Гибралтарский пролив - "последняя точка земли". Гибралтар: пролив, порт и заморская территория

Находясь на самом юге Испании нельзя себе позволить не съездить в такое географически и исторически значимое место как Гибралтар. Еще недавно гражданам России туда было не так просто попасть. Туда не пускали даже с британской визой, нужна была виза для заморских территорий соединенного королевства. Но с этого года на срок до 30 дней в Гибралтар стали пускать по шенгенским мультивизам. Когда мы это узнали, нас было уже не остановить.

Как обычно, сначала мы всё проспали, потом долго собирались и в итоге приехали к Гибралтарской границе к 10 утра. Еще полтора часа мы простояли в очереди, планы на споттинг в аэропорту Гибралтара растворились. Последний нормальный борт ушел в сторону Соединенного Королевства как раз в тот момент, когда мы получали штампики в паспорт.

Гибралтар, как страна, как город, и как полуостров представляет собой одну большую скалу и перешеек соединяющий ее с материком. Прямо поперек этого перешейка, от берега до берега расположена взлетно-посадочная полоса гибралтарского аэропорта. Чтобы попасть в страну нужно сначала пройти границу, а потом пересечь эту полосу.

Перешеек соединяющий полуостров Гибралтар с континентальной Испанией. Обратите внимание, на перешейке нет никаких капитальных строений, да и плотность застройки сильно отличается от основной части Гибралтара. Об этом ниже.

Сегодня Гибралтар — это заморская территория Великобритании. Гибралтар является членом Европейского союза через членство Великобритании. На Гибралтар не распространяется общая сельскохозяйственная политика ЕС, шенгенские соглашения, также он не является общей таможенной территорией ЕС, поэтому в Гибралтаре нет НДС. C 2004 года жители Гибралтара могут участвовать в выборах в Европейский парламент. Все ~30 тыс. граждан Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС. Гибралтар отошел к Великобритании по Утрехтскому мирному договору в 1713 году.

Перешеек, на котором находится аэропорт и часть Гибралтара до сих пор является спорной территорией. Дело в том, что Утрехтский договор не содержит карт или конкретных описаний территорий, полученных Британской короной, что позволяет каждой из сторон по своему интерпретировать его.

Граница крупным планом. Вид со скалы. Основная часть людей, в том числе и туристы, пересекают границу пешком. Это быстрее.

Переход через ВПП гибралтарского аэропорта закрыли. Готовится к вылету частный самолет. На заднем плане местный автобусный парк.

Борт ушел. Один-два раза в день из аэропорта Гибралтара регулярные рейсы выполняет авиакомпании British Airways. Обычно это Airbus A319/A320 или Boeing 737. Также, в сезон летает easyJet.

Переход открыли. Помимо регулярных рейсов, в сезон может выполнятся до десяти чартерных рейсов в день. Это Monarch, Thomas Cook и т.п.

Испания не признает британского суверенитета над Гибралтаром, полагая, что Великобритании принадлежит только укреплённый периметр города, а на остальные территории договор не распространяется. Таким образом, с точки зрения Мадрида эта область была незаконно оккупирована Великобританией в 1815 году, когда на перешейке начали возводить британские казармы, что «противоречит принципам международного права». Позднее, в 1938 году, в то время как в Испании шла гражданская война Британия построила на спорных территориях аэропорт. Так как Испания считает Гибралтарский перешеек незаконно оккупированным, то в испанской официальной документации всегда используется термин «заграждение» вместо слова «граница».

Тем не менее, спор не особо мешает соседству. Каждый день границу пересекают тысячи испанцев работающих в Гибралтаре. Не смотря на официальный английский, в Гибралтаре основным разговорным считается местный диалект испанского андалусийского.

Основные жилые районы и порт расположены на западном побережье полуострова, здесь скала имеет более пологий склон а рельеф морского дня позволяет намывать берег. На восточном берегу скала так резко обрывается в море, что там местами не поместилась даже дорога. Она проходит в тоннеле. Тем не менее, некоторое количество домиков там есть.

Первым делом после прохождения границы мы двинулись к самой южной точке полуострова, посмотреть на Гибралтарский пролив. По приезду мы выяснили, что это место называется «Europa Point” и это вполне себе туристический аттракцион.

Минарет и береговая артиллерийская батарея (O’Harra’s Battery). Вид с «Europa Point».

С южной стороны скала не такая крутая. На ней есть что рассматривать.

Что-то действующее, что-то уже давно музей.

В «Europa Point» есть отличная детская площадка. Ребенка оттуда пришлось вытаскивать за ногу.

«Europa Point» — единственное место в Гибралтаре, где нам без проблем удалось припарковать машину. Перемещаться по Гибралтару без машины затруднительно, далеко не везде есть пешеходная инфраструктура, да и расстояния немаленькие. А машину припарковать крайне проблематично, независимо от того, какую сумму вы готов выложить.

Мы потратили огромное количество времени в поисках парковки. Чтобы найти свободное место на платной парковке, нам пришлось несколько раз пересечь всю страну:)

Поездки по Гибралтару. Ускорено в 10 раз.

Первое, что бросилось после пересечения границы, это разметка и знаки. Все надписи на английском, разметка британская. Отличие только одно, в Гибралтаре, как и в континентальной европе, правостороннее движение.

Регулируемый пешеходный переход.

Стало понятно, почему на юге Испании так много машин с британскими номерами. Оказывается, большая часть из них не британская, а гибралтарская. Внешне они точно такие же, только надпись GB заменена на GBZ.

Оказалось, что «Europa Point» — не самое лучшее место для того чтобы посмотреть на Гибралтарский пролив. Во первых, пролив в этом месте гораздо шире чем в Тарифе, а во вторых, на пролив лучше смотреть сверху. Тем не менее, оттуда лучший обзор на суда стоящие на рейде и входящие в Альхесирасский/Гибралтарский залив. Оба соответствующих порта расположены в этом заливе.

Порт Гибралтара. Все что за «водой» — Испания. Там справа Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон, слева Альхесирас.

Посмотрим поближе. Independence of the Seas (Royal Caribbean) и MV Horizon (тот что поменьше, Pullmantur Cruises).

На том берегу, в Испанском городе Альхесирас, находится один из крупнейших в мире контейнерных терминалов.

Контейнеровоз идет откуда-то со стороны Барселоны, Генуи или Марселя.

В сухих доках работа кипит.

Сразу после «Europe Point» мы поехали в город. Около полутора часов мы крутились в поисках парковки, в итоге уехали из города, поднялись на скалу и посмотрели пару береговых артиллерийских батарей. На скале как и в городе припарковать машину тоже не так просто. Все дороги узкие, многие из-за этого односторонние. Есть несколько парковок, но далеко не у всех интересных мест. Если подниматься на скалу на весь день, то по ней лучше передвигаться пешком. Мы к закату хотели успеть еще в Испанский город Тарифа. Из-за этого мы не посетили ни одну пещеру, а их там много, и в основном ради них на скалу поднимаются туристы.

Гибралтарская скала является национальным парком и въезд туда платный. Причем платится не только за машину, но и за каждого пассажира отдельно. Как решается вопрос оплаты с пешеходами и поднимающимися на фуникулере мы не выяснили.

После посещение скалы мы вернулись в город и намотали еще несколько кругов в поисках парковки. В итоге, каким-то чудом мы нашли свободно место недалеко от аэропорта. Почти с тем же успехом можно было оставить машину перед границей, в Испании.

Сам по себе город не произвел ярких впечатлений. Милый компактный исторический городок с большим количеством фортов, не более того. Есть в Гибралтаре и современная часть города. Очень похоже на то, что она построена на намытой территории. На ней расположены гостиницы, многоквартирные дома и большой супермаркет Morrisons. Удивительно было увидеть такой большой супермаркет в такой маленькой стране. Не удивлюсь, если он занимает 1-2% территории Гибралтара:)

Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.

Главная улица в Гибралтаре пешеходная. Она так и называется, Main street.

Это пролив международного значения. Находится между северо-западным побережьем Африки и Соединяет со Средиземным морем. На северном берегу находится Испания и Гибралтар (владение Великобритании), на юге Сеута - (испанский город) и Марокко.

Длина пролива составляет шестьдесят пять километров, ширина - от 14 до 44 километров, наибольшая глубина - до 1181 метра. На разной глубине пролива есть течения, направленные в противоположные стороны. Это течение поверхностного типа, приносящее воду из океана Атлантического в Средиземное море, и глубинное, приносящее воды из Средиземного моря в Атлантику. По берегам пролива находятся обрывистые скалы. В древности моряки называли их


Благодаря своему удобному расположению, Гибралтарский пролив имеет важнейшее стратегическое и экономическое значение. В настоящее время он контролируется военно-морской базой Гибралтар и английской крепостью. Также в районе пролива расположены марокканский Танжер и испанские порты Ла-Линеа, Сеута и Альхесирас. Каждый день через пролив Гибралтар проходит около трехсот торговых и других судов. Специально для защиты морских млекопитающих испанским правительством установлено ограничение скорости для всех судов - 24 километра в час (13 узлов).


Построят мост или тоннель ли через Гибралтарский пролив?

Проект "Анлантропа" был создан 1920 году германским архитектором Зергелем. Он предложил перегородить пролив электрической дамбой, а Дарданелы - второй дамбой, но меньшего размера. Также существовал вариант, где вторая дамба в проливе соединяла Африку с Сицилией. При этом уровень воды в Средиземном море ориентировочно понизился бы на сто метров. Таким образом, Герман Зергель хотел не только получать в изобилии электрическую энергию, но и подавать пресную воду в пустыни Африки, чтобы они стали пригодными для сельского хозяйства. В результате создания подобного сооружения, Африка и Европа стали бы одним континентом, а вместо моря Средиземного появилось бы другое, искусственного происхождения. Его бы назвали Сахарским.

Долгое время Марокко и Испания совместно изучали вопрос строительства тоннеля - автомобильного или железнодорожного. В 2003 году началась новая программа исследований. Группа британских и американских строителей рассматривала вопрос постройки моста через Гибралтарский пролив. Он должен был стать самым высоким в мире (свыше 800 метров) и самым длинным (около пятнадцати километров). Писатель-фантаст описал такой мост в своем романтическом произведении "Фонтаны Рая".


Гибралтар - территория Великобритании. Находится на юге Пиренейского полуострова. Включает в себя песчаный перешеек и Гибралтарскую скалу. Является военно-морской базой НАТО. Для поездки в Гибралтар необходимо оформить в Гибралтар оформляется в посольстве и Понадобятся цветные фотографии, заполненное заявление, пакет документов (паспорт заграничный, копия билетов, бронь номера в гостинице, справка из банка и с места работы).

Международный пролив, разделяющий Африку и Европу и дающий выход от Средиземного моря к Атлантике, сегодня, как и сотни лет назад остается стратегическим пунктом. Длина естественного образования составляет 65 км, глубина на фарватере от 338 м, а ширина - 14-44 км. Гибралтарский пролив служит также Меккой для туристов, предпочитающих сказочным Пиренеям с архитектурой и широчайшими возможностями отдых на побережье пролива в компании дефилирующих морских млекопитающих, привыкших к постоянному вниманию. Посетите обязательно .

От Геракловых столпов до Гибралтарского пролива

Морской пролив в античности именовали не иначе как Геракловыми столпами. Хотите узнать почему? Дело в том, что направляясь к острову Эрифия западнее родной Греции, сын Зевса достиг пролива, за которым, как он считал, был конец человеческого мира. Чтобы отметить это место, силач возвел по обе стороны от пролива Стеллы - так называемые столпы Геракла.

Самые смелые историки предполагают, что до появления здесь знаменитого героя Греции никакого пролива вовсе не существовало. Будто бы Геракл прорубил канал, раздвинув скалы, таким образом дав направление воде. Прочие любители древнегреческих легенд и мифов, напротив, уверяют, что Геркулес сузил существовавший пролив, дабы обезопасить Грецию от чудовищ Посейдона, которыми кишела Атлантика. Тем не менее, киты часто наведываются сюда, развенчивая этот миф.

Достопримечательности Гибралтарского пролива

В районе пролива расположены курортные города: с испанской стороны - Альхесирас, Линеа, Сеута, с марокканской - Танжер, а также военно-морская база Ее Величества королевы Англии, старинная британская крепость и, собственно, город Гибралтар.

Местная пещера Св. Михаила - скальное образование из нескольких залов на глубине до 65 м. Сталактиты и сталагмиты, согласно заявлениям ученых, сформировались 200 млн лет назад. Говорят, что в Африку попасть можно аккурат по этой пещере, но проверять эту версию никто не решается. В уникальной природной системе можно встретить грот, подземное озеро. В них ранее располагался военный госпиталь, а сегодня - концертный зал.

Гибралтар - единственное место в мире, где водятся бесхвостые макаки (варварийские обезьяны). Если верить легенде, обезьяны появились здесь из Африки, причем пришли они сюда самовольно, по подземным тоннелям.

Местоположение и назначение Гибралтарского пролива

Географические координаты:
Широта 36° 11′ с. ш., Долгота 5°22′ з. д.
Назначение объекта:
Судоходная связь Атлантики и Средиземного моря для обеспечения морского маневра. Гибралтарский пролив важный объект морского пространства, имеющий огромное стратегическое и экономическое значение. Недаром в районе пролива расположены испанские и марокканский порты и даже Английская крепость (военная база Великобритании).

Легенды и история Гибралтарского пролива

Легенды:
В древности о проливе существовало множество мифов. Считалось что он является вратами между миром людей и миром полной неизведанности, краем земли. И скалистые берега, наводящие страх тому подтверждение. Берега называли Геркулесовыми столбами.
История возникновения и географические особенности:
Первая (научная) гипотеза-Средиземное море это остатки единого (Атлантики и Средиземного моря) океана Тетис, который уменьшался в результате движения тектонических плит и в результате образовался узкий перешеек.
Вторая (околонаучная) гипотеза-5 миллионов лет назад, в результате некоего воздействия воды Атлантики «протаранили» себе пролив и образовали Средиземное море.
В проливе существуют два противоположных течения. Поверхностное течение из Атлантики в Средиземное море. Глубинное течение в Атлантический океан из Средиземного моря.

Проезд,визовый режим, связь

Наиболее предпочтительное место для туристов культурный город Гибралтар (территория Великобритании)- Надо иметь действующую шенгенскую мультивизу , либо стандартную 6-месячную британскую визу.
Связь
Отличный уровень сигнала всех операторов связи.

Отели Гибралтара

Sunborn Gibraltar
Rock Hotel
Callaghan Eliott Hotel
Marina Bay Gibraltar
Jasmine Coral Jay
Continental Hotel

Справочная информация о городе Гибралтар

Площадь 6,5 км²
Население 30 001 чел.
Валюта Фунт стерлингов
Гибралтарский фунт
Телефонный код 9567 (для Испании), 350
Национальный домен gi
Английский язык

О Гибралтарском проливе знали еще самые древние мореплаватели, но тогда его считали самым настоящим географическим концом земли и символической границей между миром людей и неизведанным миром. Некоторые полагали, что, если здесь споткнуться, то можно свалиться с Земли, упав за ее край.
Этот породивший множество мифов пролив разъединяет Европу и Африку и соединяет с . Он находится со стороны Европы у южной оконечности Пиренейского полуострова, а со стороны Африки - у ее северо-западных берегов. В самом узком месте пролив достигает всего 14 км, так что берега двух континентов можно видеть одновременно.
Берега пролива скалисты: Европа возвышается над океаном в виде находящейся на территории Испании монолитной известняковой Гибралтарской скалы (426 м), а Африка - марокканской горой Джебель-Муса. Эти возвышенности в древности воспринимались «последними точками материка», и сам пролив ассоциировался у моряков с проходом между скалами. Так в культуре появилось переходившее от народа к народу понятие гибралтарских «столпов». По имени своего бога - покровителя мореплавания - финикийцы обозначали это место «Столпы Мелькарта». Греки его же называли «Столпами Геракла» и считали, что таким образом их герой отметил края Ойкумены (т е. части мира, освоенной человечеством). Римляне прозвали скалы «Столпами Геркулеса». Легенда гласит, что по краям пролива вершины скал венчали две колоссальные статуи, стоявшие на колоннах-стелах - отсюда и слово «столпы». Статуи обозначали переход в мир неизведанного.

История

Современное же название появилось примерно в VIII в. и связано с именем предводителя арабских войск, вторгшихся сюда в 711 г., Тарика-ибн-Зияда (670-720 гг.). Арабам приписывается разрушение легендарных статуй. Они построили крепость, которой дали имя предводителя - «Гора Тарика», что по-арабски звучало как «Джебель-ат-Тарик». Со временем это название упростилось до варианта «Джибралтар», от которого перешло к привычному нам «Гибралтар». Теперь так называют пролив, гору и город.
Арабы удерживали свою власть над проливом вплоть до 1309 г., когда испанцам ненадолго удалось освободить эти земли. После поражения испанцев в 1333 г крепость опять попала в руки мавров. Вплоть до 1462 г испанцы не могли изменить ситуацию, и европейцы попали в зависимость: арабские и берберские (африканские) пираты основали порт Тарифа и требовали дань со всех проходивших через пролив. По одной из версий, от названия этого городка и произошло слово «тариф».
В 1469 г брак Изабеллы I Кастильской (1451-1504 гг.) и Фердинанда II Арагонского (1452-1516 гг.) положил начало последующему объединению испанских провинций в единое государство, арабы постепенно были вытеснены с Пиренеев, а оставшееся мусульманское население подверглось насильственной христианизации. Тогда королева Изабелла и даровала городу Гибралтару, который вырос вокруг крепости, герб с символическим изображением золотого ключа, завещав своим потомкам удерживать Гибралтар любой ценой. Карл V (1500-1558 гг.) исполнил завещание Изабеллы и действительно превратил Гибралтарскую крепость в неприступный бастион, что и позволило испанцам удерживать ее вплоть до начала XVIII в. Предполагают, что с того времени во многих языках осталась поговорка «Неприступный, как скала», в которой под «скалой» подразумевают именно эту крепость.
Учитывая значение Гибралтара для испанцев, есть и другая версия происхождения его названия. Слово делится на две части: «Хибер», т е. Иберия (будущая Испания) и «алтар», означающий «жертвенник», «альтарь». В этом варианте значение названия приобретает иную символику: «Иберийский (т е. испанский) жертвенник».
Но в 1704 г крепость захватывают англичане - в ходе войны за испанское наследство (1701-1714 гг.). По подписанному в 1713 г Утрехтскому миру Гибралтарская крепость отошла Великобритании. Четырнадцать раз Испания пыталась вернуть крепость, но это не удалось. Самой же громкой британской победой стала битва в 1805 г у мыса Трафальгар при входе в Гибралтарский пролив. Тогда получивший в битве смертельное ранение адмирал Горацио Нельсон (1758-1805 гг.) привел британские войска к победе над объединенным Наполеоном I (1769-1821 гг.) франко-испанским флотом.
О важности этой победы для англичан можно судить по многим фактам: легендарный адмирал как истинный герой нации похоронен в Вестминстерском аббатстве, центральная площадь Лондона названа «Трафальгарской».
Из-за этого многовекового территориального спора отношения Англии и Испании не раз осложнялись и даже прерывались. В 1985 г вступило соглашение о равенстве прав гибралтарцев в Испании и испанцев в Гибралтаре и тогда же была открыта граница между этими государствами.
У британцев есть примета: пока на Гибралтарской скале обитают редкие обезьяны породы магот, владычеству Англии тут не придет конец. После замечания британского премьера Уинстона Черчилля (1874-1965 гг.) об опасном уменьшении популяции обезьян учредили должность «офицера, отвечающего за обезьян».
Именно с воздушной базы Гибралтара 8 ноября 1942 г началась операция англо-американских войск по высадке на побережье Северной Африки под названием «Торч», т е. «Факел». Правда, гитлеровцам удалось сдержать этот напор.
Сегодня англичане позиционируют свою базу как общеевропейскую, которая просто находится на содержании Англии. Здесь размещается западное звено цепи средиземноморских военно-морских баз НАТО.
Столица скалы-государства - город Гибралтар, похожий на типичный средиземноморский порт, живущий смешением разных культур: в архитектуре здания в георгианском и викторианском стилях перебивают постройки с чертами испано-португальских, генуэзских и мавританских влияний, а свой язык местные жители иронично называют «спэнглиш». Гибралтар офшорная зона. О британском присутствии напоминают названия улиц и разных заведений, обилие пабов, полицейские в английской униформе и валюта - гибралтарский фунт.
На противоположной от британского Гибралтара стороне - территория Марокко. Наиболее значимое поселение в этой части страны - это, безусловно . У города не менее примечательная история, чем у соседей по ту сторону пролива. В течение полувека он составлял международную зону Танжер. Территория с особым статусом, которая в 1912-1956 гг управлялась несколькими европейскими государствами (Францией, Испанией и Великобританией). Но в ходе Второй мировой войны расстановка сил поменялась. Оккупированная немцами Франция не могла более контролировать свой участок Танжера, его оккупировала Испания. А по окончании войны арабское население «зоны» начинало приобретать вес и проявляло недовольство присутствием европейцев.
В итоге в 1956 г марокканцы аннексировали Танжер. Сейчас это крупный портовый город, сохранивший за собой автономию и стратегическое значение. Он остается наиболее европеизированным в стране - в нем постоянно проживают французы, испанцы, немцы, итальянцы, англичане и другие европейцы (в том числе и небольшой русскоязычный анклав). На городском силуэте заметны не только мечети, но и католические, протестантские (англиканские и лютеранские) церкви, синагоги и другие культовые сооружения.
За свою историю Гибралтарский пролив закрывался и открывался не менее 11 раз. Так произошло, например, 6 млн лет назад - закрытие пролива привело к увеличению солености в Средиземном море и образованию слоя эвапоритов (продукт испарения соленой воды) толщиной в 2 км. Примерно 5,3 млн лет назад пролив вновь открылся, это позволило Средиземному морю «ожить». Движение литосферных плит приведет к очередному закрытию пролива через несколько млн лет.

Общая информация

Страны: Испания, Марокко и Гибралтар (заморская территория Великобритании).

Крайние точки: мысы Трафальгар и Карнеро (Европа), мыс Спартель и г Джебель-Муса (Африка).

Языки: Гибралтар - английский (а также янито или лья-нито/жанито - андалусский диалект испанского в сочетании с английским и элементами итальянского, мальтийского, арабского и иврита); Испания - испанский; Марокко - марокканский диалект арабского и берберский.

Этнический состав: Гибралтар: англичане - 27%, испанцы - 24%, генуэзцы и другие итальянцы - около 20%, португальцы - 10%, мальтийцы - 8%, евреи - 3%, прочие (марокканцы, французы, австрийцы, китайцы, японцы, поляки, датчане и нелегальные мигранты - индийцы, пакистанцы) - 8%. Гибралтарцами себя считают более 83% населения; Испания: преимущественно испанцы; Марокко: марокканцы (арабы и берберы) и европейцы (французы, испанцы, португальцы).
Религии: Гибралтар: католицизм - 70%, ислам - 8%, англиканство - 8%, прочие (в т. ч. иудаизм, атеизм) - 11%; Испания: преимущественно католицизм; Марокко: ислам (суннизм).

Денежные единицы: гибралтарский фунт (Гибралтар), евро (Испания), марокканский дирхам (Марокко).

Важнейшие порты: Гибралтар (Великобритания), Ла-Линеа, Сеута, Альхесирас (Испания), Танжер (Марокко).

Аэропорты: международный аэропорт Гибралтар (Гибралтар), международный аэропорт Ибн-Батута (Танжер).

Цифры

Длина: 65 км.

Ширина: 14-44 км.

Глубина на фарватере: до 338 м.

Наибольшая глубина: 1181 м.

Среднее количество поступающей атлантической воды: 55 198 км 3 в год.

Средняя температура атлантической воды: +17°С.
Средняя соленость атлантической воды: более 36%.
Среднее количество уходящей средиземноморской воды: 51 886 км 3 в год.

Средняя температура средиземноморской воды: +13,5°С.

Средняя соленость средиземноморской воды: около 3%.

От Европы до Африки через Гибралтарский пролив ходит паром (35 мин).

Экономика

Промышленность: военно-морская верфь, судостроение и судоремонт.

Электроэнергетика.

Сфера услуг: туризм, перевозки (судоходство), торговля.

Климат и погода

Средняя температура января: + 13°С.
Средняя температура июля: +24°С.
Среднегодовое количество осадков: 767 мм.

Достопримечательности

Природный парк Гибралтарского залива (Тарифа, Испания); искусственные тоннели разных времен в Гибралтарской скале и смотровая площадка на ней же; пещера Святого Михаила (Гибралтар);
■ Город Гибралтар: мавританский замок (с XI в.), храм Богоматери Европы (сер. XV е.). католический собор Святой Марии Коронованной, англиканский собор Святой Троицы (1825 г.). Андреевская церковь (1854 г.), Большая синагога (1724 г.); музей Гибралтара;
■ Город Танжер: Старый город, дворец Дар-эль-Махзен (XVII в.), здание американской миссии, Гран Сокко и Пти Сокко (большая и малая площади), большая мечеть Танжира, мечеть Касба, англиканский собор св. Андрея, отель «Континенталь».
■ Ландшафт: гроты Геракла (в пещерах у мыса Спартель), пляжи от мыса Спартель (протяженностью 47), парк Ремилла, терраса Слукья.

Любопытные факты

■ Под одной из версий, Геркулесовы столбы стали прототипом двух вертикальных черт в символическом изображении доллара, а обвивавший их мифологический змей Пифон мог превратиться в извилистую «S»-образную линию.
■ Во время Второй мировой войны все немецкие подводные лодки, вошедшие в Средиземное море через этот пролив, были подорваны там. Кроме одной - U-26.
■ Еще во времена путешествий финикийцев Гибралтарская скала стала как бы обширным алтарем под открытым небом: здесь совершались жертвоприношения перед выходом в воды Атлантики.
■ Один амбициозный проект энергетиков XX в. предлагал искусственным образом понизить уровень Средиземного моря на 200 м для установки в проливе плотин с несколькими электростанциями.

■ В Гибралтарском проливе течения направлены в разные стороны: поверхностное - на восток, а глубинное - на запад.
■ В Гибралтаре на площади Казематов до сих пор проводится церемония передачи ключей, ведь раньше ворота крепости действительно запирались на ключ.
■ Последний мировой рекорд в женских заплывах принадлежит 49-летней Пенни Палфи. которая в 2010 г переплыла Гибралтарский пролив за 3 часа и 3 минуты.
■ Гибралтарский пролив открыт для гражданских и военных судов всех стран. А также для пролета всех гражданских летательных аппаратов.

■ Периодически возникает идея создания либо тоннеля под проливом, либо моста через него - и тогда подобный мост стал бы самым длинным 15 км) и самым высоким (более 900 м) в мире.
■ Геракловыми (или Геркулесовыми) столбами скалы Гибралтарского пролива прозвали за то, что в разных вариантах мифа о подвиге, связанном с его путешествием за чудесными коровами великана Гериона, Гераклу приписывается либо создание этих столбов, либо их обнаружение на краю западного мира.
■ Воды Средиземного моря и Атлантического океана не смешиваются. Они сохраняют свои различающиеся свойства. Причем об этом было известно еще в древние времена, а современные ученые просто сумели объяснить этот факт наличием поверхностного натяжения воды.
■ По преданию, бутылочную почту изобрел в III в. до н э. греческий философ Теофраст, бросив ради опыта несколько запечатанных сосудов с посланиями за Гибралтарским проливом. Так этот естествоиспытатель убедился, что вода в Средиземное море попадает из Атлантики: месяцы спустя один из сосудов был обнаружен на Сицилии.
■ Еще одно название пролива, арабское Баб-эль-Закат, означает «Ворота милосердия».



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.