социальное развитие ребенка в 6 месяцев (комплекс оживления)

Ребенок способен различать «своих» и «чужих». Он либо проявляет комплекс оживления, радостно улыбается при виде близких, либо хмурится и смотрит насторожено на незнакомых. Появление страха перед незнакомцами – нормальное явление! Не стоит бегать по врачам или искать знахарку и лечить кроху от испуга.

Детки способны осознавать, что оказывают на людей влияние: могут нарочно кривляться, показывать язык, ожидая реакции окружающих. При положительной реакции – начинают привлекать к себе внимание еще активней.

Психологические изменения

Сейчас у малыша способны формировать привязанности не только к родителям, но и другим людям (бабушкам, дедушкам, сестренкам, братишкам, крестным и т.д.), а также к предметам. Ребенок может избрать любимую игрушку. Некоторые малыши объектом предпочтения могут сделать довольно странные вещи: подушку или одеяльце, пеленку, определенную пустышку и т.д.

У крохи начинается формирование логического мышления и причинно-следственных связей: он понимает, если бросить игрушку на пол, она упадет и раздастся шум. Здесь нужно быть осторожнее, потому что уже сейчас это открытие может стать благодатной почвой для развития манипуляций: если заплакать, мама прибежит.

Малыш может менять свое настроение по нескольку раз в день. Причин резкого эмоционального перепада огромное множество: недостаточный сон, голод, физический дискомфорт (мокрые штанишки, зуд от опрелостей, боль в животе или зубная), испуг, усталость, духота и т.д. Если малыш каждые пять минут то плачет, то смеется, просится на ручки – это не избалованность, а признак правильного психологического развития: эмоции и чувства активно развиваются, а способы их выражения еще не «созрели».

Краткая таблица навыков

Внимание! Таблица развития включает усредненные показатели. Развитие каждого ребенка индивидуально и отклонения в нем может диагностировать только специалист.

В целом, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, зависит от таких факторов как:

  • родился малыш в срок или недоношен;
  • в норме ли его вес и рост или превышает ее;
  • наличие неврологических отклонений;
  • генетическая предрасположенность к быстрому либо отстающему развитию.

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Чтобы помочь своему крохе расти не только счастливым, но и здоровым как физиологически, так и психически, нужно знать, как развивать ребенка в 6 месяцев. Это не сложно, ведь все занятия можно легко вписать в распорядок дня малыша.

Режим дня малыша

В 6 месяцев ребенок хорошо чувствует режим дня, если приучен к нему с рождения. Это важно, чтобы приемы пищи совершались в одно и то же время ежедневно, и промежутки между ними были одинаковы. Однако сейчас режим дня может немного измениться: вместо 3 дневных снов их станет 2, а ночью ребенок может проспать до 7 часов без пробуждения на еду либо и вовсе до утра. Между дневными снами важно обеспечить крохе активное бодрствование, включив в него массаж, гимнастику, прогулки, занятия и игры.

Упражнения и занятия с ребенком

Для физического развития включайте несложные упражнения в сеансы массажа и гимнастики. Можно на это время оставлять кроху без одежды, так получится добавить в физические упражнения элемент закаливания. Делая массаж, уделяйте особое внимание укреплению мышц спины и живота, массируйте пальчики ребенка.

Если есть фитбол – используйте его! Упражнения на мяче укрепляют все группы мышц:

  • Для укрепления шеи и спины – упражнение «Качалочка». Уложите ребенка спиной на мяч и, крепко держа за ноги, наклоняйте мяч немного взад-вперед.
  • Чтобы укрепить мышцы живота, делайте упражнение «Покачивание»: уложите ребенка животиком на мяч и, поддерживая его за спинку, покачивайте мяч вправо, влево, вверх и вниз.
  • Для укрепления ног - «Пружинка». Сядьте на пол и зажмите между колен фитбол. Поставьте ребенка на мяч и, крепко держа за бока, немного попружиньте, чтобы ребенок понял, что нужно делать.

Занятия плаванием для малышей – хороший способ укрепить не только мышцы, но и иммунитет. Посещайте бассейн пару раз в неделю и занимайтесь под руководством опытного детского тренера.



Развивающие игры с ребенком в 6 месяцев

Игры с ребенком в 6 месяцев – отличный способ развить навыки общения, интеллект, воображение и логику.

ПРЯТКИ

В «прятки» играть можно по-разному. Прятаться может сам малыш, закрывая личико ладошками или пеленкой. Помогайте ему, пока искусство прятания не будет освоено. «Прячьте» ребенка и спрашивайте: «Где наш малыш?». А когда «найдете», приветствуйте: «Ку-ку!». Можно прятаться вам и звать по имени малыша из-за занавески или из-за бортика кроватки. Так вы развиваете и слух крохи! Если же ребенок ползает, прятаться можно понадежнее: так ребенок научится быть внимательным и догадливым.

МЯЧ

Небольшой мяч – очень полезная игрушка, развивает и сенсорику, и координацию движений, и мелкую моторику. Посадите малыша (лучше с опорой), сядьте на расстоянии вытянутой руки от него, готовясь подстраховать в любой момент. Катните по полу мяч, чтобы ребенок мог ухватить его руками. Можно приговаривать:

Мячик – мячик быстро скачет,
Быстро катится вперед!
Мяч не любит, если плачут!
Кто смеется – к тем идет!

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковые игры необходимы, их нужно проводить 2-3 раза в день. «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока» - эти игры нравятся всем малышам.

«Курочка»

Сложите пальчики щепотью, имитируя клювик. Постучите клювиком по другой ладошке:

Наша курочка пошла,
Зернышко в траве нашла.
Клювом зернышко «Клю-клю,
Очень зернышки люблю».

Попробуйте сложить пальчики в замок, немножко потрясти им:

Кто откроет нам замок,
Если ключика нет?
Кто бы ключ найти помог-
Тем мы дали бы конфет.

Легонько возьмите малыша за запястья, поводите в воздухе кистями рук, как будто красите забор:

Как мы красили забор
Снизу вверх, сверху вниз.
Стал уютным у нас двор –
Полюбуйся, оглянись.



Игрушки для детей в 6 месяцев

Какими должны быть игры и игрушки полугодовалого крохи? Конечно, развивающими. А еще – безопасными! Следите, чтобы мелкие детали не отваливались, материал игрушек был прочным, без наклеек. Кроме погремушек и мобилей, малышу понадобятся игрушки, в которых можно одни части вкладывать в другие, разбирать и вновь собирать, музыкальные игрушки, а так же прорезыватель для зубов, ведь сейчас у крохи очень чешутся десны.

Досуг

Что можно делать с ребенком, когда он не спит?

Прогулки

Малышу нужен свежий воздух и новые впечатления. Конечно, большинство крох впервые 15 минут прогулки засыпает, но используйте бодрствование на улице по максимуму. Хорошо, если кроме коляски у вас есть слинг, но можно и просто брать ребенка на руки.

Летом посадите ненадолго малыша в траву, дайте потрогать стебельки и листики, а зимой позвольте прикоснуться к снегу: это развивает сенсорику и удовлетворяет любопытство. Комментируйте все интересное, что встречается на пути.

Одевайте ребенка по погоде: не «парьте» летом, но не забывайте про головной убор, а зимой не допускайте переохлаждения.

Чем занять малыша

Если малыш подолгу бодрствует дома, кроме игр и гимнастики чем заняться с ним еще?

Потанцуйте! Включите музыку и двигайтесь под нее вместе с ребенком – это развивает чувство ритма.

Примите водные процедуры! Дополнительное купание, особенно в летний зной, не навредит.


Привлеките к делам на кухне! Готовите обед? Усадите малыша в стульчик или расположите на полу, дайте пару крышек от кастрюль, ложек и небьющихся мисок. Это займет малыша.

Ходунки и прыгунки. Если вы не смотрите на новшества как на опасность для здоровья ребенка, то воспользуйтесь этими помощниками. Не более чем на полчаса в день садите ребенка в ходунки или прыгунки, убедившись, что ему там безопасно. Малыш точно будет в восторге, а вы успеете хотя бы выпить спокойно чашку чая.

Когда малыша ничего не беспокоит, можно переделать кучу домашних дел, не дожидаясь, когда ребенок уснет. Просто выделите ему безопасное пространство, дайте интересных игрушек и все время держите в поле зрения, протирая пыль, поливая цветы, складывая одежду.

Питание ребенка 6 месяцев

В полгода, если ребенок не знаком с прикормом, самое время начать его вводить.

На грудном вскармливании

Одно грудное молоко не может обеспечить подросшего малыша необходимой энергией и питательными веществами. Но, познакомив ребенка с другой пищей, не отменяйте грудное вскармливание: питание взрослой едой – это дополнение к молочному рациону.

На искусственном вскармливании

Педиатры рекомендуют искусственникам вводить прикорм в 4 месяца, чтобы компенсировать недостаток витаминов и минералов, которые получают детки из грудного молока. К 6 месяцам рацион крохи может быть весьма разнообразен, включать каши, овощные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты. Но молочная смесь исключаться не должна!

На смешанном

Деткам на смешанном вскармливании в полгода уже может быть знаком прикорм, а может быть и нет, но вводить его уже пора! В целом, рацион детей на смешанном вскармливании не должен заметно отличаться от питания малышей-грудничков.

Прикорм

Как вводить прикорм? Прикорм может быть педагогический, когда кроха пробует все по понемногу со стола родителей (естественно, родители при этом придерживаются принципов здорового питания) или педиатрический, советы и рекомендации по которому даст ваш педиатр, ориентируясь на развитие вашего ребенка. Например, малышам с недобором веса начинать знакомство с прикормом нужно с каш. Если кроха страдает запорами или у него избыток веса – первыми в его рацион должны войти овощи.

  • Каждый продукт вводим поэтапно. Начав знакомство с одним продуктом, каждый день на протяжении недели увеличиваем количество съедаемой пищи до 50 мг, докармливаем молоком.
  • Новую еду даем малышу с утра, следим за реакцией организма (нет ли сыпи, каков стул малыша и т.д.).
  • Готовить можно самим, а можно покупать еду промышленного производства (пюре в баночках, каши в пачках).
  • Кормить нужно с ложечки. Нельзя оставлять недоеденную пищу на следующий раз!

Елена, мама семимесячной Алины: «Мы прикорм хотели ввести после 6 месяцев, но в начале пятого стало очевидно, что одним моим молоком дочка не наедается. Это проявлялось частым требованием груди, плачем, плохим сном. Визит к педиатру подтвердил мои опасения: недобор веса! Так в 5 месяцев мы стали потихоньку кушать каши».



Уход и гигиена

В целом, гигиенические процедуры в полгода не претерпевают особых изменений. Купание перед ночным сном – обязательно. Если малыш хорошо сидит в ванночке, можно давать ему игрушки. Для безопасности есть смысл заменить ванночку глубоким тазом: это обеспечит поддержку спине ребенка и снизит риск того, что малыш может погрузиться в воду с головой. Для ухода за детской кожей можно использовать гипоаллергенные шампуни и пены для купания.

Мыть ручки нужно чаще: теперь ребенок много проводит времени на полу! Мыть стоит и игрушки, используя для этого детское мыло, а не порошок.

Заключение

Шестимесячный малыш отличается активностью и любознательностью. Ему необходима энергия, чтобы познавать этот мир. Правильный режим дня и полноценное питание с учетом возрастных потребностей – именно здесь малыш черпает свои силы. Общайтесь со своим малышом, обеспечьте ему правильный уход и условия для полноценного развития, и счастливая улыбка ребенка станет наградой за ваши старания.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.