Детей хорошо или плохо. Сверхзабота о детях: хорошо или плохо. Носим на руках, — значит балуем

Давайте разберемся, часто брать малыша на руки – это баловство или необходимость?

Пятнадцать лет тому назад считали, что не следует приучать к рукам новорожденного ребенка, ведь из-за этого потом «страдают» родители, а малыши становятся очень капризными. Отношением к жизни можно охарактеризовать личностные качества человека. В возрасте до трех лет закладываются основы мировосприятия. Для того чтобы ребенок развивался правильно, важно, чтобы он осознавал собственную значимость, был уверен в том, что его любят родители. Поэтому немедленная реакция на его плач, является основным доказательством заботы и любви близких людей.

Благотворное влияние физического контакта

В результате частого ношения ребенка на руках у него развиваются чувства осязания и прикосновения. В этот период эти чувства для крохи являются едва ли не самыми главными. Это связано с внутриутробным развитием плода, ведь на пятой неделе беременности происходит формирование рецепторов, которые всю информацию о прикосновении передают в головной мозг. По развитию тактильные рецепторы опережают другие органы чувств. Они не собраны в единый орган, как например, ухо или глаз, а разбросаны по всему организму. Много тактильных рецепторов расположены на губах и кончиках пальцев, меньше всего их на спине, бедрах и плечах. Существует несколько типов нервных клеток. Есть клетки, которые быстро в головной мозг передают сигнал о прикосновении, и сразу же отключаются (быстро перестаем чувствовать колечко на пальце), но есть клетки, которые работают медленнее, но длительно посылают информацию в головной мозг.

Поэтому очень важно подойти к малышу и взять его на руки, чтобы накормить, переодеть, укачать. Кроха чувствует материнское тепло, начинает успокаиваться, не затрачивает лишнюю энергию на плач, прислушивается и присматривается к окружающему миру.

Кроме этого, ношение на руках развивает вестибулярный аппарат. Слушая голос мамы, наблюдая за ее артикуляцией, малыш осваивает первые речевые навыки. На практике недоношенные детки по развитию догоняют сверстников, если часто находятся на руках у матери.

Носим на руках, — значит балуем?

Может ли частое ношение ребенка на руках, избаловать его? Конечно же, нет! Если потребности и желания ребенка родители не игнорируют, то это не говорит о том, что его балуют. Родительская любовь и ласка – эти словосочетания не являются синонимами плохого воспитания, особенно если говорить о новорожденных. По мнению детских психологов и педиатров, детей до года невозможно избаловать, ведь в этот период причиной «каприза» являются потребности и желания малыша. На втором году жизни взрослые должны выборочно реагировать на его запросы. Родители должны объяснять ребенку, что не только у него есть потребности, но и у других людей.

К чему может привести ваша сдержанность

Воспитание по жесткой методике, согласно которой ношение ребенка на руках, означает, что его балуют, естественная потребность присутствия родителей игнорируется. Взрослые уверены, что такое воспитание способствует ранней самостоятельности. Однако методика жесткого воспитания имеет отрицательные черты:

  • У ребенка, отлученного от матери формируется недоверительное отношение к окружающим, а это может отрицательно сказаться в его взрослой жизни.
  • В результате ограничения тактильного контакта между мамой и ребенком нет взаимных чувств. В таких случаях малыш является помехой для привычного образа жизни матери. Кроха нуждается в материнской ласке, заботе и общении и его крик – это призыв к маме, что он голоден, нужно сменить подгузник или укачать. Бывают ситуации, в которых у малыша, кажется, нет повода для слез, кроха может плакать, потому что он еще биологически связан с мамой.

Однако чаще всего у мамы много домашних забот. А если часто брать ребенка на руки, придется откладывать какие-то дела «на потом». Да и физически долго носить ребенка на руках очень нелегко. В общем, можно найти массу причин, чтобы свести тактильный контакт к минимуму. Вы должны решить, что важнее – дела по дому или развитие малыша.

Как правильно держать ребенка на руках

Как правильно носить кроху на руках, чтобы не навредить его здоровью? Ведь если малыш будет длительное время пребывать в неправильной позе, то в дальнейшем возможно искривление позвоночника. Положение ребенка на руках зависит от возраста и того, что он будет делать: спать или «гулять» у мамы на руках.

До 2.5 месяцев обязательно нужно поддерживать головку малыша. Если положение ребенка горизонтальное, то его затылок должен лежать на вашем локте, а другой рукой поддерживать попу и ножки малыша.

Если нужно, чтобы малыш находился в вертикальном положении, то необходимо поддерживать голову и спинку: одной ладонью прижимаете затылок малыша к предплечью, другой – фиксируете ягодицы.

С трех месяцев можно носить ребенка лицом от себя. Одной рукой нужно держать на уровне груди, а другой – на уровне бедер.

Чего нельзя делать

Постоянно тормошить ребенка, не считаясь с его желаниями, брать его на руки и тискать. Очень часто папы и дедушки подбрасывают ребенка вверх. Во-первых, для малыша это крайний экстрим, а во-вторых, можно уронить кроху и травмировать. Целовать ребенка в лицо также нежелательно, особенно до года, чтобы не заразить инфекцией. Самой распространенной инфекцией является герпес.

Отлучение от рук

Уже к двум годам мы все реже берем ребенка на руки. В этом возрасте ребенок стремиться быть самостоятельным, активно исследует окружающий мир. Но, несмотря на это, устав от длительной прогулки просятся «на ручки». В этом возрасте малыш нуждается в любви и заботе родителей. Причем это важно не только девочкам, но и мальчикам. Воспитывать в сыне такие качества, как мужественность, конечно же, важно, но при этом не нужно ограничивать ребенка в любви и ласке. Даже с раннего возраста между детьми заметна большая разница: одни предпочитают играть в одиночестве, а другим необходимо присутствие мамы. Безусловно, такое поведение быть связано как с индивидуальными особенностями характера и темперамента, так и успехами в воспитании (или ошибками). Дарите ребенку свое внимание и улыбку. Сейчас вам придется запастись терпением, однако в качестве награды вы увидите своего карапуза безмерно счастливым и любящим. В дальнейшем, казалось бы «ручной» малыш может стать надежной опорой для своих родителей и собственной семьи.

Все помнят выражение, что дети - цветы жизни. Согласно ему, малышей, родившихся у родителей поздно, можно назвать зимними цветами. Это всегда чудо, буря эмоций и море радости. Ответственная роль родителей и нестандартное детство. Поздними обычно называют родителей в возрасте 35-40 тел. И положительного в этом множество:

Профессионально реализованные родители будут больше уделять времени ребенку, в большинстве случаев материальная стабильность поможет показать ему больше радостей и чудес, дать хорошее воспитание и образование;

Стать мамой в позднем возрасте - это получить шанс реализовать себя в роли матери с наилучшей стороны, так как женщина будет больше готова психологически к этой новой своей роли, роли любящей матери, чем могла бы быть при раннем материнстве;

Женщина всегда сможет рассчитывать на поддержку психологически более зрелого мужчины-отца;

До момента рождения позднего ребенка родители все больше и больше начинают понимать друг друга. Годы, прожитые вместе, позволят расти малышу в мире взаимопонимания, любви и терпения. В семьях с ранним браком, где психологическая несовместимость может быть раскрыта уже после рождения ребенка, дети зачастую становятся предметом раздражения, существами, на которых сбрасывается вся неудовлетворенность родителей друг другом;

Поздним родителям будет практически неизвестен «кризис среднего возраста», так как в детских хлопотах они его попросту не заметят;

Таким родителям уже есть, что передать своему отпрыску, и это опыт долгой жизни, а не просто школьные годы;

Обычно, когда дети рождаются в раннем возрасте, их взросление и уход в самостоятельную жизнь сопровождается с возрастным кризисом родителей. В ситуации позднего ребенка это событие отодвигается, что само по себе смягчает последствия;

Родители, у которых поздний ребенок не первый, тем самым создают отличную окружающую среду для воспитания и взросления ребенка - уже есть богатый опыт и различная возрастная категория ближайшего окружения, братьев и сестер.

Но, как и в любой бочке меда, для рождения позднего ребенка есть свои негативные стороны , выделяемые психологами. Но, что примечательно, эти аспекты более подходящие для семей, где поздний ребенок в семье первый, и менее подходящие в многодетных семьях, в которых все проявляется уже не так остро.

У поздних родителей часто рождается только один малыш. Если поздних деток больше, то, как правило, возрастная разница между ними невелика, что не очень хорошо для физиологического состояния мамы, да и для папы это будет тяжело психически;

Осложнения во время беременности могут «выйти боком» не только здоровью мамы, но и в воспитании малыша

Родители могут слишком его опекать и заботится;

Родители позднего ребенка сильнее склонны к самокритике, что может привести к неуверенности в воспитании. Но хорошие, взрослые психологически, отцы помогут матерям с этим справиться;

Очень поздним родителям может стать тяжело играть подвижные игры со своими детками, и ребенок может быть малоподвижным. Или же дети сами могут тянуться к более молодым друзьям по играм, что может в некотором роде обижать маму и папу;

Спад сексуальной жизни родителей может также негативно сказываться на ребенке, так как родители могут несознательно сбрасывать на него напряжение;

Особо поздние родители также могут предъявлять завышенные требования своим детям, так как может быть тревожное ощущение ограниченности жизни;

Самое, наверное, неприятное в позднем родительстве, это мнение других людей. Нужно быть готовым, что многие будут называть таких родителей бабушками и дедушками. Нужно будет научиться не обращать на это внимание, сдерживать эмоции и не давать зарождаться у малыша комплексам относительно мамы с папой.

Постоянное саморазвитие должно быть постоянным спутником поздних мам и пап, чтобы собственный ребенок не считал вас слишком древними.

Но все эти отрицательные стороны вполне можно пережить и даже уничтожить, если правильно себя вести и, в целом, все это предвидеть наперед.

Психология поздних деток

Основное составляющее психологии поздних деток - это возраст, в котором мама с папой их родили. Ситуация может быть разной - то ли ребенок будет вовсе единственным, то ли самым младшим, то ли одним из поздних. Если у детей разница от шести лет, то психика каждого ребенка будет формироваться независимо, как психика единственного ребенка в семье.

Позитивные особенности поздних малышей

Поздние детки гораздо лучше других приспосабливаются к людям разных возрастов - взрослые не кажутся им «слишком взрослыми» по сравнению с собой;

Так как поздним детям уделяется гораздо больше времени, они могут развиваться со всех сторон, а созданная родителями благоприятная среда посодействует этому;

Примечательно, что намного больше вундеркиндов рождается у взрослых мам, которым за тридцать;

Даже если в семье несколько детей, это не помешает должному развитию ребенка, потому что у родителей есть богатый опыт воспитания, и многие негативные моменты просто не будут всплывать;

Если поздние родители с точки зрения творчества довольно развиты, то существует вероятность «запоминания» половыми клетками данных способностей, что позволит передать малышу все задатки родителей, которые при желании можно развивать;

Поздние дети очень рано становятся самостоятельными, что помогает им в будущем, из-за сильно опеки родителей. Правда, это может мешать в детстве, так как это будет просто детскими протестами и, зачастую, непослушанием;

Если в семье несколько детей, то старшие дети могут частично заменить иди дополнить родителей самому младшему, что совсем неплохо с любых сторон.

Что есть отрицательного

Ребенок может начать очень рано испытывать чувство страха. Это страх за ранний уход родителей, часто продиктованный знаниями о возрасте, почерпнутыми из жизни или навеянными страхами самих родителей; - Редко, но встречаются случаи, когда поздним ребенком родители пытались сохранить брак, и это, конечно же, не может не повлиять на воспитание и обстановку в семье;

Не всегда большая разница в возрасте между старшими братьями и сестрами оказывает положительное влияние, ведь может просто не случится доверия между детьми;

Часто к позднему, а особенно единственному ребенку, у родителей появляются завышенные требования, а это может негативно отразиться на нервной системе ребенка;

Поздние дети более склонны к маниакально-депрессивному синдрому (на 11%), чаще рождаются с синдромом Дауна, аутизмом и другими нехорошими диагнозами (особенно это касается отцов 45-55 лет);

В случаях, когда отцам от 45, поздние детки иногда могут не уметь социально адаптироваться;

Часто таки дети чувствуют психологическую слабину перед ними родителей, и пользуются этим. А неустойчивые к слезам и капризам малыша родители поддаются, тем самым, оказывая ребенку плохую услугу;

Если ребенок единственный, и у обоих родителей нет опыта воспитания, то оно может происходить исключительно «по книжкам», что не есть хорошим методом;

И наоборот, опытные родители могут слишком давить своим авторитетом ребенка, и это отберет у него право на собственное мнение;

Следует помнить, что долгожданный единственный ребенок часто становится эгоистичным и капризным, ни во что не ставящий прислуживающих ему родителей и использующий эту манеру и в будущей жизни;

Поздние дети могут очень болезненно воспринимать негативное отношение людей к его родителям;

Что касается окружения, то для деток из поздних семей оно, чаще всего, тоже «взрослое» - сверстников малыш может просто не воспринимать.

Но все эти отрицательные нюансы также могут и не нести под собой никакого смысла, если заранее знать о них, и исключить из будущей жизни уже с малышом.

Ведь поздний ребенок - еще большее чудо, дарованное вам судьбой! Так используйте этот шанс воспитать хорошего человека. Удачи!

Во время беременности я много читала о воспитании деток, но совсем не читала о том, что меня будет ждать первое время. Мне казалось, что может быть проще? Плачет - покорми, покачай, погреми игрушкой, погладь и все. Но по факту оказалось, что очень много нового мне надо было познать.

Но вернёмся немного в прошлое.

Как вырастить ребенка счастливым

Когда-то давно мне на глаза попалась книга Жана Ледлоффа «Как вырастить ребёнка счастливым». В ней рассказывалось о том, как в глубине джунглей Латинской Америки индейцы племени екуана, сохранившие свое существование по сей день, воспитывают деток. При этом вырастают они улыбчивые, счастливые, спокойные и трудолюбивые.

Секрет их воспитания заключался в том, что они с рождения носили малыша на себе, привязывая их к телу всевозможными средствами и не прекращая при этом своей обычной трудовой деятельности.

Так они носили свое чадо до тех пор, пока он сам не проявит инициативу и готовность оторваться от родителя и начать изучать мир. Но и тут он всегда находится недалеко от взрослого, который, продолжая свою работу, прерывается лишь по требованию последнего.

Общая идея заключалась в том, что малыш, напитавшись материнской заботой и уверенностью в том, что миру можно доверять, идёт смелыми и уверенными шагами в будущее. И не чурается работы, так как видел ее с самого рождения.

Западные тенденции

В современном мире, как мне кажется, к этому тоже приходят. Не даром же появилось столько приспособлений для ношения малыша на себе: слинги, переноски, эрго-рюкзачки, кенгуру.

Мне эта идея показалась очень логичной и я приняла решение так и вести себя со своим будущим малышем. Сейчас, когда я стала мамой, я максимальное количество времени провожу с дочерью рядом, держу её на ручках, или просто сажаю рядом с собой во время чтения, а также делаю домашние дела с ней в слинге с самого ее рождения.

Моя ситуация

Моя дочка сейчас, в свои 8 месяцев, очень «мамына». При виде моего затылка, покидающего комнату, часто начинает плакать. Причем ни папа, ни бабушка не имеют такого же значения, как мама.

И конечно, я слышу много советов от доброжелателей, которые указывают мне на такую привязанность ребёнка к маме, как на явление не совсем правильное и требующее срочной корректировки.

Вот только на днях моя соседка снизу рассказывала мне, что ребёнок у меня балованный, раз требует присутствия мамы неподалёку.

А, как вы знаете, если 100 раз повторить себе, что ты лошадь, то стоит ли удивляться тому, что скоро заржешь. И я начала сомневаться в себе и своём решении. Начала пытаться научить ребёнка самостоятельности, но ничего кроме горьких слез и криков не получала. Моё сердце рвались на части, но ведь так надо.

А потом я подумала, что для малыша, особенно такого возраста, когда он не может не то, что удовлетворить, а даже сообщить о своих потребностях, мама - единственное средство для существования. У мамы в объятиях или хотя бы с мамой в зоне видимости, малыш чувствуют себя спокойно.

И можно бесконечно спорить, в каком возрасте малышу пора становиться самостоятельным, но, наверное, это все же должно произойти в своё время и сам малыш даст своим поведением об этом знать.

А знать он даст, потому что процесс взросления, как этап развития человека, в любом случае произойдёт.


Мое решение

Для себя я приняла решение не отказывать малышке в своём присутствии рядом, тем более, если я могу себе это сейчас позволить. Хватит с меня опытов Спока, от последствий которых я сама не так давно избавлялась с помощью психотерапевта.

Если мне дана возможность ввести в тот мир новую личность, то пусть за ее воспитание буду нести ответственность я, а не масса горе-советчиков.

А как вы относитесь к воспитанию деток с максимальным нахождением рядом с ними в младенческом возрасте?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО? СТРАННЫЙ ВОПРОС. ОДНАКО ЧЕЛОВЕКУ СВОЙСТВЕННО ВСЕ ОЦЕНИВАТЬ И ДЕЛАТЬ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ВЫВОДЫ. РЕБЕНОК ЕСТЬ РЕБЕНОК. ЭТО РОДНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕК; РАДИ КОТОРОГО РОДИТЕЛИ, НЕ ВАЖНО СКОЛЬКО ИМ ЛЕТ, ОТДАДУТ ЧТО УГОДНО. Я НЕ БУДУ ГОВОРИТЬ ЗДЕСЬ ПРО ТРУДНЫЕ РОДЫ И Т. Д. ДРУГОЙ ВОПРОС; ЛЕГКО ЛИ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, КОГДА ТЫ УЖЕ «В ВОЗРАСТЕ»?


Конечно, свои сложности есть. С другой стороны, радости может быть не меньше, а больше. Многие думают, что первые дети - особенные, а к появлению других уже привыкаешь. Несомненно, у всех по-разному. Иногда родители, напротив, отдают все внимание и любовь самым младшим, на что старшие, естественно, обижаются.

Даже в знаменитой Библии есть эпизод, описывающий подобное отношение. Патриарх Иаков (Израиль) кроме всех своих сыновей выказывал особенное отношение к младшему Иосифу: «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно». К сожалению, происходит даже так. В некоторых семьях, напротив, старшие окружают особой заботой и любовью младших, братика или сестренку.

Пока ребенок маленький, особенных проблем в воспитании вообще нет. Напротив, у родителей имеется огромный опыт по уходу, заботе и тренировке малыша на ранних этапах. Это является существенным плюсом. Кто-то, пройдя процесс воспитания двух детей, третьего воспитывает уже по инерции, следуя навыку предыдущих лет. Это очень сильно помогает, если ребенок по своей психике похож на старших детей. Если же контраст характера весьма ощутим, то приходится искать другие подходы. По мере его взросления постепенно появляются некоторые трудности. Это зависит сразу от нескольких причин.

Самая главная, наверное - это слишком большая разница в возрасте. Имеется в виду, что родители не в папы и в мамы годятся ребенку, а уже в дедушки и бабушки. Видел такие ситуации, когда подросток лет 12-13 стеснялся при сверстниках своих «несовременных» родителей. А кто знакомился с ним впервые, спрашивал: «Это твои бабушка с дедушкой?». Действительно, есть семьи, где ребенок очень поздний, и папа с мамой смотрятся немолодо и немодно. Для подростка очень важно, кто они и как они выглядят. Это либо образ подражания, либо наоборот. Сложно прививать ценности и интересы сыну или дочери, если ты с ними далеко не на одной волне. Здесь разница поколений ощущается довольно остро. Дело не столько в заботе, сколько во влиянии на свое дитя. В такой ситуации сверстники очень рано становятся непререкаемыми авторитетами, а «пожилые» родители оказываются вне зоны действия. Связующим звеном обычно выступают старшие братья и сестры. Конечно, сегодня есть множество семей, где дети рождаются после сорока лет, и нет проблем. Многие родители успешно впитывают все новшества современной жизни, а дети гордятся своими мамами и папами.

Другой причиной трудности воспитания является физическая форма и здоровье уже немолодых родителей. Да! Есть папаши и мамаши, которым по полтиннику, а они и бегают, и прыгают, и плавают, и чего только не делают. Но не все такие. Мне, например, 48, а Егору - 10 лет. Я, конечно, могу и в футбол поиграть, и побороться с ним. Не считаю себя каким-то «стареньким» уже, но понимаю, что мне не 20. Я не спортсмен. Проблема в том, что для эффективной длительной игры с активным ребенком, порой энергии уже не хватает. Быстро устаешь, мало энтузиазма и мотивации что-то выдумывать и быть для ребенка заводилой. Егор под вечер предлагает какую-нибудь активную игру, а я говорю, что уже устал. Смотришь на молодых родителей, которые со своими детьми, как говорится «везде», и понимаешь разницу. Кроме того, активность родителей необходима в школьном процессе. Надо помогать ребенку в уроках. Надо участвовать в жизни учебного заведения. Надо водить ребенка в различные секции. Надо... На все энергии уже не хватает, годы все-таки не те. Кто-то скажет, но ведь есть же брат или сестра. Они и должны заполнять этот пробел. А если нет? Наш старший уже женился, а младшему одиннадцатый год. А сколько таких семей? Я думаю, достаточно.

Дети - это радость для родителей в любой период жизни, когда бы они ни появились на свет. Поздний ребенок не бывает поздним. Все хорошо в свое время. От рождения первых детей мы испытываем одни положительные чувства, а от рождения 3-го или 4-го -другие неповторимые чувства. Каждое дитя по-своему уникально.

Существенным преимуществом позднего ребенка является его благотворное влияние на тонус жизни его родителей. Представьте, до чего порой могут докатиться супруги в «возрасте» не напрягаясь и не ведя активный образ жизни. Ребенок вам это не позволит. Хочешь - не хочешь, а шевелиться нужно. Любовь требует жертв. Тут сразу становишься подтянутым, расслабляться некогда. Это продляет молодость однозначно.

Кто такой тихий ребенок и чем это чревато в жизни. В нашем классе Серёжа сидел на последней парте, все считали его примерным учеником. У него были строгие родители, которые ругали его за малейшую ошибку.

Серёжа вёл себя тихо, незаметно. В шумных играх и авантюрах не участвовал. Другие мальчишки хулиганили, их родителей вызывали в школу.

А у Серёжи брюки - всегда отглаженные, руки - без царапин и синяков. Учителя его любили, он всегда соглашался с их мнением, за поведение у него было «отлично», хотя знаниями по предметам он не блистал.

Мы выросли, закончили школу. Все одноклассники выбились в люди. Казалось бы, Сергей должен быть в первых рядах, но… О нём ничего не было слышно - как в воду канул. Недавно я встретила его у винного магазина. «Понимаешь, жизнь не сложилась, - объяснял он мне. - Поступил в институт, который мать выбрала, хотя специальность эту не любил. После сменил несколько мест работы, нигде не ужился. Семьи не создал - видно не судьба».

Семья и школа

То, что случилось с Сергеем, не удивительно. Психологи отмечают, что послушание тихих детей выливается в пассивность, отсутствие чёткой позиции и неумение устроиться в жизни. Почему так происходит? Для учителей тихий ученик, конечно, удобен - он не выкрикивает с места, не отвлекается.

Вспомните, сколько раз учителя срываются на крик из-за того, что дети вертятся и не слушаются: «Я вам всем «двойки» поставлю! Родителей вызову!» Этот авторитарный режим подавляет ученика.

Родителям такой малыш тоже не доставляет больших хлопот. Это не сорванец, который влезает в неприятности и на которого приходится всё время шикать: «Не трогай! Отойди! Играй тихо!» Активный малыш требует большого внимания, которое занятые папа и мама не в силах дать. А тихоню можно спокойно оставить одного: он переходит дорогу только на зелёный свет, моет руки перед едой, вовремя делает уроки. «Воспитанный мальчик», - одобрительно говорят знакомые.

Но неужели так важно воспитывать только послушание, правильность? Мнением ребёнка родители обычно не интересуются, предлагая готовые решения: «Надень жёлтую рубашку», «В субботу идём по магазинам», «Не дружи с Костей, он из неблагополучной семьи» и т.д. Правда, через некоторое время родители жалуются: «Сыну уже 16 лет, он ничем не интересуется. Как будет профессию выбирать?» Подумайте сами: в течение стольких лет активность ребёнка подавлялась. Какого прогресса при этом можно ожидать?

Пассивные дети не имеют собственной позиции по жизненно важным вопросам, поэтому легко попадают под чужое влияние. Хорошо, если покровитель «тянет» тихоню за собой. А если он не слишком добропорядочная личность и манипулирует, приносит страдания? Ещё страшнее, когда авторитет родителей сменяется приоритетом компании, в которой подростку предлагают выпить, а то и «уколоться».

Иные, правда, так и не проходят стадию самоопределения. Из двух возможностей «быть собой» и «быть любимым матерью» они выбирают последнее, оставаясь «примерными детьми» до пенсионного возраста.

Яркая личность

Сегодня в обществе ценятся люди с активной позицией. Успеха добиваются люди с яркой индивидуальностью, свежими идеями, лидерскими качествами.

Человек по природе - существо саморазвивающееся. А малыш развивается, только когда он сам хочет, сам решает и делает.

Родителям нужно понять, что ребёнок имеет право на собственное мнение. Пусть оно не всегда удобно для вас. Поверьте, умение отстаивать свою точку зрения в жизни ещё как пригодится.

Детям нравится ощущение беззаботности, которое дают ему всё решающие за него взрослые. Он не несёт никакой ответственности, поэтому идти по жизни ему легко и беззаботно. Из малыша нельзя воспитывать исполнителя чужих требований, иначе ничего не добьётся.

Простой пример. Малышу на прогулке в ботинок попал камешек. Он бежит к маме с жалобой - камешек мешает ходить. Большинство мам снимают ботинок и делают всё за ребёнка. А ведь можно ему объяснить, как себе помочь: снять ботинок, вытряхнуть камешек. И не просто рассказать, а дождаться, когда малыш это сделает сам.

Всё ли можно разрешать? Всё, что не угрожает жизни и здоровью. Позвольте малышу самому принимать решения, поощряйте инициативу, направляйте его энергию в нужное русло - заинтересуйте спортом или творчеством. Советуйтесь с ним по всем, даже незначительным вопросам. Пусть ребёнок встаёт перед выбором и учится делать выбор. Только так можно воспитать самостоятельность, инициативность, ответственность. Даже у крохи спрашивайте, из какой тарелки он хочет есть, какую одежду носить. Главное, чтобы он умел хотеть и достигать желаемого.

Другое средство против пассивности - заинтересованность внешним миром. Приглашайте в гости детей, покажите ребёнку, что играть с друзьями, вместе лепить и рисовать - здорово. В подвижных играх поручите тихоне ответственную роль. Если дети строят дом, пусть именно тихоня увенчает его крышей. Если играют «в паровозик», поручите ему быть машинистом и бежать впереди всех.

Побольше разговаривайте с тихоней, постоянно спрашивайте, понравилась ли ему книжка, которую он прочитал, и почему, что он хочет получить в подарок и почему и т.д.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.