Как родительские отношения влияют на ребенка. Влияние родителей на характер ребенка. Факторы, влияющиена становлениедетской психики

Семья имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Не случайно у детей, живущих в детских домах и других учреждениях интернатного типа, развитие нередко протекает иным путём, чем у тех, кто воспитывается в семье. Их умственное и социальное развитие порой запаздывает, а эмоциональное - затормаживается.

Семья имеет структуру, определённую социальными ролями её членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На их основе складываются межличностные отношения. Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Кроме заботы о детях, они распространяются и на формирование личности ребёнка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье отца и матери, но и с согласованностью их воспитательных действий.

.

Но особенно - понимание того, как взрослые относятся к нему. Разногласия в методах воспитания и межличностных отношениях родителей не дают малышу возможности осмыслить, что хорошо, а что плохо. Когда согласие между родителями нарушается, да к тому же ребёнок слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. Отсюда детская тревога, страхи и даже невротические симптомы.

На развитие ребёнка влияют:

Наследственность - физиологическое и психологическое здоровье родителей, прародителей;

Семейная среда - состояние условий жизни: материальное положение, отношения между родителями, образ жизни и т.д.

Воспитание - психологический климат в семье, методы воспитания, психология отношений между членами семьи.

Характер эмоционального отношения родителей к ребёнку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность малыша.

Он не только объект воспитательных воздействий со стороны родителей, родственников, старших, но и субъект семейного микроколлектива, который также влияет на жизнь взрослых. Уже с момента рождения ребёнок развивается посредством:

Подражания родителям, родственникам, членам семьи;

Принятия требований родителей и старших;

Сравнения, в процессе которого познаёт себя (самопознание), формирует идеалы, ценностные ориентации, способность ориентироваться в семейной обстановке и социальных обстоятельствах;

Общения, с помощью которого выражает, обогащает и утверждает своё «Я», формирует сознание, нравственные чувства, саморегулирует и самокорректирует свои поступки и поведение;

Самовоспитания как целенаправленной деятельности по усовершенствованию положительных и преодолению отрицательных качеств с помощью самоанализа, самоконтроля, самоубеждения, самовнушения и т.д.

В классификации воспитательного стиля родителей чаще всего выделяют три - демократический, либеральный и авторитарный - и соответствующие им (ответные) детские характеристики. В самом общем виде это выглядит следующим образом.

Демократические родители - инициативные, добрые дети.

Родители любят и понимают детей, часто хвалят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства.

Либеральные родители - импульсивные, агрессивные дети.

Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в том числе не обращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно становится неуправляемым.

Авторитарные родители - раздражительные, конфликтные дети.

Родители устанавливают жёсткий контроль за поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью, часто бывают тревожны, а потому несчастны.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени, положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками, а наказывают в основном отказом от общения.

Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания, низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних, не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребёнка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребёнка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ему большую помощь. Однако некоторые мамы и папы могут тормозить, даже нарушать поведение своего сына или дочери, способствуя проявлению у него патологических черт личности. Э.Г. Эйдемиллер выделяет следующие типы воспитания:

Потворствующая гиперпротекция.

Ребёнок находится в центре внимания семьи, которая стремится максимально удовлетворить его потребности, оберегая от любых трудностей, от плохого влияния, не показывает отрицательные стороны жизни. Взрослые берут на себя все повседневные хлопоты, не задумываясь о подготовке сына к реальной жизни за порогом родительского дома. Всё разрешается, всё прощается, нет никаких ограничений. Когда такой ребёнок поступает в школу, он не может наладить отношения с ровесниками, ему нелегко выполнять требования учителя, тяжело учиться. Нельзя приучать ребёнка к тому, что ему всегда отдают самое лучшее, самое вкусное. Пройдут годы, и такие люди, не получая вне семьи доброт, к которым привыкли, будут стремиться взять их любыми средствами, даже подлостью и силой, или ощутят себя неполноценными, обманутыми и несчастными.

Доминирующая гиперпротекция.

Родители отдают ребёнку много сил и внимания, но при этом практически избавляют его самостоятельности, вводя различные запреты и ограничения. Надо отметить, что ребёнок полноценно развивается только в той деятельности, которая вызывает у него интерес и которой он занимается по собственному желанию, а не по приказу родителей. Ограничение свободы автоматически ведёт к ограничению ответственности. Ребёнок перестаёт ощущать себя активным участником семейных отношений, который несёт ответственность за то, чтобы каждому члену семьи было хорошо. Авторитаризм взрослых мешает развитию у него самостоятельности, формирует эгоистичные черты характера. Возможен и другой итог: тотальный контроль озлобляет ребёнка - взрослыми они начинают бунтовать против родительского влияния, могут пойти на полный разрыв с семьёй.

Гипопротекция.

Гипоопекой называется позиция невмешательства в дела ребёнка. В данном случае он предоставлен сам себе, родители практически не интересуются его делами и не контролируют. Взрослые временами оправдывают такое положение тем, что ребёнок должен расти независимым, раскованным. Но чаще всего их волнует не будущее сына или дочери, а собственный комфорт, они жалеют свои душевные силы. Детям, которые не получили должного внимания в семье, тяжело отличить хорошее от плохого. Имея много свободного времени, они редко тратят его на полезные занятия, зато рано приобщаются к алкоголю и наркотикам, попадают в криминальные компании, проявляют порой труднообъяснимую жестокость к своим детям.

Жестокое отношение.

Среди специалистов нет единодушия в объяснении причин жёстких отношений родителей к детям. Существуют три основные модели насилия: психиатрическая, социологическая, ситуационная.

Приверженцы психиатрической модели считают, что жестокие родители - это больные люди, которым требуется лечение. Большинство из них в детстве также страдали от родительской жесткости.

Социологическая модель объясняет причины жестоких отношений родителей к детям теми нормами и ценностями, которые господствуют в обществе. Если насилие является обычным способом разрешения конфликтов, а физическое наказание считается эффективным методом воспитания, то существует большая вероятность осознанного использования подобных мер в отношениях к детям. Кроме того, причиной этого могут стать бедность и безработица, при которых взрослые своё раздражение сгоняют на слабых - своих детях.

Представители ситуационной модели считают, что основной причиной жестоких отношений к потомкам являются нарушения взаимоотношений в семье. Объектами жестокости становятся младшие по возрасту, а также дети с физическими и психическими недостатками.

Учёные выделяют несколько основных форм жестокого отношения к детям:

Отказ исполнить просьбу сына или дочери в открытой, даже враждебной форме;

Отказ ребёнку в ласке и любви, что выражается в излишней холодности, нежелании или невозможности удовлетворить его потребности в эмоциональной близости;

Неуважение, высмеивание, запугивание угрозой применить насилие.

Психологическая жестокость настолько распространена, что практически ни один человек не вырастает без того, чтобы не ощутить на себе каких-либо её проявлений. Но, к счастью, в большинстве случаев она не бывает настолько сильной и частой, чтобы нанести человеку непоправимый вред.

Однако жестокие отношения с детьми могут иметь следующие последствия: дети перестают доверять всему миру. Растущие в атмосфере зла и боли стремятся оградиться от общества, становятся агрессивными, испытывают трудности в коллективе, школе. Они замкнуты и неуверены в себе, поэтому не пользуются популярностью среди сверстников. В юношестве чаще всего сталкиваются с такими проблемами, как наркомания, алкоголизм, депрессия, суицид, криминальное поведение.

Повышенная моральная ответственность.

Данный стиль воспитания, с одной стороны, характеризуется высокими требованиями к ребёнку, с другой - пониженным вниманием к его потребностям. Родители чрезмерно озабочены будущим отпрыска, его школьными делами, социальным статусом и престижем. Взрослые обязаны думать о будущем сына или дочери, воспитывать у них самостоятельность и ответственность. Ошибка заключается в том, что это делается рано, в результате чего на слабые детские плечи давит чрезмерный груз.

Вспомните, как малыш учится ходить: сначала держась за обе руки взрослого, затем - за одну руку, и только после этого пробует идти самостоятельно. Этот закон - сначала только вместе со взрослым, а затем уже без его помощи - Л.С. Выготский охарактеризовал как «зону ближайшего развития». Сущность его в том, что только через сотрудничество, через общую совместную деятельность могут сформироваться необходимые человеческие качества - от простых навыков самообслуживания до высших моральных и интеллектуальных ценностей.

При повышенной моральной ответственности основные усилия родителей направлены на достижение ребёнком некоторого социального успеха, а его чувства и потребности игнорируются. Такой стиль воспитания формирует у малыша тревожность, недоверие, подозрительность.

Эмоциональное отвержение.

Может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослым. От качества общения зависят его полноценное развитие и положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье. Это, в свою очередь, оказывает влияние на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками.

Лишение ребёнка любви и участия взрослого, содержательного общения с ним при разного рода трагических обстоятельствах приводит к заторможенности эмоциональной сферы, а впоследствии и к задержке психического развития, к потере интереса к жизни.

Упрощённый взгляд на воспитание детей заключается в том, что по сути важны лишь действия родителей, остальное - несущественно. То есть своим поведением взрослые прямо и косвенно определяют развитие детей. Такой взгляд на отца и мать, как на «всемогущих», был характерен для первых психологических теорий, но даже сегодня его разделяют некоторые неопытные родители. Однако большинство учёных рассматривают семью как систему взаимодействующих элементов - родители и дети влияют друг на друга.

Когда мы представляем семью как систему взаимодействующих элементов, становятся очевидными и более тонкие влияния членов семьи друг на друга. Так, например, поведение отца может влиять на взаимоотношения матери и дочери. Из-за требований мужа жене часто не хватает времени, энергии и заинтересованности, чтобы помочь дочери с выполнением домашнего задания. И т.д.

Сама семья включена в качестве элемента в другие социальные системы, которые в свою очередь, воздействуют на семейную динамику. Например, религиозные институты и т.п. Необходимо отметить другое.

Современная семья - это саморегулирующаяся система.

Она во многом утратила такие внешние регуляторы, как общественное мнение, воля родителей, национальные традиции, правовые и прочие силы давления. Успешность отношений в будущей семье зависит прежде всего от семейных партнёров, их социальных ориентаций и личностных качеств, психологических, характерологических особенностей, общности целей и интересов, жизненных стратегий и устремлений и т.п.

Семья и ребёнок - зеркальное отражение друг друга. Поскольку семья оказывает значительное влияние на процесс и результат становления личности, то, естественно, именно ей должны уделять первостепенное значение общество и государство.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Их личности играют существенную роль в жизни каждого. Не случайно к родителям, особенно к матери, мы обращаемся в тяжёлую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребёнка и родителей, особые, отличные от других.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Ощущение и переживание контакта с родителями даёт ребёнку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни малыша, любопытство к его детским проблемам, желание понимать, наблюдать за изменениями, которые происходят в его душе и сознании. Нарушение эмоционального контакта для ребёнка - сильный психотравмирующий фактор. Активная забота взрослых, чувство безопасности способствуют, с одной стороны, развитию у маленького человека так называемого базового доверия к миру, с другой - повышению у него конструктивной активности в освоении окружающего мира.

Определяющая роль семьи в формировании ценностных ориентаций детей обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс их физической и духовной жизни. - одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Именно её влияние, особенно в начальный период жизни, намного превышает другие воспитательные воздействия. В семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются её объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Влияние родительского отношения на развитие ребенка.

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, между прародителями и родителями, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья для ребенка – место его рождения и основная среда обитания. В семье у него есть близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть.

Семья один из важных факторов развития личности ребенка. Семья определяет ценности и смыслы ребенка, его отношение к себе, его самооценку, паттерны поведения. Семья определяет его полоролевую идентичность. В семье закладывается «Я» ребенка, его представления о себе, о своих возможностях и способностях. Семья может быть источником психического здоровья и психической травмы ребенка.

Главная задача семьи – выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

«Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Все зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать счастливую семейную жизнь.» (Воспитание любовью и логикой.1995)

Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реальной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи. Больше всего благополучию ребенка способствует благожелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Есть определенное отличие семейного воспитания от воспитания общественного. Семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья строится на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы. Проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного развития до взрослости. Это дает ребенку непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувств. Недополучивший родительской любви ребенок, вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности.

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства к родителям». (А.И.Захаров).


Существует несколько относительно автономных психологических механизмов,посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение,которое взрослые считают правильным,и наказывая за нарушение установленных правил,родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм,соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям,ориентируется на их пример,старается стать таким же,как они. В-третьих,понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы,родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному “парному” взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания

(Д. Баумринд, 1975) .

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь) , а на другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ “Я”. Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосозн

анную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь,она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом — пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .

За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других — от ребенка к родителям.

Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета:

в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) — право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Влияние супружеских отношений на воспитание ребенка признается всеми. Взаимная любовь родителей, согласованность или расхождение их духовного мира, ценностных ориентаций, гармония или дисгармония сексуальных отношений - вся эта подвижная и изменяющаяся атмосфера эмоций, чувств и страстей, наполняющая семейную жизнь двух людей, определяет и отношение к ребенку, и то место, которое он занимает в системе внутрисемейных отношений. Супружеская гармония - залог правильного воспитания ребенка. Путь к достижению гармонии труден. Супругам необходимо проникнуться глубоким сознанием как объективной сложности семейного взаимодействия, так и необходимости постоянной, ежедневной «работы» по налаживанию этого тонкого и уязвимого механизма.

Дети и их родители не живут разделенными непроницаемой перегородкой. Поведение отца и матери по отношению друг к другу есть такая же реальность, как и отношения родителей к ребенку.

Осмысляя происходящее вокруг него, ребенок вглядывается и вдумчиво вслушивается не только в то, что родители ему демонстрируют, но и в то, что те наверняка хотели бы скрыть от чуткой детской души. Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. И дело тут не только в том, что ссорящиеся между собой родители не создают в семье необходимой ребенку теплой, приветливой и безопасной атмосферы или что ссорящиеся родители не уделяют должного внимания воспитанию детей, что их требования непостоянны, необоснованны и случайны, но и в своеобразии восприятия ребенком человеческих взаимоотношений.

Обыденное сознание ищет выход из тупика, сваливая вину на плохое влияние улицы, школы, наследственности и т.д. Но если пристально вглядеться в семью, то, как правило, проблемы поведения ребенка есть соответствующая реакция на существующие между супругами разногласия. Трения между супругами, как правило, травмирующее влияют на ребенка.

Сам факт, что супруги живут вместе и их отношения оцениваются окружающими как хорошие, вовсе не означает, что муж и жена удовлетворены в браке. Под вертикальной поверхностью жизни семьи иногда бурлят страсти; в семье, рассматриваемой окружающими как «примерная», муж и жена могут просто ненавидеть друг друга. Супруги, практически разошедшиеся, продолжают жить вместе из самых различных соображений. Одно из них - долг перед детьми. Родители из благих соображений считают, что любая полная семья для ребенка лучше, чем развод.

Дело в том, что ссоры, частые разногласия между родителями, их конфликтные отношения более пагубно действуют на ребенка, чем сам развод и последующая жизнь с одним из родителей. На это особо обратили внимание психологи, которые показали, что наибольший вред приносит детям не сам развод, а ссоры между супругами, предшествующие расторжению брака. Ребенок чутко воспринимает межличностную дистанцию, образовавшуюся вследствие их ссор.

Чтобы семья могла быть признана нормальною, мало, чтобы в ней на лицо были отец и мать; надо, чтобы и их взаимные отношения соответствовали идее этого интимнейшего из людских союзов и не заключали в себе ничего, что оскорбляло бы чувства детей. Им одинаково нужны и дороги отец и мать, и надо, чтобы они видели и чувствовали взаимную любовь и уважение родителей. Если нет этого уважения, нет дружественных отношений, то в чем бы это не выразилось, дети чутко подметят, что между отцом и матерью что-то неладно, и легко могут прийти к вопросу, кто из них прав, кто виноват. Конечно, и дети, как взрослые, бывают разные, но, кажется, можно признать скорее правилом, чем исключением, что дети чувствуют потребность любить своих родителей, видеть в них хороших людей, и что для них отнюдь не легко убеждаться в том, что отец или мать - дурной человек, что отец может обижать мать, или, наоборот, видеть, что один из родителей бранится, другой плачет и т.п.

Дети хорошо улавливают типичные внешние обстоятельства, с которыми связан конфликт, но его суть остается для них скрытой. Нередко дети на основе своих суждений даже пытаются устранить «причину» ссор родителей. В одной семье, в которой ссоры происходили на финансовой почве, шестилетний мальчик со всей серьезностью обратился к отцу и матери: «Бабушка вчера мне подарила рубль. Если я вам его отдам, вы прекратите ссориться?»

Не находя удовлетворительного объяснения разногласиям между родителями, дети иногда воспринимают в качестве их причины самих себя. Дело в том, что даже внешне незаметное напряжение между супругами оказывает большое внимание на детей опосредованно. При этом недовольство родителей друг другом и семьей превращается в негативные воздействия, в отношения, прямо касающиеся ребенка.

Психологические исследования убедительно показали, что семьи, где сохраняются лишь формальные, юридические атрибуты брака, так же влияют на психику ребенка, как и условия в семье, где произошел юридический развод. Решающим является не факт юридического развода, а отчуждение родителей в семье друг от друга - «аффективный развод».

Более того, в случае «аффективного развода» ребенок оказывается в более неблагоприятной ситуации. «Двойной стандарт» отношений («для людей» и «для семьи») приводит к нарастанию внешней и внутрипсихической конфликтности. Следствием являются побеги детей из семьи, неврозы и т.п. В семьях, где есть отец-алкоголик, - свои проблемы. Но психологическая ситуация, в которой оказался ребенок, мало чем отличается от семьи, где отца нет: воспитательной функции отец не выполняет, добавляются лишь скандалы, побои, экономические трудности и т.п.

Семей без конфликтов не бывает, в каждой хоть изредка, да возникает неудовлетворенность браком. Это естественно. Противоречия побуждают к изменению, к поиску более удовлетворяющих отношений. В общем - они двигатель прогресса семьи. Скрываемое трение в семейных отношениях со временем все больше их «изнашивает» и наносит вред и самим супругам, и их детям - проблемы требуют решения, а не хранения за раскрашенным в праздничные цвета фасадом семейного благополучия.

Дети в семье - дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость и заботу, которые расширяют любовь друг к другу, делают любовь меду мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой. Несомненно, что ребенку нужны оба родителя -- любящие отец и мать.

Самая хорошая профилактика - оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не изолированы, а прямо вплетены в отношения с ребенком. Супружеские и личные проблемы - не только личное дело супругов, но и важный фактор развития личности ребенка.

Что же касается угроз авторитету родителей, то они сами создают эти угрозы, когда демонстрируют взаимное неуважение, когда при ребенке оспариваютутверждения друг друга и, наконец - самый тяжелый случай - когда ребенок (речь идет о возрасте 5-7 лет) впервые с ужасом видит, что самые любимые, дорогие люди поступают неправильно, не так, как сами учат, несправедливо и нехорошо…

Вот тут в уме и сердце ребенка возникает разлад, и дорого он может стоить в дальнейшем. Поэтому родителям следует помнить, что дети смотрят на них, рассчитывать на то, что дети вечно будут оставаться несмышленышами, нельзя.

Существуют определенные стадии в жизни детей, когда влияние родителей может во многом определить всю их дальнейшую судьбу. Эти основные стадии можно назвать судьбоносными.

Первой стадией, во многом определяющей жизнь ребенка, является момент зачатия. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть».
Главной Божьей целью соединения двоих в одну плоть, является продолжение человеческого рода, появление новой жизни, рождение новой души. Понятие «душа» тесно связано с эмоциями, восприятием мира через ощущения и сознание, мышление. Поэтому, когда две души соединяются и происходит зачатие новой души, важны их мысли, эмоции, настрой и отношение к зачатию ребенка. Тайна создания Богом новой жизни весьма велика. И творцами ее является не только Господь, но и отец с матерью. Если они хотят иметь наследие, желают появления ребенка, то при формировании новой души закладывается информация о том, что она значима, желанна и любима. Такая позиция родителей закладывает позитивное отношение ребенка к себе и окружающему миру на всю оставшуюся жизнь.

Если родители соединяются только чтобы удовлетворить похоть плоти с мыслями: «Не дай Бог забеременеть», а это все же происходит, то изначально в душу ребенка закладывается информация о том, что он нежелателен, не нужен, а значит, не любим. Такое отношение и мысли родителей откладывают отпечаток отвержения, низкой самооценки ребенка на весь период его жизни. Мы знаем, что крепость и устойчивость любого строения зависят от кладки фундамента с момента начала строения. Также и при зачатии новой жизни человека это играет огромную роль. С какими мыслями мы воспринимаем беременность, как и что мы думаем о будущем ребенке, такими мыслями будет наполнен он сам и его будущая жизнь.
Мысли, эмоции, настрой родителей в период зачатия являются фундаментом для последующей жизни ребенка. «Каковы мысли в душе его, таков и он». (Соломон) От наполнения мыслей ребенка зависит, будет ли их ребенок обладать крепким душевным и психическим здоровьем, стабильностью, радостным мироощущением, наполнен любовью и позитивным принятием себя, других людей. Либо будет иметь заниженную самооценку, чувство неполноценности, ненужности себя в этом мире с последующими продолжениями, которые могут «всплыть» в период кубертата в виде: ссор с родителями, уходом в себя, плохую компанию, употребления наркотиков, алкоголя.

Вторая стадия жизни ребенка – это жизнь в утробе матери. Ребенок является на этот период одним целым с матерью. Поэтому любые смены настроения, тревоги, страхи, волнения также переживаются маленькой душой. Если будущая мать постоянно испытывает стрессы, у ребенка идет поражение на уровне центральной нервной системы. Эти дети впоследствии крикливы, страдают бессонницей, могут отказываться от естественного вскармливания. Также в этот период следует особо беречься от различных инфекционных заболеваний, т.к. некоторые из них, такие как корь, скарлатина, краснуха вызывают повреждения психического развития, ДЦП, появление аномалии, которые связаны с недостатком развития слуха, зрения и двигательной активности. Для будущей матери и ребенка очень важна психологическая и моральная поддержка отца в этот период. Настроение обоих родителей, состояние их души, также тесно связано с душой ребенка и имеет те же последствия, положительные или отрицательные, в зависимости от отношения родителей, как и в момент зачатия. Часто нежелание иметь ребенка другого пола (например: «я хочу только девочку», а родился мальчик), впоследствии может сказаться на сексуальной ориентации ребенка, а также быть связано с чувством отвержения. Матери следует помнить, что малейшие смены настроения также переживает внутри ребенок, только для него эти переживания воспринимаются во много раз сильнее.Отцу также необходимо проявлять непрестанную заботу о комфортности будущей матери. Если хорошо будущей матери, то также хорошо и будущему ребенку в ее чреве.

Третья стадия – период рождения ребенка. Идет отделение его от матери при появлении на свет. Хотя физически они уже разделены, но продолжают быть связаны в душевной сфере. Как прошли роды у матери, могут во многом определить дальнейшую судьбу новорожденного ребенка. Для ребенка роды являются большим стрессом. Ему надо пройти сложный и первый для него путь, и если женщина в этот период будет отвергать внутренне ребенка и думать только о себе, причиненной ей боли, это значительно затруднит этот процесс для него. Последствие таких родов может проявиться в боязни детей оставаться в одиночестве, трусости, излишней привязанностью к матери. Особая капризность, малодушие, боязливость, себялюбие часто являются результатом стресса, пережитого во время родов. Когда родители не ждали ребенка, не радовались ему, не пеклись о нем и роды были нежелательными, душевные потрясения младенца усугубляются. Дети, пережившие душевный и физиологический стресс, впоследствии находят утешение в таких физиологических средствах как табакокурение, наркотики. Важным моментом является выбор имени ребенку. В библейские времена этому придавалось большое значение. Выбор имени имел также судьбоносный характер, выявлял отношение родителей к ребенку и определял во многом его дальнейшую судьбу.

Четвертая стадия охватывает период от момента рождения до трех лет ребенка. Многие педагоги, ученые считают, что все основные этапы будущего развития ребенка закладываются в этот период. Не зря существует поговорка: «Ребенка воспитывают, пока он лежит поперек кровати, когда вдоль – уже поздно». Поэтому крайне важно матери не оставлять надолго в этот период ребенка. В некоторых культурах мать никогда не покидает ребенка до 5 лет. Чем меньше возраст ребенка, тем больший он испытывает душевный стресс при разлуке с матерью. «Он испытывает состояние ужаса, страха, подобно падению в пропасть» (Гармаев). Недаром африканские и вьетнамские матери привязывают ребенка к себе и постоянно носят с собой. В этот период ребенок постоянно нуждается в нашем присутствии, ласке, объятиях. По мнению врачей и психологов, любой ребенок нуждается в объятиях как минимум 4 раза в день (также и взрослый человек). Ему очень важно знать, любим ли он, слышать эти слова любви каждый день то нас. Если родители этого не делают, дети испытывают голод по любви, эмоциональную и духовную нужду. Часто родители слишком заняты удовлетворением физического голода детей, состоянием его тела: похудел он или слишком поправился? Но редко кто знает и вспоминает об эмоциональном голоде детей, который так же как физический может привести к необратимым процессам в жизни ребенка.

Пятая стадия влияния родителей на жизнь детей приходится на возраст 13 лет. Это период полового развития ребенка, который сопровождается интенсивным ростом различных частей тела. Детям бывает очень тяжело и трудно в этот период. Им кажется, что их тело «сошло с ума» или превратилось в «сплошные ноги». Непропорциональность и некрасивость тела и одновременно желание нравиться другому полу часто вызывает внутренний конфликт. Сознание не всегда успевает за изменениями тела. Быстрая утомляемость, повышенная возбудимость становятся спутниками взросления ребенка, периода кубертата. В связи с перестройкой организма, «бурлением гормона», подростку трудно бывает объяснить свое непредсказуемое поведение. Порой для него самого является неожиданностью его резкое сопротивление родителям, крики, хамство и прочее. Крайне важно в этот период для родителей продолжать проявлять такт, уважение и любовь к подростку, каким бы «провокационным» не было его поведение. На все его негативные проявления являть любовь. Взрослым следует смотреть на вызывающее поведение подростка как на временную болезнь. При умелом и терпеливом подходе взрослых ее течение пройдет легче, быстрее и менее болезненно для детей. Несмотря на взрывчатость, неуживчивость подростка в это период, не переставайте говорить ему слова любви, проявлять уважение. Скажите ему, как он ценен и важен для вас, что если бы перед вами поставили всех детей, какие только есть на свете и разрешили заново выбрать себе ребенка, то вы непременно выбрали бы только его (ее). Правильное отношение родителей к детям в подростковый период служит им единственным твердым основанием, крепким причалом для их бурных переживаний роста, гормональных страстей. Чем стабильнее будет поведение родителей, тем спокойнее и защищеннее будут чувствовать себя дети. Проявлением любви и уважения вы поможете им избежать множества неправильных действий и поступков в этот период и заложить правильный фундамент для дальнейших отношений.

Не всегда плохое поведение подростка является только проявлением особенности его возраста. Иногда этим источником являются сами родители. Бывают не только проблемы с поведением у детей. Бывают проблематичные родители. То, как вели себя родители по отношению к ребенку или друг к другу, начинает в этом возрасте проявляться у детей. Они начинают разворачивать опыт поведения, накопленный за эти годы в семье. Присмотритесь повнимательней, может вы увидите в его неприятном поведении отражение своего поведения, ранее допущенное вами по отношению к нему или другим членам семьи? Может это нам самим порой надо покаяться перед Богом за свое поведение, а не наказывать и стыдить детей?

Шестая стадия является моментом, когда мы отпускаем наших детей в период их замужества или свадьбы. Нам бывает очень тяжело отпускать самое дорогое, во что было вложена вся наша жизнь. Отдать эту жизнь в ее собственные руки и вручить другому, благословить и отпустить, перестать контролировать и руководить дальнейшей жизнью детей – важный момент в становлении дальнейших отношений детей и родителей. Это стадия прекращения активного воздействия и влияния родителей на детей. Если дети нас уважают, ценят и любят и мы действительно смогли стать авторитетом для них за годы совместного проживания, они сами будут искать нашего совета и встречи с нами. Никогда не будьте навязчивы. Чтобы наш сын (дочь) смогли прилепиться ко второй половине и стать одно с ней, а не с нами одно, мы должны отпустить и отдать их жизнь в их руки. Пытаясь удержать бразды правления новой семьи, мы разрушаем ее, не даем ей родиться, сплотиться в одно целое.
Седьмая стадия характеризуется влиянием детей на родителей. Можно назвать ее стадией жатвы. Когда мы пожилые, благословляют ли нас наши дети? Какой плод смогли вырастить мы? То, что мы сеяли, то и пожнем. Если мы были благочестивой матерью (отцом), были благословением для наших детей, то теперь наши дети будут благословением для нас. Если мы только ругали, были недовольны, всегда придирались и часто унижали наших детей, то мы не сможем пожать полноты родительского урожая радости и ощутить их благодарность, уважение и любовь по отношению к нам.

Часто отношения раздоров, ссор и проклятий передаются из рода в род, из поколения в поколение. Это является своеобразным кругом, который трудно разорвать. Чудо Евангелия, благая и радостная весть заключается в том, что Господь, Иисус Христос может восстановить развалины, исцелить разбитые сердца, возобновить отношения, собрать воедино семью, разрушить родовое проклятие и научить правильным, красивым, благочестивым отношениям родителей и детей.
Господь, помоги всем нам осознать важность порученного Тобою самого большого дела для каждого человека на земле – родить новую душу и воспитать из нее личность. Помоги нам понять и осознать драгоценность и уникальность каждого человека на земле. Прости нам наше незнание, самолюбие, эгоизм и гордость. Научи нас Твоей мудрости и любви. Аминь.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.